Творческий отчёт «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Столбова Галина Викторовна

Умелое использование в работе с детьми народные пословицы, потешки, игры, хо­роводы - помогает всестороннему  развитию: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, а также воспитанию любознательности, любви, к родному слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчёт

«Влияние устного народного творчества

 на развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст — время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Многие причины задержки развития речи у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее формирования на этом раннем этапе. Полноценное развитие речи должны обеспечить мы взрослые: педагоги и родители.

Умелое использование в работе с детьми народные пословицы, потешки, игры, хороводы - помогает всестороннему  развитию: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, а также воспитанию любознательности, любви, к родному слову.

Основываясь на своём педагогическом опыте, я решила как можно шире применять фольклорный материал в своей работе, а именно с детьми раннего возраста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других бодрит.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формируют отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой  обстановки он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми.  М. Загрутдинова, Г. Шинкарь, Н. Криницына указывают на особую значимость фольклора в адаптационный период ребёнка в детском саду.

Хорошо подобранная с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю.

Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребёнка радость, желание повторить их.

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!»

Или

«В светлом теремочке

Выросла   …!

Люди её любят,

Все её голубят».

А ещё детям нравятся «Ладушки, ладушки», «Сорока, сорока», «Идёт коза рогатая».

Таким образом, устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Какие же задачи можно решать с помощью русского фольклора:

  • обеспечивать эмоционально положительное общение с каждым ребёнком;
  • воспитывать положительное отношение к режимным процессам: умыванию, одеванию, приёму пищи и т.п.;
  • побуждать ребёнка, активно включаться в диалог всеми доступными средствами: мимика, жесты, движения;
  • создавать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

Работа началась с  подбора потешек, приговорок, попевок. Просматривая хрестоматии, обращали внимание на то, чтобы тексты были простые, короткие, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Далее была составлена картотека художественного слова (Картотека представлена на выставке). Очень большое внимание уделялось подбору иллюстративного материала. Предпочтение отдавали таким художникам, как Виктор Михайлович Васнецов, Борис Игнатьев, Владимир Григорьевич Сутеев.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Какие – то тексты я заучивала наизусть, какие-то читала по карточке из картотеки и конечно, искала соответствующие интонации: колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко, веселую потешку — задорно, с юмором, с улыбкой.

Дети  реагировали на потешки неодинаково. Одних успокаивали потешки с перебиранием пальчиков, другие на эту потешку почти не реагировали, тогда приходилось привлекать их к играм в сопровождении потешек. Сажала ребёнка на лошадку,  приговаривая:

Еду, еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

В работе учитываем индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит по-другому, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова русской народной потешки!

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Я старалась с помощью потешки побуждать детей к движениям. Сначала учила ребят ходить стайкой. Как и во всех видах деятельности, дети проявляли себя по-разному: многие двигались с удовольствием, некоторых приходилось водить за руку. Таких малоподвижных детей старалась растормошить, заставить двигаться под потешку. Я произносила бодро, с задором:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создаёт радостное настроение.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я использовала художественное слово. Для этого была подобрана картотека. Так, во время умывания говорю:

Ай, лады/, лады/,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Малые формы фольклора способны создавать у детей хорошее настроение. Вот почему мы старались, чтобы художественное слово сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад.

Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я  приговаривала:

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Потешки способствуют обогащению словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Качая куклу, девочки повторяют: «Баю-баюшки-баю». Во время кормления кукол приговаривают: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам.

Каждое знакомство детей с новыми игрушками сопровождается потешкой. Малыши играя, пытаются, подражать мне, сочетая свои действия со словами потешки.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и игры-развлечения. Любимое развлечение малышей – «Здравствуй, солнышко».

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

Малыши очень любят шутливо грозить пальцем, а затем звать солнышко, приглашая его выглянуть в окошко:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Когда солнышко появляется, малыши выражают свою радость возгласами, хлопками в ладоши.

С восторгом встречают игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки».

Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так мы обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

В группе созданы следующие условия для речевого развития: книги и игры по фольклору, собрано большое количество игрушек.

В книжном уголке разместились книги – игрушки,  книги – раскладушки, книги – картинки, книги малютки, фигурки персонажей потешек, прибауток, сказок, д/игры по мотивам знакомых сказок. Дети с радостью идут в гости к книгам.

Мы знаем, что большое значение для всестороннего развития детей и развития речи в частности имеет единство подходов  дошкольного учреждения и семьи. В нашей группе налажено тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников, используем различные формы общения с ними:

проводим беседы, консультации,

родительские собрания,

функционирует домашняя игротека, куда входят игры для развития речи, потешки, стихи,

пользуется спросом фонотека с записями детских песенок,

создан мини-музей «Страна Пирамид»,

проект «Ладушки». Цель которого -  речевое  развитие детей раннего возраста с помощью малых форм фольклора,  воспитание любознательности и любви к родному слову.

Вы спросите: Почему так долго мы реализовываем один проект, да потому что возраст от 1 до 4 лет уникален по своему значению для речевого развития. В этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами и создаёт предпосылки для их дальнейшего развития, а малые формы фольклора  - разнообразны, доступны и помогают решить все наши задачи.

Каковы же результаты работы? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным. А главное  у детей обогащается словарь, они с удовольствием рассказывают стихи и сказки.

По сравнению с началом учебного года  произошла большая качественная динамика в речевом развитии детей нашей группы.

Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом нам помогут произведения русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста»

Рекомендации родителямвоспитателя Никитиной Елены Вячеславовны«Использование элементовустного народного творчествав воспитании детей раннего возраста»        В воспи...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других -  рассматриваются физиоло...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста

План самообразованияТема: «Социализация дошкольника через театрализованную деятельностьПриоритетное направление в 1 младшей группе:«Устное народное творчество в воспитании...

Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста

Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста...

Отчёт по самообразованию по теме «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры». 2018 – 2019 уч.год

Отчёт по  самообразованию по теме «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры».2018 – 2019 уч.год Дети раннего  возраста нуждаются во всестороннем р...