Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Мастер – класс для воспитателей
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Шебанова Алла Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной категории
2024г
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашел время побывать у меня в гостях – царицы Математики!
Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много интересного и увлекательного. И я хочу поделиться моими математическими сокровищами с вами.
Для начала скажите, пожалуйста, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный: Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться! (Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей…)
- Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас всех. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе тепло. Так порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! ( звучит продолжение песни, припев).
Вот на таком позитиве я хотела бы продолжить нашу работу.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите все зимние месяцы. Сколько их? А сейчас какой месяц, какой он по счету месяц года?
-Сколько месяцев в году? Какой месяц год открывает? А какой завершает? Сколько времен года? Назовите их.
-Какой сегодня день недели? Каким он будет по счету? А сколько всего дней в неделе? Сколько дней выходных? Назовите их. Молодцы!
Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.
Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно, что: Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься.
Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
Начиная работу с детьми по математике нужно изучить его эмоциональное самочувствие, его отношение к математике. И в этом нам поможет один из тестов, который предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Я применяю с детьми вот такие 5 домиков:
1 «Математический домик»-он украшен цифрами.
2 «Домик для грамоты»- он украшен буквами.
3 Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изодеятельности.
4 Домик с игрушками – здесь можно играть.
5 Сказочный домик – здесь живут сказки, которые можно послушать.
( предлагаю подойти к доске одному из воспитателей)
-Я спрашиваю у ребенка, в какой домик тебе хотелось бы войти? В каком тебе будет интереснее всего? В какой домик тебе еще хотелось бы зайти? Почему? А в какой домик тебе совсем не хочется заходить? Почему?
Этот простой тест определяет предпочтение ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик. Дети в первую очередь выбирают конечно же…игровой домик и сказочный. Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А ,наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т.д. Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр.. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.
Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике, так и дома родителям с детьми.
- Я вам предлагаю принять участие в этих играх. Приглашаю вас к столам окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо! Тогда занимайте свои места за столами.
Для начала сделаем массаж пальчиков.
«Игра – разминка».
1,2,3,4,5 – научились мы считать.
1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!
Молодцы! А сейчас послушайте: «Соберем яблоки»
Круглое, румяное, оно растет на ветке.
Любят его взрослые и маленькие детки! Что это? (яблоко).
Ну, конечно же яблоко! Оно соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите.
- Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны пересчитать семечки и встать в обруч, где находится соответствующая цифра.
- Молодцы1 Все справились с заданием. Правильно нашли соответсвующую цифру в обруче. А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальчиком на песке.
Загадки – отгадки
1. У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо.
2. Эта фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.
3. У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.
Следующая игра, ее можно проводить, разделив игроков на 2 команды.
Игра «Живые числа»
-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5 или от1-10. Молодцы обе команды правильно выстроились.
-А сейчас я буду загадывать загадку о цифре, а вы должны вылепить ответ.
«Вылепи цифру»
Как – то ночью старый стул спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире стал он цифрою (4)
Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом различишь едва-едва, где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадайка! Она большая зазнавайка. Единицу сложишь с двойкой и получишь цифру (3).
-А сейчас я предлагаю вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии
«Полминутки для шутки»
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (8).
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас ( 5).
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (9)
4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (7)
5. Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (6)
- Молодцы! Немного отдохнули, а сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный.
Игра «Кто самый внимательный»
Раздаю счетные палочки, показываю карточку с узором в течение 1-2мин, затем убираю. Вы должны воспроизвести узор на столе.
Далее давайте еще поработаем со счетными палочками: (здесь мы развиваем моторику и математические знания)
1. Сделайте из палочек 2 треугольника. Сложи их так, чтобы получился квадрат.
2. Выложите квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек понадобилось?
3. Выложи треугольник внутри квадрата. Сколько получилось треугольников?
4. Положите желтую палочку между красной и синей. Над синей положите 5 зеленых, под желтой – 4 красных и т.д. Вариантов в игре множество.
На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки».
Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.
1. Сколько ладошек ( красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
2. Сколько квадратов (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать 3 шага вправо и 2 вниз, где мы окажемся?
8. Загадай маршрут товарищу.
- Молодцы! Хорошо поработали!
-Не хочется оставлять без внимания такую игру, как « Божьи коровки». Детям на занятии она очень нравится. Эта игра учит находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, вниманию, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.
- Их можно раскладывать в прямом и обратном порядке. Вставлять пропущенных насекомых. Каждая божья коровка должна найти свою ромашку. Взять одну ромашку с насекомым и подобрать ей соседей, то есть предшествующее и последующее число. Можно сравнивать числа и цифры и поставить между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или равно, ну и что еще подскажет фантазия!
По ознакомлению детей с неделей, можно использую игру «Рассели гномиков по дням недели»
В этой игре закрепляются названия и последовательность дней недели.
- А сейчас немного отдохнем и продолжим.
Пальчиковая игра
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони),
Он был путешественник — гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (прыгаем)
Прыг-скок, ква-ква!
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
( Выставляю на доску 7 домиков для гномов) Здесь живет неделя. А в неделе сколько дней? (7).Тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.
- Какой гном первый приходит в дом недели? (понедельник).
В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом
Ели гномы помидор и болтали разный вздор.
-А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг,
Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.
Гном вторник любил все оранжевое. Он и оделся в оранжевый наряд.
- Третий день? (среда).Этот гном любит все желтое и нарядился он во все желтое и домик у него тоже желтый..
- Четвертый приходит Четверг. Этот гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет природы оживления.
- Пятый приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин.
-Шестым приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты.
- Седьмой приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом..
Игра «»Обозначь последовательность дней недели цифрами»
- Предлагаю найти домики гномиков и обозначить цифрой в соответствии с днем недели.
- Скажите пожалуйста, какой день приходит раньше среды?
- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали. Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад «Купил дед компьютер» (раздать шапочки)
Воспитатель: Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.
Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.
- А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?
Дед: - А похож он на прямоугольник.
Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)
- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)
Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.
- А скажите где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)
Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:
Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.
Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)
Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала.(на ковре 2 ленты: длинная и короткая)
- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).
- Это дорожка какая? (короткая)
- А эта? длинная)
- Почему выбрали эту дорожку? (ответы)(Бежит жучка по короткой дорожке)
Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.
Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)
- А когда в детский сад идем? (утром)
- Обедаем когда? (днем)
- Когда возвращаемся домой? (вечером)
- Сейчас какое время суток? (день)
- Мы с вами что делаем? (играем)
- Давайте и кошку разбудим.
Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.
Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.
- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.
- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.
- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.
- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.
- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.
- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.
Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)
И компьютер включился!
- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю вы ответите мне на вопрос.
- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)
- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация)
Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.
Рефлексия:
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей
и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!
Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется (раздаю ладошки).
Предлагаю: написать на ней свое имя. Затем оставить свои пожелания на ладони ( предлагаю эти ладони поместить на доску к солнышку)
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог.
Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-864268-1481466402.jpg)
Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-1235551-1605637690.jpg)
Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области Мастер – класс для воспитателей&la...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1504579-1704841038.jpg)
Мастер - класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности»
Целью мастер-класса является повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности....
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/13/picture-1510627-1707830657.jpg)
Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидакт...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1114935-1581627225.jpg)
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность."
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность." Цель: повышение уровня знан...