Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Алла Ивановна Шебанова

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_femp.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области

Мастер – класс для воспитателей

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Шебанова Алла Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2024г

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашел время побывать у меня в гостях – царицы Математики!

 Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много интересного и увлекательного. И я хочу поделиться моими математическими сокровищами с вами.

 Для начала скажите, пожалуйста, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный: Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться! (Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей…)

- Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас всех. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе тепло. Так порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! ( звучит продолжение песни, припев).

              Вот на таком позитиве я хотела бы продолжить нашу работу.

- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите все зимние месяцы. Сколько их?  А  сейчас какой месяц, какой он по счету месяц года?

-Сколько месяцев в году? Какой месяц год открывает? А какой завершает? Сколько времен года? Назовите их.

-Какой сегодня день недели? Каким он будет по счету? А сколько всего  дней в неделе? Сколько дней выходных? Назовите их. Молодцы!

   Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.

Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает  ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако  часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна.  И хотя математика – один из сложных предметов,  наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно, что: Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься.

Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.

 Начиная работу с детьми по математике нужно изучить его эмоциональное самочувствие, его отношение к математике. И в этом нам поможет один из тестов, который предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Я применяю с детьми вот такие 5 домиков:

«Математический домик»-он украшен цифрами.

2 «Домик для грамоты»- он украшен буквами.

Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изодеятельности.

Домик с игрушками – здесь можно играть.

Сказочный домик – здесь живут сказки, которые можно послушать.

( предлагаю подойти к доске одному из воспитателей)

-Я спрашиваю у ребенка, в какой домик тебе хотелось бы войти? В каком тебе будет интереснее всего?  В какой домик тебе еще хотелось бы зайти? Почему? А в какой домик тебе совсем не хочется заходить? Почему?

Этот простой тест определяет предпочтение ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится  ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик. Дети в первую очередь  выбирают  конечно же…игровой домик и сказочный. Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А ,наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т.д.  Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр.. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. 

Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике, так и дома родителям с детьми.

- Я вам предлагаю принять участие в этих играх. Приглашаю  вас к столам  окунуться в детство,  на некоторое время превратиться  в детей. Согласны? Спасибо! Тогда занимайте свои места за столами.

Для начала сделаем  массаж пальчиков.

 «Игра – разминка».

1,2,3,4,5 – научились мы считать.

1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!

Молодцы! А сейчас  послушайте: «Соберем яблоки»

Круглое, румяное, оно растет на ветке.

Любят его взрослые и маленькие детки! Что это? (яблоко).

Ну, конечно же яблоко! Оно соку сладкого полно.

Руку протяните, яблоко сорвите.

- Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны  пересчитать семечки и встать в обруч, где находится соответствующая цифра.

- Молодцы1 Все справились с заданием. Правильно нашли  соответсвующую  цифру в обруче. А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальчиком на песке.

Загадки – отгадки

1.      У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо.

2.      Эта фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.

3.      У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.

   Следующая игра, ее можно проводить, разделив игроков на 2 команды.

Игра «Живые числа»

-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5 или от1-10. Молодцы  обе команды правильно выстроились.

-А сейчас я буду загадывать загадку о цифре, а вы должны  вылепить ответ.

«Вылепи цифру»

Как – то ночью старый стул спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире стал он цифрою (4)

Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом различишь едва-едва, где в ней ноги, голова. (8)

Цифру эту угадайка! Она большая зазнавайка. Единицу сложишь с двойкой и получишь цифру (3).

-А сейчас я предлагаю вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии

«Полминутки для шутки»

1.      Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (8).

2.      Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас ( 5).

3.      Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (9)

4.      Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (7)

5.      Сколько точек в круге, столько раз поднимем  руки. (6)

- Молодцы! Немного отдохнули, а сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный.

 

 

Игра «Кто самый внимательный»

Раздаю счетные палочки, показываю карточку с узором в течение 1-2мин, затем убираю. Вы должны воспроизвести узор на столе.

    Далее давайте еще поработаем со счетными палочками: (здесь мы развиваем моторику и математические знания)

1.      Сделайте из палочек 2 треугольника. Сложи их так, чтобы получился квадрат.

2.      Выложите квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек понадобилось?

3.      Выложи треугольник внутри квадрата. Сколько получилось треугольников?

4.      Положите желтую палочку между красной и синей. Над синей положите 5 зеленых, под желтой – 4 красных и т.д. Вариантов в игре множество.

На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки».

Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.

1.      Сколько ладошек ( красного, зеленого, синего, желтого) цвета?

2.      Сколько квадратов (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?

3.      Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4.      Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5.      Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6.      Сколько ладошек во втором  ряду слева смотрит влево?

7.      На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать 3 шага вправо и 2 вниз, где мы окажемся?

8.      Загадай маршрут товарищу.

- Молодцы! Хорошо поработали!

-Не хочется оставлять без внимания такую игру, как « Божьи коровки». Детям на занятии она очень нравится. Эта игра учит находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, вниманию, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.

- Их можно раскладывать в прямом и обратном порядке. Вставлять пропущенных насекомых. Каждая божья коровка должна найти свою ромашку. Взять одну ромашку с насекомым и подобрать ей соседей, то есть предшествующее и последующее число. Можно сравнивать числа и цифры и поставить между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или равно, ну и что еще подскажет фантазия!

По ознакомлению детей с неделей, можно использую игру «Рассели гномиков по дням недели»

В этой игре закрепляются названия и последовательность дней недели.

   - А сейчас немного отдохнем и продолжим.

Пальчиковая игра

 Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони),

Он был путешественник — гном. (руки на пояс, шаги на месте)

На лягушке он скакал: (прыгаем)

Прыг-скок, ква-ква!

И на стрекозе летал: (машем руками)

Ух, высоко! (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)

Буль-буль-буль!

Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)

Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)

Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

   ( Выставляю на доску 7 домиков для гномов) Здесь живет неделя. А  в неделе сколько дней? (7).Тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.

- Какой гном первый приходит в дом недели? (понедельник).

 В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом

Ели гномы помидор и болтали разный вздор.

-А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг,

Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.

Гном вторник любил все оранжевое. Он и оделся в оранжевый наряд.

- Третий день? (среда).Этот гном любит все желтое и нарядился он во все желтое и домик у него тоже желтый..

- Четвертый приходит Четверг. Этот гном любит все  зеленое. Цвет зеленый, цвет природы оживления.

- Пятый   приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин.

-Шестым приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты.

- Седьмой приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом..

              Игра «»Обозначь последовательность дней недели цифрами»    

- Предлагаю найти домики гномиков и обозначить цифрой в соответствии с днем недели.

- Скажите пожалуйста, какой день приходит раньше среды?

- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали. Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад «Купил дед компьютер» (раздать шапочки)

                                                                                                                                          Воспитатель: Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.

Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.

- А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?

Дед: - А похож он на прямоугольник.

Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)

- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)

Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.

- А скажите где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)

Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:

Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.

Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)

Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала.(на ковре 2 ленты: длинная и короткая)

- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).

- Это дорожка какая? (короткая)

- А эта?  длинная)

- Почему выбрали эту дорожку? (ответы)(Бежит жучка по короткой дорожке)

Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.

Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)

- А когда в детский сад идем? (утром)

- Обедаем когда? (днем)

- Когда возвращаемся домой? (вечером)

- Сейчас какое время суток? (день)

- Мы с вами что делаем? (играем)

- Давайте и кошку разбудим.

Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.

Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.

- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.

- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.

- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.

- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.

- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.

- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.

Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)

И компьютер включился!

- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю вы ответите мне на вопрос.

- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)

- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий»«больше – меньше», части суток, пространственная ориентация)

Здесь мы увиделикак ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

Рефлексия:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения

взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая

информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей

и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется (раздаю ладошки).

Предлагаю: написать на ней свое имя. Затем оставить свои пожелания на ладони ( предлагаю эти ладони поместить на доску к солнышку)

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

Мастер - класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности»

Целью мастер-класса является повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности....

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидакт...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность."

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность." Цель: повышение уровня знан...