Мастер - класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности»
картотека по математике (старшая группа)
Целью мастер-класса является повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov-deti_ovz.docx | 82.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности.
Задачи:
- Познакомить педагогов с методами и приемами формирования элементарных математических представлений в досуговой деятельности.
- Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
- Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Актуальность проблемы:
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Обучение математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения. У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности, также они испытывают значительные трудности в усвоении данного материала. Поэтому одним из актуальных направлений работы педагогов детского сада является применение разнообразных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ, а главное использование их во всех сферах деятельности детей, в том числе досуговой.
Ход мастер-класса
Усвоению сложных математических знаний помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игры с математическим содержанием ещё и развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Очень важно включать в досуговую деятельность дидактические игры, направленные на формирования элементарных математических представлений.
В досуговой деятельности дети с увлечением выполняют различные задания, приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на математическом занятии. Эта раскованность позволяет им более естественно использовать те навыки и умения, которыми они уже прочно овладели.
В досуговой деятельности по математике для воспитанников дошкольного возраста используются занимательные игры, задачи, развлечения. Дети очень хорошо воспринимают задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Все психологические новообразования берут начало в игре.
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Все дидактические игры, которые используют воспитатели в досуговой деятельности по математике можно разделить на несколько групп:
- Игры с цифрами и числами.
- Игры путешествие во времени.
- Игры на ориентировку в пространстве.
- Игры с геометрическими фигурами.
- Игры на логическое мышление.
- Игры с загадыванием и отгадыванием.
- Игры – соревнования.
- Игры – задачи.
1.Игры с цифрами и числами.
Дидактические игры, такие как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Назови соседей». Они помогают детям свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Для развития внимания, памяти и мышления используют такие дидактические игры, как «Задумай цифру», «Составь цифру», «Которой игрушки не стало?» Игра «Считай не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. Для закрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».
2. Игры путешествие во времени.
Способствуют закреплению знаний о частях суток, днях недели, временах года, месяцах. В старшей и подготовительной группе использовали такие игры в путешествии во времени как: «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».
3. Игры на ориентировку в пространстве.
Воспитанники учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию и свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида. Игры: «Найди игрушку», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Путешествие по комнате». Играя в эти игры, дети хорошо справляются со всеми заданиями, для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.
4. Игры с геометрическими фигурами.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагается детям найти в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах дети играли в такие игры, как «Лото», «Цвет и форма», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» часто в группе использовали в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, а также развития внимания, воображения. Детям очень нравится составлять из геометрических фигур фигуры человека, животных.
5. Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?».
6. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». Эти игры развивают умение контролировать и оценивать действия, предоставляют возможность выбора из тех знаний, которыми дети уже овладели и которые нужны для данной ситуации. Примерные вопросы: Дети лепили снеговика. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых рукавиц. Сколько детей лепило снеговика? (объяснить на наглядном материале).
7. Игры - соревнования основаны на стремлении быстрее достичь результата, выиграть, определяют темп умственной активности. Например: «Кто быстрее построит мостик из цифр?», «Конструируем одежду из геометрических фигур».
8. Игры – задачи.
Способность рассуждать развивается у ребенка при возможности выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять события во времени. Пример: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
Вашему вниманию представляются игры, которые можно использовать в досуговой деятельности для формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ.
Представляемые дидактические игры
Игра «Ладошки»
Цель: развитие пространственных представлений у детей, умение определять словом направление движения, развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
- Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
- Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
- Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
- Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
- Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
- Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
- На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
- Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.
Игра «Живые цифры»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материалы: карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание: дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Цифры! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу, называя свою цифру. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры: «Цифры» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
Игра «Части суток»
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Материалы: картинки: утро, день, вечер, ночь.
Содержание: педагог чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал. Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее. По сигналу дети встают в тот дом, о котором идет речь.
1.Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят… | 2.Случится в солнечный денек Ты в лес уйдешь поглуше Присядь попробуй на пенек Не торопись … Послушай… |
3.Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве. Я стою на дороге, Прислонившись к иве… | 4.Плакали ночью желтые клены: Вспомнили клены, Как были зелены… |
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры и находить предметы похожие по форме.
Материал:геометрические фигуры на шпажках с «прорезями-окошками» внутри.
Содержание:Детям выдаются геометрические фигуры на шпажках. Каждый по очереди смотрит в окошки и находит предметы, которые похожи по форме на фигуру. Ребенок отвечает: Шкаф похож на прямоугольник.
Игра «Какая цифра рядом»
Цель: упражнять в определении последующую и предыдущую цифру к названному.
Материал: Мяч.
Содержание: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любую цифру. Поймавший мяч называет предыдущую или последующую цифру. Если ребенок ошибся, все хором называют эту цифру.
Игра «Кто первый назовет?»
Цель: Развитие умения осуществлять счет и определять место предмета в ряду, развитие умения осуществлять порядковый счет.
Материал: ряд различных игрушек, ряд из картинок разнообразных животных.
Содержание: Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
Второй вариант игры: перед детьми представлен ряд предметов или картинки с изображением предметов. Под каждой картинкой номер, под которым стоит этот предмет. Дети закрывают глаза, педагог забирает 1 или 2 предмета, дети должны назвать какой по счету предмет пропал.
Игра « У кого столько же»
Цель: закрепить навыки счета, определять количество предметов и соотносить их с цифрой.
Материалы: карточки с различным количеством кругов изображенных на них (2 набора)
Содержание: Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта. Ребёнок должен определить, у кого из играющих карточка с заданным количеством кружков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на РМО педагогов ДОУ на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в интеграции с игровой деятельностью»
Подготвила воспитатель МБДОУ «Тополёк» Лысогор Л.В....
Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области Мастер – класс для воспитателей&la...
Консультация для педагогов Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Обмен опытом между педагогическими работниками...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...
Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидакт...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность."
Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность." Цель: повышение уровня знан...