Мастер - класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности»
картотека по математике (старшая группа)

Загороднова Екатерина Григорьевна

Целью мастер-класса является повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov-deti_ovz.docx82.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в досуговой деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с методами и приемами формирования элементарных математических представлений в досуговой деятельности.
  2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
  3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Актуальность проблемы: 

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  Обучение математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения. У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности, также они испытывают значительные трудности в усвоении данного материала. Поэтому одним из актуальных направлений работы педагогов детского сада является применение разнообразных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ, а главное использование их  во всех сферах деятельности детей, в том числе досуговой.


Ход мастер-класса

Усвоению сложных математических знаний помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.  Игры с математическим содержанием ещё и развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Очень важно включать в досуговую деятельность дидактические игры, направленные на формирования элементарных математических представлений.

В досуговой деятельности дети с увлечением выполняют различные задания,  приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на математическом занятии. Эта раскованность позволяет им более естественно использовать те навыки и умения, которыми они уже прочно овладели.

В досуговой  деятельности по математике для воспитанников дошкольного возраста используются занимательные игры, задачи, развлечения. Дети очень хорошо воспринимают задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

  • Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  • Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  • Все психологические новообразования берут начало в игре.
  • Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  • Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Все дидактические игры, которые используют воспитатели в досуговой деятельности по математике можно разделить на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами. 
  2. Игры путешествие во времени. 
  3. Игры на ориентировку в пространстве. 
  4. Игры с геометрическими фигурами. 
  5. Игры на логическое мышление.
  6. Игры с загадыванием и отгадыванием.
  7. Игры – соревнования.
  8. Игры – задачи. 

1.Игры с цифрами и числами. 

Дидактические игры, такие как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Назови соседей». Они помогают детям свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Для развития внимания, памяти и мышления используют такие  дидактические игры,  как «Задумай цифру», «Составь цифру», «Которой игрушки не стало?» Игра «Считай не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. Для закрепления  порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».

2.  Игры путешествие во времени. 

Способствуют закреплению знаний о частях суток, днях недели, временах года, месяцах. В старшей и подготовительной группе использовали  такие игры в путешествии во времени как: «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».

3.  Игры на ориентировку в пространстве. 

 Воспитанники учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию и  свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида. Игры: «Найди игрушку», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Путешествие по комнате». Играя в эти игры,  дети хорошо справляются со всеми заданиями, для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.

4.  Игры с геометрическими фигурами. 

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагается детям найти  в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах дети играли в такие  игры, как «Лото», «Цвет и форма», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» часто в группе использовали в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, а также развития внимания, воображения. Детям очень нравится составлять из  геометрических фигур  фигуры человека, животных.

5.  Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?».

6. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». Эти игры развивают умение контролировать и оценивать действия, предоставляют возможность выбора из тех знаний, которыми дети уже овладели и которые нужны для данной ситуации. Примерные вопросы: Дети лепили снеговика. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых рукавиц. Сколько детей лепило снеговика? (объяснить на наглядном материале).

7. Игры - соревнования основаны на стремлении быстрее достичь результата, выиграть, определяют темп умственной активности. Например: «Кто быстрее построит мостик из цифр?»,  «Конструируем одежду из геометрических фигур».

8. Игры – задачи. 

Способность рассуждать развивается у ребенка при возможности выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять события во времени. Пример: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Вашему вниманию представляются игры, которые можно использовать в досуговой деятельности для формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ.

Представляемые дидактические игры

Игра «Ладошки»

Цель: развитие пространственных представлений у детей, умение определять словом направление движения, развивать умение пользоваться схемами.

https://urok.1sept.ru/articles/658931/img2.jpg

Задания:

  1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
  2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
  3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
  4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
  5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
  6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
  7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
  8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.

Игра «Живые цифры»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материалы: карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание: дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Цифры! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу, называя свою цифру. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры: «Цифры» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

Игра «Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материалы: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание: педагог чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал. Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее. По сигналу дети встают в тот дом, о котором идет речь.

1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

2.Случится в солнечный денек         

Ты в лес уйдешь поглуше

Присядь попробуй на пенек

Не торопись … Послушай…

3.Вот уж вечер.

Роса блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве…

4.Плакали ночью желтые клены: Вспомнили клены,

Как были зелены…

Игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры и находить предметы похожие по форме.

Материал:геометрические фигуры на шпажках с «прорезями-окошками» внутри.

Содержание:Детям выдаются геометрические фигуры на шпажках. Каждый по очереди смотрит в окошки и находит предметы, которые похожи по форме на фигуру. Ребенок отвечает: Шкаф похож на прямоугольник.

Игра «Какая цифра рядом»

Цель: упражнять в определении последующую и предыдущую цифру к названному.

Материал: Мяч.

Содержание: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любую цифру. Поймавший мяч называет предыдущую или последующую цифру. Если ребенок ошибся, все хором называют эту цифру.

Игра «Кто первый назовет?»

Цель: Развитие умения осуществлять счет и определять место предмета в ряду, развитие умения осуществлять порядковый счет.

Материал: ряд различных игрушек, ряд из картинок разнообразных животных.

Содержание: Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.   

Второй вариант игры: перед детьми представлен ряд предметов или картинки с изображением предметов. Под каждой картинкой номер, под которым стоит этот предмет. Дети закрывают глаза, педагог забирает 1 или 2 предмета, дети должны назвать какой по счету предмет пропал.

Игра « У кого столько же»

Цель: закрепить навыки счета, определять количество предметов и соотносить их с цифрой.

Материалы: карточки с различным количеством кругов изображенных на них (2 набора)

Содержание: Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта. Ребёнок должен определить, у кого из играющих карточка с заданным количеством кружков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидакт...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность."

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность." Цель: повышение уровня знан...