Статья «Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о сельскохозяйственном труде взрослых»
статья

Колмыкова Светлана Сергеевна

«Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни».

                                                                А.С. Макаренко

 

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок окружает много нового и интересного. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

 Изучение профессий – это своего рода процесс приспособления ребенка к социальной среде и существующим экономическим отношениям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье. Доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о сельскохозяйственном труде взрослых»

Колмыкова С.С.

«Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни».

                                                                А.С. Макаренко

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок окружает много нового и интересного. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

 Изучение профессий – это своего рода процесс приспособления ребенка к социальной среде и существующим экономическим отношениям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье. Доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду.

        В работе детского сада имеются свои сложности осуществлении трудового воспитания: хотя наши дошкольники и живут в сельской местности, значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Дети не видят, как выращивают злаковые культуры, откуда появляется в магазине хлеб, молоко, яйца, крупы. Поэтому необходимо найти пути и формы работы, которые помогут приблизить дошкольников к сельскохозяйственному труду взрослых. И показать на примерах всю значимость и сущность трудовых действий.

        Работая с детьми, мы обратили внимание, что дети мало знают или не знают совсем о сельскохозяйственном труде взрослых различных профессий. У них не сформированы трудовые качества: умение доводить начато до конца, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам их труда.  Нас заинтересовала данная проблема. Так дошкольный возраст наиболее благоприятен, что бы дать детям определенные знания и представления о труде взрослых.

Мы живем в государстве, где труд человека на селе всегда ценился и являлся главным. И в то же время мы все больше осознаем, что знаниям детей о сельскохозяйственном труде на селе. Мы уделяем все меньше и меньше внимания.

Работая по данной теме, очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие люди, реальные взрослые у которых можно чему-то научиться. Взаимодействие с близкими для воспитанников взрослыми дает конкретные примеры из жизни и формируют у детей представление о сути труда, отношении к труду взрослых, о его общественной значимости. Более того, наблюдая со стороны, детям насколько интересна профессия близкого человека, окружающим людям, как важен результат его труда. Ребенок испытывает гордость за своих родных, что, несомненно, положительно складывается наи развитии самооценки детей.

Одним из путей формирования у дошкольников представления о значимости труда является ознакомление с профессией. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей. Видах и орудиях труда. Знания о трудовой деятельности является центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обуславливают развитие и интерес к трудовой деятельности. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного отношения к трудовой деятельности окружающих людей является важнейшим компонентом в готовности детей к труду. Ребенок – дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудом взрослых. Жизнь ребенка протекает в определенно социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления. А затем в играх и в быту стремиться подражать взрослым. Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения. Который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей. Об отношениях к труду и друг другу.

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека. В этот период закладывается позитивное отношение к труду. К себе, к окружающим людям.

И так, планируя образовательную деятельность мы опираемся на определенные дидактические принципы, которые наполнены новым содержанием с акцентом рассматриваемую проблему и возраст детей: принцип активности. Принцип доступности, принцип наглядности, принцип научности, принцип прочности усвоения знаний, принцип сотрудничества организации с семьей.

Для получения детьми большого объема знаний о сельскохозяйственном труде взрослых, необходимо организовать предметно – развивающую среду, при которой процесс ознакомления с трудом взрослых будет проходить через различные виды детской деятельности. Такие как, оформление трудового уголка, различные картотеки дидактических игр и упражнений, загадок по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом взрослых, художественная литература, иллюстрации, и зона «сельскохозяйственный дворик», в которой ребенок наглядно и манипулируя с предметами, может попробовать себя в некоторых сельскохозяйственных профессиях.

Применяя все вышеизложенное на практике, мы получим следующий результат, у детей расширятся знания о труде взрослых, которые они часто наблюдают в повседневной жизни, сформируются понятия о труде, что без труда взрослых невозможно жить, что – труд основа жизни, сформируютсязнания о разнообразии сельскохозяйственных профессиях, технике, а также сформируется уважительное отношение к людям труда.

Таким образом, системная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых способствует формированию позитивных установок к различным видов труда, воспитанию положительного отношения труду, желания трудиться.

        

Список используемой литературы

  1. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского Диссертация канд. пед. наук: 13.00.01: Курск, 2001. – 134с
  2. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Просвещение, 1988. – 133 с.
  3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / Кондрашов. – Балашов : Изд-во «Николаев», 2004.
  4. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / Дошкольное воспитание. – 1978. - №10. – с.64-69.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Справка по итогам тематического контроля "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о социальной значимости труда"

Справка по итогам тематического контроля "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о социальной значимости труда"...

Обобщение опытом по теме: Формирование у детей дошкольного возраста краеведческих знаний в процессе познавательно - творческой деятельности «Сахалин –жемчужина России».

Обобщение опытом по теме: Формирование у детей дошкольного возраста краеведческих знаний в процессе познавательно - творческой деятельности  «Сахалин –жемчужина России»....