Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе
методическая разработка на тему
ВВЕДЕНИЕ.
Прежде чем давать знания,
Надо научить думать,
Воспринимать, наблюдать
В. Сухомлинский.
Экология (от греческого слова ойкос – дом, жилище, дом, хозяйство), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Как доказал Н.Н. Поддьяков, лишение возможности наблюдать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем. И на сегодняшний день проблема развития познавательной деятельности детей является наиболее актуальной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
- Введение.
- Основная часть._____________________________________2-6 стр.
1.1. Задачи формирования у детей дошкольного возраста системы знаний о живой и неживой природе._________________________7-9 стр.
1.2. Формирование представлений о живой неживой и неживой природе у дошкольного через наблюдение за особенностями природы родного края.__________________________________________9-28 стр.
1. 3. Структура и содержание формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста.____________28-31 стр.
III. Заключительная часть._____________________________32-33 стр.
IV Список литературы.______________________________34 стр.
V. Приложение._____________________________________35 стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Прежде чем давать знания,
Надо научить думать,
Воспринимать, наблюдать
В. Сухомлинский.
Экология (от греческого слова ойкос – дом, жилище, дом, хозяйство), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Как доказал Н.Н. Поддьяков, лишение возможности наблюдать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем. И на сегодняшний день проблема развития познавательной деятельности детей является наиболее актуальной. Практика показывает, что в число неуспевающих детей в школе чаще всего попадают пассивные дети, с неразвитой познавательной активностью. Актуальность данной темы в том, что посредством наблюдения ребенок познает окружающий мир.
С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако, психологами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков и др.) доказано: в дошкольном возрасте идёт бурное развитие мышления в единстве его основных форм – наглядно – действенной, наглядно – образной, логической.
В процессе целенаправленного обучения, при соответствующей его организации, дети успешно овладевают элементами логического мышления: устанавливают причинно – следственные связи, обучаются рассуждать и делать выводы, выделять существенное и второстепенное. Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Земля - наш общий дом, и человек – часть живого мира природы. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к животному миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней. Вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Сократ, Демокрит (древнег. философы) высказывали свои мысли о природоспособности в воспитании и развитии детей, т.е. не в отрыве от природы, а наоборот, природа играла первостепенную роль.
В истории пед. мысли ведущее место по праву принадлежит Яну Омосу Коменскому. Еще в семнадцатом веке Ян Омос Коменский обратил на природоспособность всех вещей, т.е. что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.
Ж.Ж. Руссо выделил три источника воспитания и образования: природа, люди и окружающие вещи. Все три части должны быть взаимосвязаны, следовательно, каждый из нас есть результат природы, людей и вещей.
Выдающиеся педагоги и практики второй половины 19 века также придавали огромное значение общению с природой, их воспитанию, образованию через природу. К. Д. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и самое полезное для детей. Он горячо призывал расширить общение ребенка с природой, и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы … так мало оценено в педагогике».
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами»
Е.И. Тихеева подчёркивала особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. Ею была разработана одна из первых программ обучения дошкольников по временам года, где были разделы: неживая природа, растительный мир, труд детей. Она разработала экскурсии в природу. Она говорила, что основное правило, которым следует руководствоваться, чтобы вызвать в ребёнке какое – нибудь представление или воздействовать на его чувства, надо обязательно повести ребёнка в естественные природные условия. Для того, чтобы он собственными глазами увидел всё в своей красе, услышал звуки, обонял его запахи.
Е.Н. Водовозова отмечала «Природа даёт ребёнку знания, умения, навыки и учит заботиться, учит выделять не только яркие признаки, но и менее заметные»
С.Т. Шацкий придавал большое значение труду детей в природе, наблюдениям в природе.
Современная педагогика придает важное значение проблемам экологического образования начиная с раннего детства. Данные исследований, наблюдений, отчет работы передовых педагогов прошлого и настоящего времени нашли свое отражение в основных документах, материалах, посвященных проблемам дошкольного воспитания. Так, в концепции содержания непрерывного образования предусмотрена задача экологического образования в процессе организации совместной деятельности со взрослыми и сверстниками:
« Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе».
Анализируя содержание программы обучения и воспитания детей в детском саду следует отметить, что в ней большое внимание уделено ознакомлению дошкольников с природой. Одной из основных задач программы является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру. В программе представлена система организации прогулок в природу для целенаправленного наблюдения за одним и тем же объектом в разные временные периоды (в течении суток, недели, месяца, года).
Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой находит отражение в трудах Болдыревой Т, Николаевой С.Н., Фокиной В. и многих других. Также сейчас существует много парциальных программ, которые направлены на экологическое образование детей дошкольного возраста: Н.Н. Кондратьева «Мы», С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа» и др.
Сегодняшние дошкольники будут жить в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на земле. Дошкольное детство - это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Поэтому я считаю, что у детей уже в дошкольном возрасте нужно формировать систему знаний о живой и не живой природе. В результате можно достичь высокого уровня экологического образования детей. Таким образом, дети становятся не только помощниками взрослых в деле охраны природы, но и активными её помощниками, проявляют самостоятельность в решении возникающих проблем, отстаивают свою позицию.
В связи с этим,
Цель моей работы это: Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе, через наблюдения.
Планируя работу по формированию системы знаний о живой и неживой природе у детей дошкольного возраста, я предполагала решить следующие задачи:
- Формировать знания о живой и неживой природе,
- Воспитывать у детей любовь к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- Формировать практические навыки и умения по уходу за живыми существами и некоторые способы охраны природы.
- Задачи формирования у детей дошкольного возраста системы знаний о живой и неживой природе.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – учёных, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Процесс формирования системы знаний о живой природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Это возможно лишь при особом планировании работы детского сада и семьи по формированию системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста, с помощью последовательных заданий, вовлекающих ребёнка в многообразную деятельность: познавательную, оценочную, творческую, практическую, оздоровительную.
Детский сад у нас находится в очень красивом месте. Растительный мир весьма разнообразен как на территории детского сада и ближайших улиц, так и на находящихся поблизости лугу, смешанном лесу, Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения во всём своём разнообразии дают возможность показать приспособленность растений к условиям существования, в том числе к сезонным изменениям.
Растительность луга представлена многолетними и однолетними светолюбивыми травянистыми растениями. Из злаковых можно встретить тимофеевку, овсяницу, из бобовых – клевер, мышиный горошек, чину луговую. Растут на лугу поповник, василёк, тысячелистник, подорожник, одуванчик, пастушья сумка и др. Наблюдения за живой и неживой природой не заканчиваются на территории детского сада. Для более обширного знакомства с природой организуем экскурсии в лес, на речку.
В лесу многообразие деревьев и кустарников, за которыми можно наблюдать в разные времена года.
Чуть подальше от детского сада есть река Кама. Такие экскурсии очень нравятся детям, особый интерес у них вызывают чайки, обитающие на Каме.
Такое окружение способствует глубокому усвоению системы знаний о живой и неживой природе.
При формировании системы знаний о природе определила направления, по которым будет проходить процесс формирования системы знаний.
Первое направление – система знаний о живом и неживом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей.
Второе направление – система знаний о среде обитания живых существ, их приспособленности к определённой среде обитания, в том числе к сезонным изменениям.
Третье направление – система знаний о размножении живых существ, их росте и развитии.
Четвёртое направление – система знаний о взаимодействии живых существ в экосистемах (луг, лес, водоём).
Освоение системы знаний о живой, неживой природе связано с развитием познавательных умений, среди которых выделила следующие:
- Умение видеть живой, неживой объект в разнообразии его свойств, жизненных проявлений.
- Умение оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания.
- Умение включать объект в различные системы, рассматривать его с различных точек зрения.
- Умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть последствия воздействия на объект.
- Умение устанавливать различные по степени сложности по содержанию связи, существующие в природе.
Таким образом, я считаю, что к концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована система знаний о живой и неживой природе.
2. Особенности формирования системы знаний о живой и неживой природе.
Последние четыре года я работала с детьми младшего дошкольного возраста: Поэтому формировать знания о живой и неживой природе я начала у детей с раннего возраста.
Прежде всего, в каждой группе оформляла Уголок природы, куда поместила растения и аквариум с рыбками. В уголке природы растут: Амазонская Лилия , Спатифилиум, Маранта, Сансевиера, Традесканции, и другие... Дети младшего дошкольного возраста ещё достаточно малы, чтобы самим ухаживать за растениями и животными. Поэтому, когда начинала поливать растения, то привлекала внимание детей словом. Всегда здоровалась с растениями; «Здравствуйте, наши маленькие друзья. Вы, наверное, заждались нас». Это сразу же привлекало внимание детей. «Дети, поглядите на наши цветочки. Они загрустили… Часто подчёркиваю одушевлённость растений: «Они – как мы». Головку опустили, листочки поникли… Цветочки грустят. Как вы думаете, почему они грустят? Они хотят попить. В земле должна быть водичка. Учила детей определять, нуждается или нет растение в поливке. Дети трогали землю в цветочном горшке, определяли влажная земля или сухая. Если земля влажная, то объясняла детям, что поливать не надо. При поливке растений объясняла детям, как нужно держать леечку, как поливать: «Смотрите, я поливаю не стебель, а землю, низко и к краю горшка». Потом опрыскивали листья у растений опрыскивателем, или обтирали сырой ваткой. На следующий день после поливки привлекала внимание детей к рыхлению земли в цветочных горшках. Объясняла детям, что землю нужно рыхлить для того, чтобы растениям было легче дышать и тогда они будут ещё лучше расти.
В первой младшей группе со второго полугодия детей постарше стала привлекать к уходу за растениями. Я помогала ребёнку держать лейку, и мы вместе поливали растение, осторожно обтирали и опрыскивали листья. Во время совместного труда хвалила ребёнка, отмечала, что он самостоятельно напоил растение: « Зарина поливает потихонечку. Ждёт, когда водичка появится в поддоне»
В процессе трудовых действий сначала сама, а потом дети читали стихи Ю. Мориц:
У меня живёт цветок,
Он бы море выпить мог.
Дам водички – он глотает
И немножко расцветает!
Детей во второй младшей группе приучаю самостоятельно ухаживать за растениями. Дети под моим руководством проверяют, нуждается ли растение в поливке, если нуждается, то поливают его, опрыскивают и обтирают листья.
Дети среди растений находят цветущие; называют и показывают части растения: стебель, листья, цветы. Я показала на картинке корень растения и объяснила, что корень у растения в земле, мы его не видим. Учила детей любоваться красотой растений, сравнивать растения: «Посмотрите, какое чудесное растение!» (Дети несколько секунд рассматривают, любуются.) Затем обращаю внимание детей на длинные стебли, большие красивые листья у Спатифилиума, а цветы похожи на парус. Ещё раз с детьми любуемся красотой растения. Затем выставляю рядом другое растение - бегонию вечноцветущую – и обращаюсь к детям: «А теперь поглядите на другое растение. Это бегония, только она совсем другая. Какая?». Рассматриваем её вместе с детьми, слушаю их высказывания и перехожу к деталям: «Есть у неё пятнышки? (Нет.) А какого цвета листочки? (Красные.) Посмотрите, у красной бегонии цветочки есть, их много! Покажите их». Потом читаю детям стихи, сопровождая чтение жестикуляцией, а дети снова любуются растениями.
Стоят на подоконнике
Красавицы – бегонии,
Листики – ладошки
Подставляют солнышку.
Смотрите, они разные!
У той – листочки красные,
У этой все зелёные, в крапинку весёлую…
До чего же хороши – полюбуйтесь малыши!
После наблюдений рисовали растения, делали аппликации. Например, горшок для бегонии я сделала аппликацией, а листья нарисовали дети. При рисовании герани дети рисовали цветы тычком (палочка с плоским срезом), а я – кашпо и стебель.
Аналогично организовывала работу и по уходу за рыбками. Дети с довольствием кормят рыбок, помогают мне добавлять и менять воду в аквариуме. Кроме того, детям очень нравиться наблюдать за рыбками. В результате наблюдений дети получают преставления о строении рыб - вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, внизу брюшко. Дети отмечают, что у водных обитателей нет ни рук, ни ног, но есть плавники, которые расположены в разных местах их тела – на спине, брюшке, на хвосте, вблизи головы; на голове у рыбки глаза – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы.
В результате многократных наблюдений, дети делают вывод, что рыбки плавают легко, быстро, в разных направлениях, у них всегда спина сверху, брюшко снизу. Объясняю детям, что так плавать им помогают вытянутое и скользкое тело, заострённая голова, плавники; рыбки легко поворачиваются в разные стороны – им помогает хвост с плавниками.
Пояснила детям, что рыбки могут жить только в воде, сами плавают, едят, их нельзя трогать, вынимать из аквариума, из воды, иначе они погибнут. Так у детей создаётся правильная ориентация в отношении к живому: (бережно, правильно обращаться, проявлять заботу).
После неоднократных наблюдений дети рисовали аквариум с рыбками. Я нарисовала свечой разных рыбок на альбомных листах и предложила детям стать волшебниками. По мере закрашивания гуашью на альбомном листе стали появляться рыбки, что очень понравилось детям.
Работа в уголке природы наглядно показывает детям значение ухода за растениями и животными. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок должен осознать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, свете и др.), что каждый организм растет, живет, развивается, только если для этого есть необходимые условия. В процессе труда в Уголке природы дети наглядно прослеживают и полностью осознают зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определенной внешней среде: одни родились в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане — они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трех разных средах — в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси — перелетные птицы). Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
В младшей группе показываю малышам песочницу, называю ее, сообщаю: в ней песок (влажный, пригодный для игр). Песок желтый, из него можно лепить пирожки, куличи, пирожные для куклы. Также показываю и называю формочки, совочки, действия с ними. Во время игры приговариваем: «Песок мелкий— сыплется, влажный — из него можно лепить». Демонстрирую, как совком уплотнить песок, придать ему форму, как насыпать его горкой, в формочки. «Выпечку» куличей можно обыграть: устроить угощение куклы, мишки и др.
Игры с песком проводятся многократно, при этом я развиваю не только пассивную, но и активную речь малышей — дети понимают слова взрослого, сами начинают говорить о песочных играх.
Во всех возрастных группах (в соответствии с технологиями) проводятся ежедневные наблюдения за погодой, атмосферными явлениями и работа с календарем. Всю неделю приучаем детей к процедуре ежедневных наблюдений, приемам фиксации этих наблюдений в календарях.
В солнечные дни обращаем внимание детей на солнце: на него трудно смотреть — такое оно яркое, так много дает света, еще от него идет тепло. Предлагаем детям с закрытыми глазами постоять в тени, а потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях. Выясняем, что солнце, если его слишком много, утомляет, а тень, если в ней длительно находиться, дает излишнюю прохладу. Все предметы, растения по-разному выглядят на солнце и в тени. Просим детей полюбоваться окружением и сказать, что красиво выглядит на солнце, а что в тени.
По ситуации читаем (но может и разучить с детьми наизусть) стихи.
В. Донникова
СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЕК
Солнечный, пригожий выдался денек,
На травинке каждой пляшет огонек.
Кто поймает первый бабочку в саду?
Рыбку кто увидит в солнечном пруду?
У Шао-шань, Шен Е.
ТЕНЬ
Хорошо в жаркий день Мы плясали в тени
Встретить тетушку Тень! Мы смеялись в тени
Под зеленой листвой Хорошо в жаркий день
повстречались с тобой. Встретить тетушку тень!
Во время наблюдений загадываем детям загадки:
Продолжаются игры и опыты с песком во всех группах, мы поддерживаем инициативу детей, хвалим удачные сооружения, помогаем развивать сюжет игр вокруг них, подсказываем приемы работы с песком.
Во всех группах знакомим детей с обыкновенной глиной , выясняем у детей, чем глина отличается от песка (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая глина липкая, вязкая, мягкая — из нее можно лепить разные предметы; сухая глина твердая, похожа на камень, но не такая прочная — при ударе или падении разбивается на куски).
Экологические занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению с природой. На занятиях формировала систему элементарных знаний, осуществляла развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия давали возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливался у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
При подборе занятий основное внимание уделяла их систематичности и последовательности, с тем, чтобы обеспечить формирование элементарной системы знаний, умений и навыков. Предусмотрела занятия, на которых будут сообщаться первоначальные знания. Далее шли занятия, цель которых – пополнение первоначальных представлений, обобщение и применение полученных знаний, умений и навыков.
Так в первой младшей группе с детьми проводила занятия по ознакомлению с овощами и фруктами, с дикими и домашними животными, с растениями и птицами.
Маленькие дети имеют неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Поэтому, для того, чтобы поддержать в течение занятия внимание детей проводила занятия – путешествия; занятие – сказки; занятия – игры. Так, например, чтобы закрепить знания детей о домашних животных проводила занятие – путешествие: «В гости к бабушке Арине». В гости дети «ехали на автобусе». Около своего дома детей встретила бабушка, показала своих домашних животных (игрушки). Дети рассказывали бабушке, что они знают о животных. Бабушка дополняла ответы детей. Потом дети «покормили» кошку и собачку молочком. А бабушка угостила детей конфетами.
При ознакомлении с грибами, на занятие к детям «приходил» Домовенок Кузя. Дети рассказали домовенку о сьедобных и неьседобных грибах. Дети пробовали угощение грибочки.
(Приложение. Конспект проведения открытого занятия «Съедобные и несъедобные грибы»)
Были организованны экскурсии в лес.
Я прочитала детям стихотворение В. Рождественского «На лесной опушке»:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята !
Где росток ты увидишь простой.
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод
Так, пожалуй, считать, не сочтёшь !
Моей целью было рассказать и показать детям, не только, что растёт в лесу, но и кто здесь живёт. Поэтому на следующем занятии мы говорили с детьми о птицах и животных населяющий лес. Я показала детям картины и иллюстрации, дала послушать голоса птиц в записи. Дети сразу различили кукование кукушки и стук дятла. Некоторые дети были в лесу вместе с родителями, поэтому, с помощью моих вопросов, дети поделились своими впечатлениями.
Говорили на занятиях и о правилах поведения в лесу: «В лесу нельзя шуметь, чтобы не напугать лесных жителей», «Ходить в лесу можно только по тропинкам», «Нельзя брать с собой в лес собаку, чтобы она не разорила птичьи гнёзда» и т.д.
Мы проводили с детьми беседы о птицах, об их пользе, наблюдали за ними. Проявляю заботу о птицах, осенью заготавливали корм для них. Был предложен конкурс на лучшую кормушку между родителями. На участок к кормушкам зимой прилетали синички, воробушки. Мы насыпали им корм. Дети и сами обращают внимание на поведение птиц.
Занятия проводятся как в группе, так и на участке детского сада.
Конечно, одних занятий недостаточно для формирования системы знаний о живой и неживой природе. Большую роль в этом имеют экскурсии, прогулки за пределы детского сада, походы и т.д. Именно здесь ребенок открывает для себя всю красоту окружающего мира.
Но дети первой младшей группы малы, чтобы ходить в поход или на экскурсии на длинные расстояния. Поэтому в первой младшей группе планировала целевые прогулки и экскурсии не далеко от детского сада в разное время года, чтобы дети могли наблюдать за жизнью растений, животных, птиц, насекомых в естественных условиях в зависимости от сезона. Так, например, в мае с детьми первой младшей группы провела целевые прогулки: «Знакомство с одуванчиком», «Знакомство с мать - и - мачехой», «Одуванчиков много – они разные и красивые».
Рядом с детским садом есть полянка, где растут цветы. Мы с детьми ходим наблюдать за цветами.
Растительность поляны представлена многолетними и однолетними светолюбивыми растениями. Из злаковых можно встретить тимофеевку, овсяницу, из бобовых - клевер, мышиный горошек, чину луговую. Растут на поляне поповник, василёк, тысячелистник, подорожник, одуванчик, пастушья сумка и др. Из насекомых можно встретить бабочек, пчёл, шмелей, божьих коровок и др.
Каждую новую встречу с обитателями поляны начинали чтением стихотворения азербайджанского поэта С. Вургуна:
Давай пройдёмся медленно на поляну
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Во время первого посещения летом поляны разрешила детям побегать, поиграть, насладиться красотой природы. Тут же напоминала, что нельзя без надобности рвать цветы и траву.
Раньше учили детей правильно рвать цветы: аккуратно и столько, сколько нужно, например, для букета. Теперь поставила перед собой другую цель – научить детей любоваться цветами. Провела с детьми на лугу беседу, предложили им подумать и сказать, что было бы, если бы все цветы вдруг исчезли.
Максим: Не было бы красиво.
Аделина: Было бы скучно и грустно.
Ярослав: Пчёлам и шмелям негде было бы собирать нектар.
Анюта: Пропали бы бабочки.
Дети правильно поняли, что без цветов природа значительно обеднела бы. Потом стала замечать, что во время прогулок дети нередко останавливали друг друга.
Аделина: Аня, ты зачем рвёшь цветы? Ты полюбовалась ими, пусть и другие посмотрят на них.
Знакомя детей, с цветами старалась рассказать о каждом цветке много интересного: как он называется и почему, где любит расти.
Знакомя детей с колокольчиком, рассказала детям: «Растёт на лугу цветок, голубой, как небо. Каждое утро в нём роса собирается, как в чашечке. Капля за каплей – полный цветок. И тогда тоненький стебелёк наклоняется, чашечка опрокидывается.
- Кап – кап, динь – динь, - звенят капельки, ударяясь о траву.
Птицы слышат это и начинают щебетать:
- Утро, утро наступило !
А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Да он на него и похож».
Предложила детям найти на лугу ромашку. Дети находили на лугу аптечную ромашку и похожий на ромашку - нивяник, или поповник. Рассказала детям, как называется этот цветок и предложила сравнить эти два цветка.
Аня: Ромашка маленькая, а поповник высокий.
Аделина: У ромашки листики как у морковки.
Ярослав: Ромашка пахнет вкусно. Моя мама её в чай кладёт и меня заставляет ей горло полоскать, когда я болею.
Сравнивая эти два цветка, дети сами пришли к выводу, что эти цветы похожи друг на друга но совершенно разные. Обобщила и систематизировала знания детей, сказав, что ромашку заваривают и пьют от простуды и ей же полощут горло. Предложили детям послушать четверостишия М. Авдеевой об этих цветах:
Ромашка, ромашка, Вот нивяник, что с ромашкою
Душистый цветок. Дети путают порой.
Жёлтая серёдка, Он высокий и красивый
Белый лепесток. С жёлто – белой головой.
Красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов – привлекать насекомых. Рассказала детям, что даже коровы обходят растения с яркими цветами, как будто понимают, что они для пчёл и бабочек, что им нужно отцвести и оставить семена. Скот больше любит невзрачные травы, мелкие цветы которых опыляет ветер. Это тимофеевка, лисохвост, мятлик, овсяница, пырей, которых всегда много на лугу.
Дети наблюдали на участке за насекомыми, которых здесь множество:
жужжат труженицы – пчёлы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи – журчалки. Рассказала детям, что некоторые насекомые, например, пчёлы не могут жить без растений. Питаясь их нектаром, пчёлы одновременно опыляют их.
Все экскурсии на луг проходили эмоционально, в виде непосредственной, живой беседы с детьми. На экскурсиях проводили с детьми игры, что позволяло в увлекательной форме для детей закрепить полученные знания. Проводили игры: «Найди цветок», «Цветы и ветерок», «Найди по описанию», «Моя находка» и др.
С детьми второй младшей группы ходили на экскурсию к реке Каме.
Любовались красотой зеленых растений на островке, красотой воды, сами собирали ракушки, рассматривали и делали из них поделки.
Во время экскурсий детям нравилось наблюдать за муравьями. Мы осторожно раздвинули траву и увидели около ствола дерева муравьёв, которые сновали повсюду, и каждый нёс что – то на себе. Дети рассказывали о муравьях, о том, почему их называют санитарами леса (Об этом мы говорили на занятиях). «Они маленькие, а поедают даже больших гусениц. Муравьи строят большие кучи – дома, муравейники, там, наверное, миллион муравьёв живёт. Этот дом нельзя трогать, муравьиные кучи надо обходить, не разрушать».
Рассматривая с детьми муравейник, рассказала детям, что такие сооружения возводят крошечные муравьи. На постройку одного муравейника идёт 4 – 5 миллионов хвоинок. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи – верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
После беседы о муравьях дети, идя по лесной тропинке, старались быть внимательными, чтобы не наступить на них. Дети узнали, что эти насекомые приносят большую пользу, что муравьи санитары леса
Рассказала детям о том, что пишет о муравьях известный исследователь их жизни Анатолий Александрович Захаров: «…одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой - может, как автомат, многократно повторять однообразные действия. Соответственно распределяются и профессии среди муравьёв».
А разве у муравьёв бывают профессии? – удивились дети.
Профессии? Конечно! – ответила я.
Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят
помещения гнезда – это уборщицы. Третьи строители – они возводят стены и крышу дома. А муравьёв, которые добывают корм и строительные материалы, называют фуражирами. Но и фуражиры бывают разные: разведчики, охотники, носильщики и другие.
Но тут же обратила внимание детей на то, большие ветки собрать муравьям не под силу. Тогда Ярослав предложил представить себя муравьями и собрать ветки в большие муравейники. Потом дети сравнивали, у кого муравейник получился больше.
Именно на экскурсиях, прогулках мы с детьми собираем разнообразный природоведческий материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
Маленькие дети большие почемучки и задают мне множество вопросов, в том числе и на экологические темы. Тогда здесь уместна элементарная поисковая деятельность, чтобы дети могли сами найти ответ на интересующий их вопрос. В результате экспериментов, опытов и наблюдений, под руководством воспитателя, они находят правильный ответ. Например, во время прогулки осенью во второй младшей группе предложила детям в сухую погоду походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат. Тогда Максим спросил: «А почему листья шуршат?». Тогда я объяснила детям, что новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. «А когда пройдёт дождь, то листья намокнут и перестанут шуршать? – спросила Зарина. Тогда я предложила провести опыт: мы взяли лейку с водой и полили листья около забора. В результате дети смогли сами увидеть и сделать вывод, что листья стали влажными и перестали шуршать.
Проводились с детьми акции: «Чистое утро» (Уборка территории), «Птичья столовая» (изготовление кормушек вместе с родителями и подкормка птиц в зимнее время) и т.д…
Чтобы экологическое развитие детей было полноценным, система работы в детском саду сочетается с работой семьи в данном направлении, так как именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
Экологическое образование дошкольников - это процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы воспитателя.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитывала это сама, но и значительное внимание уделяла работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.
Работу с родителями проводила постепенно и непрерывно. В группе проводила родительские собрания по вопросу экологического образования детей, где родителям разъясняла, какая работа по данной теме проводится в группе педагогами, о том какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, о пользе экскурсий, об участии родителей в этом процессе познания.
Экологическую информацию родители получали в уголке для родителей, на родительских собраниях, консультациях, во время индивидуальных бесед.
Родители принимали активное участие:
- фотовыставки;
- оснащение уголков природы;
- сбор коллекций природного материала;
- изготовление поделок;
- участие в акциях «Елочка – зеленая иголочка», «Посади дерево!», «Поможем птицам!».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить важную задачу — воспитание экологически грамотного человека. К сожалению, семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание.
Был проведен опрос родителей в форме анкетирования «Экологическое воспитание детей». В анкетировании приняло участие двенадцать родителей. Анкета состоит из семи вопросов. В основном родители интересуются вопросами экологического воспитания и ответили положительно. Но есть родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания.
До родителей нужно донести простую истину: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Данные результаты будут учтены при планировании работы с родителями.
При формировании знаний о живой природе использую не только разные формы работы, но методы: наглядные, практические, словесные. На занятиях и в совместной деятельности использую наглядные методы: рассматривание картин, иллюстраций в книгах. С их помощью у детей формирую представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Как мы знаем, основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста являются НАБЛЮДЕНИЕ. Наблюдение, пожалуй самый популярный и самый доступный метод исследования. Чтобы наблюдать надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что наблюдательность-это сплав внимательности и мышления. Провожу упражнения на развитие внимания и наблюдательности такие как «Найди отличия», «Найди два одинаковых листочка». И поэтому именно на экскурсиях, прогулках дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. У детей формируется первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Приучаю детей всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. Поэтому помогаю детям открывать чудеса и тайны природы, учу сознательно воспринимать впечатление от предметов и явлений окружающей природы или, другими словами, учу детей видеть, слышать и понимать природу. Кроме того, наблюдение важно ещё и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (уход за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).
Наблюдения за живой природой проводим на участке каждый день. Начинаются они с приветствия всем жителям участка, с вопросов об их настроении, самочувствии, об их радостях, печалях и заботах.
Доношу до детей мысль о том, что все представители живой природы – растения и животные – разговаривают с нами, с людьми, всегда рассказывают нам о своей жизни. Только говорят они не при помощи слов (как люди), а совсем по-другому. И поэтому люди очень часто их не слышат и не понимают.
«Как же растения и животные разговаривают с нами» - спрашивают дети. Рассказываю детям, что цветы говорят, что им хорошо, своим обильным и красочным цветением. Если растению плохо, то меняется окраска листьев, становятся бледными и вялыми. Точно также говорим о людях, когда им нездоровится.
Объясняю, что животные разговаривают с людьми с помощью звуков и движений. Так, кошечки говорят, что им хорошо, мурлыкая или ласкаясь к хозяину. А если кошка шипит, приседает на все лапы, прижимает уши, то этим она показывает человеку, что сейчас она не хочет разговаривать с ним, у неё плохое настроение или неотложные дела.
Наблюдение, может быть кратковременным или длительным.
Кратковременные наблюдения используют для установки свойств различных объектов природы, для их распознавания. Так поместив снег в миску, я прелагаю посмотреть что снег растаял и образовалась грязная вода.
Длительные наблюдения могут быть использованы при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития. Н-р: мы наблюдали за ростом и развитием луковицы, установили роль света для растений. Т.о. в организации наблюдений можно выделить четыре этапа:
1.Постановка проблемы.
2.Поиск пути решения проблемы.
3.Проведения наблюдения.
4.Обсуждение итогов.
Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребёнка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и экологической культуры.
Именно в процессе активной деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, т. е. основой экологического мышления человека.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствует накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Именно в результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что;
- Объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- Окружающий мир не является чем–то статичным, он постоянно изменяется.
Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Наряду с наблюдениями на занятиях, экскурсиях, прогулках в самостоятельной деятельности использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
Так для обобщения знаний о диких и домашних животных, растениях, птицах, овощах и фруктах в группе есть много дидактических игр: «Парочки», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт?», «Во саду ли, в огороде», «Откуда это?», «Семья» и т.д.; есть конструктор «Зоопарк».
Любят дети играть на участке и в группе в подвижные игры: «У медведя во бору…», «Зайка беленький сидит», «Птицы», «Пчёлы» и т.д.
Важным методом в работе с детьми считаю слово, его правильное
использование в разных формах работы с детьми. Причём наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять разных формах р детям понять причинно - следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения , перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
При формировании системы знаний о живой природе, как уже говорила ранее, использую разные методы и приёмы в различных формах работы с детьми. Поэтому познание какого – либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Структура и содержание процесса формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста
Как я уже отмечала, процесс формирования системы знаний о живой природе довольно длительный. Поэтому формирование системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста планировала провести в несколько этапов.
На первом этапе (младший дошкольный возраст) я учила детей различать живую и неживую природу, выделять отличительные особенности живой природы. На первом же этапе стремилась подвести детей к пониманию, что всё живое делится на растительный и животный мир.
На втором этапе (средний возраст): буду совершенствовать умение детей группировать растения по разным признакам (деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные растения); уточняю знания об основных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выявляю основные признаки этих групп; систематизирую и расширяю представления детей о растениях и животных различных мест обитания (лес, луг, водоём).
На третьем этапе (старший дошкольный возраст) буду систематизировать и закреплять знания детей о живой природе.
Как правило, дети относили к живой природе только животных, а всё, что не движется, в том числе и растения, - к неживой. Я стремилась объяснить и показать детям, что всё живое движется, дышит, питается, размножается (чтобы было понятно, объясняла детям, что у растений, животных всегда бывают детки, - значит они живые). Рассматривали конкретные примеры.
Приводила пример: «У белки детки – бельчата. Она грызёт орешки и другую пищу, дышит воздухом, прыгает по веткам, растёт. Значит она живая».
Для закрепления знаний животных и их детёнышей использовали дидактические игры, дети находили детёныша их мам, «Чей малыш».
Принадлежность животных к живому у детей не вызывает вопроса. Сложнее было доказать, что растения – тоже живая природа. Чтобы дети убедились в этом, провели несколько наблюдений и экспериментов.
Первый вопрос, который задавали дети: как движутся растения? Мы провели наблюдение за китайской розой, поставили его на подоконник. Через день увидели, что роза повернула свои листочки к окну, к солнышку. (Приложение).
Ещё один «детский» вопрос: а как питаются растения? Что и чем они едят? Ведь у них нет ни рук, ни рта. Ухаживая за комнатными растениями, объясняла детям, что мы их кормим питательными смесями, поливаем, то есть кормим и поим. Объяснила, что люди пьют соки и воду при помощи трубочки, а для растений такими трубочками являются их корешки. Кроме того, почти все растения питаются за счёт почвы. И ещё рассказала детям, что в листьях под лучами солнца «готовится» особая пища, а «готовят» её зелёные «зёрнышки – поварята». Поэтому и листья у растений зелёные.
И ещё вопрос, который задавали мне дети: бывают у растений детки? Обратила внимание на то, что мы разводим комнатные растения, используя отводки, отростки. Проследили вместе с детьми за появлением «деток» у растений. Помочив в воде несколько дней веточку бальзамина до появления корешков, мы посадили её в землю.
Я учила детей как правильно вести себя в природе. Приучала детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям – заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины.
Следующая важная заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
Третья заповедь – внимательность: учила детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей.
Таким образом, дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста учатся различать живую и неживую природу, в дальнейшем совершенствуют свои знания о животном и растительном мире.
Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает нам воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, научить сопереживать живым существам и вызывать эстетические переживания. Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.
Проведена диагностика по выявлению уровня познавательной деятельности в начале года показала следующие результаты (Приложение). По данным результатам не высокий уровень познавательной деятельности. В январе провела промежуточную диагностику для выявления успехов и уже виден результат.
4. Заключительная часть.
Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает нам воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Таким образом, процесс формирования системы знаний о живой и неживой природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Чтобы сформировать у детей к концу дошкольного возраста систему знаний о живой природе, я включила творческий поиск, разработала систему разнообразных форм, методов и приёмов по ознакомлению с живой и неживой природой. По результатам диагностирования детей можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности знаний характерных особенностей представителей животного и растительного мира; дети стали понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Но я считаю, что детям ещё многое предстоит узнать и многому научиться. Поэтому свою работу по формированию знаний о живой и неживой природе у детей дошкольного возраста я продолжу в дальнейшем.
Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природу.
Результаты своей работы считаю следующее:
В группах созданы условия, способствующие развитию элементарных экологических знаний, воспитанию экологической культуры у дошкольников.
Дети имеют первоначальное представление о живой и неживой природе .
Знают основные потребности растений и животных (тепло, свет, пища).
Знают характерные особенности времен года. В процессе наблюдений замечают сезонные изменения в природе, умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями и жизнедеятельностью живых обьектов.
Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверенна, что ребенок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающемуся, обратит внимание на просящего, сумеет убедить упрямого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Жуковская Р.И. Родной край. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.
- Зарипова А. Ознакомление детей с обитателями уголка природы. // Дошкольное воспитание. -1991, №2 – с. 17 – 23.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: ТЦ Сфера. 2004. – 240с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
- Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду. ООО «ТЦ сфера».2008г.
- Клавсуть З. Путешествие в мир растений // Дошкольное воспитание. – 1991. №5. – с.6 – 9.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с.
- Концепция содержания непрерывного образования / утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.03.
- Куприянова А. Работа по ознакомлению дошкольников с природой// - Дошкольное воспитание. 1993г. № 5 - с.36-38.
- Лучич М.В. Детям о природе.- Минск: Асар, - 1995. - 146стр.
- Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд в природе. М.: Просвещение, 1976. - 86с.
- Маневцева Л. Ребёнок познаёт мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.
- Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с..
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1995. – 128с.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2002. - 144с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2002. - 203стр.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.
- Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста, М.: Педагогика, 1981. - 406с.
- Типикина В. Радость общения с природой// Дошкольное воспитание. - 1993. № 7 - с.22-24.
- Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. - 1995. № 7 - с.11 - 14.
- Шишкина В.А. Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2003. - 112с.