Семинар -практикум «Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о труде взрослых посредством различных видов детской деятельности»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Семинар -практикум
«Формирование у детей дошкольного возраста
системных знаний о труде взрослых
посредством различных видов детской деятельности»
Воспитатель: Сундеева
Наталья Александровна
г. Шарыпово, 2023г.
«Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о труде взрослых посредством различных видов детской деятельности»
Цель семинара- практикума: повышение компетенций педагогов по вопросу формирования у детей дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых посредством различных видов деятельности.
Задачи:
- Определить причины, приводящие к нежеланию детей трудиться.
- Сформировать правильное понимание влияния труда на развитие личности ребенка.
- Познакомить педагогов с понятием ранней профориентации дошкольников.
- Изучить этапы формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников.
- Разработать модель образовательного процесса по формированию у детей системных знаний о труде взрослых, посредством различных видов детской деятельности.
Актуальность
Мы живем в государстве, где труд человека является главной связью людей в обществе. И в то же время мы все больше осознаем, что трудовому воспитанию наших детей и особенно детей дошкольного возраста мы уделяем все меньше и меньше внимания. Наблюдается снижение интереса детей к труду. Наш современный ребенок уже привык, что все за него сделают взрослые. Отсюда вытекает вторая проблема - отсутствие желания детей участвовать в повседневной трудовой деятельности, а, следовательно, и низкий уровень сформированности трудовых умений к концу дошкольного возраста. Следующая проблема заключается в том, что в практике семейного и общественного воспитания преобладает авторитарная модель трудовой деятельности, когда чрезмерная регламентация действий ребенка, угроза наказания трудом, недовольство взрослого неумением ребенка приводит к нежеланию детей трудиться.
Необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Актуальность проблемы формирования представлений о труде взрослых и их социальной значимости у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне заключается в том, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира.
- Теоретическая часть
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, — заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, — привить детям желание стать профессионалами в своем деле.
Воспитывать трудолюбие лишь словесными призывами невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Великие педагоги-новаторы в своё время уделяли огромное значение трудовому воспитанию. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…». А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Обязательное качество всесторонне развитого человека – великое трудолюбие.
Если взрослые ожидают и тем более поощряют участие дошкольника в доступных ему видах труда, то деятельность с полным набором определенных признаков труда возможна уже в дошкольном возрасте. Если взрослые так организуют ориентировку ребенка в явлениях общественной жизни, что существенным звеном этих явлений оказывается трудовая деятельность, то уже у старших дошкольников возможны упорядоченные, детальные и разнообразные представления о разных видах труда взрослых. Более того, мы уже можем говорить о ранней профориентации дошкольников.
Целью ранней профориентации является формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру (ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности).
Перед педагогами ДОУ должны быть поставлены следующие задачи:
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;
- привить любовь к трудовым усилиям;
- сформировать интерес к труду;
- сформировать элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.
Наиболее существенный вклад в развитие понятия «ранняя профессиональная ориентация» внес доктор психологических наук Е.А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда. Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию предыгры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптации.
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...).
3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.
4. Стадия «оптации» (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется «оптантом».
Программа «От рождения до школы» предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы «От рождения до школы» в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе «Игра» такая задача вообще не ставится. В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе.
Первыми представителями, разработавшими теоретическую основу программы знаний о труде взрослых для дошкольников, являются ученые педагоги В.И. Логинова, М.В. Крулехт (г. Санкт-Петербург), которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие педагоги - С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова (г. Москва) - полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в ней: врач нужен, чтобы лечить людей. Системные знания о труде обеспечивают успешное развитие детской речи. В несколько раз увеличивается словарь, обозначающий предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики. Освоенный словарь дети успешно используют в описательных рассказах. Системные знания о труде вызывают устойчивый интерес к нему, желание научиться трудовым процессам взрослых. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что ребенок не умеет делать. Тем самым формирование системных знаний о труде подготавливает основу для освоения этих же трудовых процессов детьми.
Одна из основных задач дошкольной педагогики — отобрать доступные для восприятия и понимания профессии взрослых и на их основе определить элементарные системы знаний, имеющие наиболее важное значение для развития и воспитания детей.
Необходимо также отобрать те знания о профессиях, которые при последующем обучении (прежде всего в начальных классах школы) не отбрасывались и не заменялись новыми, а получали дальнейшее углубление и развитие.
Этапы формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников (по В.И. Логиновой):
- формирование отношения к труду;
- воспитание потребности трудиться;
- усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.
Знакомясь с окружающей действительностью путем непосредственных наблюдений, а также с помощью словесных объяснений, даваемых воспитателем, ребенок узнает о том, какую пользу приносит труд конкретного человека. В результате у ребенка-дошкольника очень рано начинает формироваться положительное отношение к труду, уважение к трудящемуся человеку, стремление подражать ему в своей деятельности. Если ознакомление с трудом взрослых сочетается с посильным для дошкольника участием в трудовой деятельности семьи или коллектива детского сада, то представление о важности, полезности труда приобретает действенный характер, перерастает в настоящее трудолюбие, стремление принять участие в трудовой деятельности и как можно лучше выполнить порученное дело.
Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремиться подражать взрослым. Сложной задачей для ребёнка является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (врач – «лечит людей», воспитатель – «воспитывает детей»). Самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профессиях, где результат не представлен наглядно.
Преставления о социальной значимости труда по своему содержанию тоже сложны, они включают знания о различных результатах труда, удовлетворяющих самые разнообразные потребности людей. Формирование обобщенных представлений о важности труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворить ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, стирки одежды). Например: няня вымыла посуду – посуда чистая; накрыла столы к обеду – можно есть; приготовила кровати – можно детям ложиться спать и т.д., т.е. няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы все были сыты. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Возможно и более сложное обобщение: труд – проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это высокий уровень обобщений, и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.
- Практическая часть
Разделимся на 3 группы
Различные виды детской деятельность могут стать средством формирования у детей дошкольного возраста системных знаний о труде взрослых при следующих условиях:
- Тщательный отбор профессий для наблюдений, адекватных возрасту дошкольника.
- Систематическая организация наблюдений; дидактических игр, занятий.
- Активизация познавательной деятельности детей в процессе знакомства с трудом взрослых.
Задание 1:
Перечислите профессии, с которыми будете знакомить детей в разных возрастных группах (средней, старшей, подготовительной). Объясните свой выбор. Составьте алгоритм изучения профессии на примере одной.
(Приложение 1)
Одним из важных условий решения поставленных задач является организация предметно-развивающей среды, при которой процесс ознакомления с трудом взрослых через различные виды детской деятельности будет проходить более эффективно.
Задание 2:
Перечислите, что, по вашему мнению, должна содержать РППС группы для эффективного знакомства детей с профессиями (наполняемость трудового уголка).
При оформлении предметно-развивающейся среды учитывала особенности эмоциональной личности ребенка; его индивидуальные социально-психологические особенности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
В трудовом уголке должна быть «методическая копилка» дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых; картотека дидактических игр-упражнений, загадок по ознакомлению с трудом взрослых; наборы карточек по разным профессиям; иллюстративный материал по ознакомлению с трудом взрослых; художественная литература по ознакомлению с профессиями; тематические альбомы: «Все профессии нужны», «Где работают мои родители». Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр; картотеки подвижных игр, физминуток, артикуляционных гимнастик, пословиц, поговорок о труде, о различных профессиях.
Задание 3: (коллективное)
Составьте модель образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста
системных знаний о труде взрослых посредством различных видов детской деятельности по
образовательной области социально-коммуникативное развитие.
(Приложение 2,3)
Не забываем о работе с родителями!
Формы работы:
-консультации по трудовой деятельности;
-индивидуальные беседы с рекомендациями;
-родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности;
-рекомендации по выбору и приобретению развивающих дидактических игр, мультфильмов по ознакомлению с профессиями;
-создание странички к тематическому альбому «Кем работают мои родители»;
- разъяснительная и образовательная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»
работа с педагогами по повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...
Семинар-практикум «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья»
Семинар-практикум «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья»...
Семинар-практикум: «Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, через различные виды детской деятельности».
Изучить на живом примере ценности здорового образа жизни. Грамотно донести важность ведения здорового образа жизни через игровую деятельность ведения. Внедрить в свою жизнь и жизнь детей полезные прив...
Презентация проекта:« Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в различные виды математической деятельности.»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...
Семинар - практикум "Формирование словаря детей дошкольного возраста"
Задача: Закрепить знания педагогов о задачах речевого развития дошкольников, педагогических условиях и возрастных особенностях формирования словарного запаса дошкольников....
Семинар практикум: "Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования"
Протокол заседания Форсайт-центра "Модель выпускника"...