Обобщение опытом по теме: Формирование у детей дошкольного возраста краеведческих знаний в процессе познавательно - творческой деятельности «Сахалин –жемчужина России».
методическая разработка

Екатерина Александровна Унинец

Обобщение опытом по теме: Формирование у детей дошкольного возраста краеведческих знаний в процессе познавательно - творческой деятельности  «Сахалин –жемчужина России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_proekt_sahalin.docx103.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки»                                                 Сахалинской области

694036, Сахалинская область, Анивский район, с. Огоньки, ул. Школьная, 18                                                                                Тел./факс: 8(42441) 54-273

                                                                            Воспитатель: Унинец Е.А.

Обобщение педагогического опыта по теме: Формирование у детей дошкольного возраста краеведческих знаний в процессе познавательно - творческой деятельности

                       «Сахалин –жемчужина России».

                                Информация об опыте

                                       Пояснительная записка

                               «Природа для нас -кладовая солнца с великими сокровищами…

                                                               И охранять природу -значит охранять Россию».

                                                                                                                              М.М.Пришвин

       Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. Природа щедра, но, черпая из её кладовой, нельзя выбирать её до донышка; можно брать, но не разорять.

    Формирование устойчивого экологического сознания происходит параллельно с патриотическим воспитанием и опирается на изучение природы родного края. Формировать бережное, нежное, трепетное отношение к Родине, к её природе -необходимо начинать с понятия малая Родина.

        Меня заинтересовала проблема краеведческого воспитания и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать любовь к малой Родине. Поэтому я решила уделить внимание проблеме формирования у детей краеведческих знаний в процессе творческой деятельности. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мной признана организация познавательной и творческой деятельности дошкольников с использованием различного природного материала Сахалина. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Целью моего опыта является развитие краеведческих знаний о Сахалине его богатствах в процессе познавательной и творческой деятельности, а также определение наиболее эффективных условий для развития краеведческих и патриотических знаний у детей дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

      Педагогическую ценность воспитания ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци. Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

Чтобы достичь намеченных целей краеведческого воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде края,

сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

       При составлении плана реализации проекта «Сахалин-жемчужина России», я использовала современные источники, изучала литературу по краеведческому воспитанию детей: О.Б. Дыбина. «Ребенок и окружающий мир», В. Матова «Краеведение в детском саду», Николаева С.Н. «Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду», Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа»: Методическое пособие по ознакомлению детей 4-6 лет рыбами семейства лососёвые «Капелька», Программу «Капелька». Используемая в моей работе программа Капелька состоит из трёх блоков: познавательного, игрового и экспериментального.

   В программе «Капелька» рассказывается о взаимосвязи живой и неживой природы, о жизни сахалинских лососей и о влиянии человеческой деятельности на здоровье и численность популяции лососёвых.

    Наши острова неповторимы своей природой. Бездумная хозяйственная деятельность, загрязняющая реки и природу острова в целом- это следствие экологической безграмотности населения. Задача общества сформировать новое сознание подрастающего поколения, но это возможно только совместными усилиями семьи и детского сада.

      Новизна опыта заключается в том, что использование именно природного материала Сахалина в творческой деятельности открывает широкие возможности узнавать свой родной край лучше. Я заметила, что, совмещая познавательное и художественно-эстетическое развитие, лучше усваиваются знания и любовь к месту, где ты живёшь не только у детей, но и у взрослых. Многие жители Сахалина даже не догадываются, какими удивительными местами обогатила наш край Матушка –природа. При работе с детьми автоматически вовлекаются родители не только в процесс познания, но и в творчество. Узнав о красивейших местах острова, у них появляется желание посетить природные достопримечательности, собрать природный материал, характерный для определённого места и изготовить творческую поделку. Идёт реализация всех задач по краеведению: узнал, побывал, изготовил и полюбил. Свершилось единство природы и человека.

             С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края я разработала долгосрочный проект «Сахалин-жемчужина России», через который знакомила детей с особенностями Сахалинской земли, закрепляя это знакомство посредством творческой деятельности с помощью различного природного материала острова (камни, морской песок, разнообразные ракушки, шишки, береста, мелкие коряги, засушенные сахалинские растения)

Цель проекта: прививать у дошкольников любовь к малой Родине – острову Сахалин.

Задачи:

Образовательные

Дать краеведческие знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей.

Формировать представления у дошкольников о разнообразии животного и растительного мира Сахалина, познакомить детей с заповедными местами и Красной книгой Сахалинской области.

Ознакомить детей со значимостью лососей для природы и человека.

Содействовать осознанию причастности человека к миру природы.

Развивающие

Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

Развивать умение передавать свое отношение и чувства к родному краю в рисунках и поделках.

Развивать умение моделировать, фантазировать при создании творческих работ.

Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные

Воспитывать любознательность и интерес к познанию родного края.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность.

Дополнительные задачи

Организовать взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания детей дошкольного возраста.

Сформировать проектирование развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию.

Тип проекта: долгосрочный, коллективный, познавательно-творческий, экспериментальный,
игровой.

 Срок реализации проекта: 2022-2023 учебный годы.

Взаимодействие: педагоги, воспитанники и их родители.

Методы проекта:

Исследовательские: проблемные вопросы; наблюдения в природе, экспериментирование.

Наглядные: использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; буклеты; фотографии; тематические картинки; дидактические игры; рисунки и поделки детей.

Словесные: беседы; чтение литературы; консультации для родителей; объяснения; указания; словесные инструкции.

Проект рассчитан на средний и старший дошкольный возраст (4-7 лет).

Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводятся 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей). Дети 6-7 лет посещали нерестовые реки, рыбоводный завод. Это помогло им составить правильное представление

о существующей действительности, анализировать и делать выводы о деятельности человека.

Реализуя проект, использовались различные формы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего, в беседах, в наблюдении за живой и неживой природой, в проведении опытов с

природным материалом, в проведении игр природоведческого содержания, в просмотре видеофильмов и презентаций, чтение произведений художественной литературы сахалинских авторов, рассматривании карты, альбомов, открыток, буклетов, в непрерывной образовательной деятельности, в экологических праздниках. Всё это обогащало и обобщало знания детей о природе, формировало познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы.

       В работе использовались различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, карт и глобуса, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению проекта, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Деятельность в рамках проекта

Предварительный этап.

Диагностика знаний детей о Сахалинской области

Создание тематического уголка о лососях (Сказка о Капельке и её друзьях, пазлы, игры)

Подбор литературы о Сахалинской области.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, видео, песни, фотографии, зарисовки),

Подготовка картотек: животные Сахалина, достопримечательности природы Сахалина, ягоды Сахалина, мультимедийный сборник «Жизнь лосося».

Красная книга Сахалина.

Рыбы семейства лососёвых Сахалина.

Подготовка изобразительного и природного материала для продуктивной деятельности.

Планируемый результат

Формировать устойчивый интерес у детей к истории, культуре и природному богатству нашего края;

Расширять у детей представлений о крае, в котором он живёт, знания о географическом расположение острова, своего села, его природных ресурсах,  растительном и животном мире;

Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;

Развитие творческих способностей детей, способностей к экспериментированию и формирование любви к природному наследию края, к людям.

Работа с родителями:

Цель: привлечь родителей к мероприятиям, проводимым в группе, к сбору фото и    видеоматериалов о Сахалине, к формированию коллекций.

Формы работы:

Анкетирование по теме: «Сахалин-жемчужина России».

Познакомить родителей с проектом « Сахалин-жемчужина России».

Консультация на тему «Краеведческое воспитание».

Создание буклетов «Заповедники Сахалинской области».

 Оформление информационного уголка, фоторепортажи,

индивидуальные консультации.

Создание дидактической игры: «Лососи».

Создание коллекций (камни, ракушки и т.д.).

Рекомендация: Клуб "Бумеранг" в помощь всем, кто любит свою Малую Родину.

Результатом моей работы по краеведению является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края. Итоговая деятельность, проведенная с детьми, показала, что уровень знаний детей о родном крае повысился. В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.

Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к родной природе, проявляют желание узнавать историю родного острова. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме формирования краеведческих знаний. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у воспитанников сформирован достаточно полный объём знаний о родном крае, широкие знания о природе родного края, дети знакомы с традициями и бытом народов, проживающих на территории Сахалинской области.

https://multiurok.ru/img/1019250/image_5ed4b689a7dca.jpg

Май 2023 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"

Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Обобщение опыта на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Этот материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми 3-5 лет по сенсорному воспитанию....

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...