Консультация для педагогов: «Игра как средство основных движений у детей дошкольного возраста»
материал
Консультация для педагогов: «Игра как средство основных движений у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_zakrepleniya_osnovnyh_dvizheniy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 743.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Консультация для педагогов
«Игра как средство закрепления основных движений у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Мельник И.А.
2018 г.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые - педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
Игре принадлежит огромная роль в воспитании и физическом развитии ребенка, так как игра - важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых и физических качеств. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями воспитанников, от четкой организации и проведения возможных игр.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Подвижные игры представляют собой очень важный раздел в ряду средств физического воспитания дошкольников, в них раскрывается подлинный характер ребенка. Именно здесь приобретаются коллективизм, упорство, настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Подвижные игры должны способствовать закреплению и совершенствованию изученных упражнений или решать самостоятельные задачи по развитию физических качеств.
Подвижные игры укрепляют здоровье ребенка, развивают двигательные качества, навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений.
Надо сказать, что организуя подвижные игры с детьми следует учитывать особенности их физического развития. Формирование двигательных навыков и физических качеств у дошкольников осуществляется как на специально организуемых занятиях по физической культуре, так и в свободной деятельности, в спортивных развлечениях, которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
Кроме того, подвижные игры детей дошкольного возраста являются обязательным элементом их воспитания, потому, что игры — важный процесс коллективного общения детей, социальной их адаптации. Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя — правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление.
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.А. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Фхилитисом. Он считал, что игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.
«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».
По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
Подвижные игры для дошкольников включают разнообразные основные движения: быстрый бег, бег с увертыванием, под лизание, прыжки в длину, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания игру используют для укрепления двигательных навыков, сформированных на занятии в специально подобранных упражнениях, и для их совершенствования, для получения более интенсивной функциональной нагрузки с целью укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств. Подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки, иначе все действия ребенка будут запаздывающими, неэффективными. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Возможность изменения темпа игры самими детьми превращает ее в средство для регуляции нагрузки. Представляя собой комплексы естественных движений разного типа и в различных сочетаниях, подвижные игры отличаются богатством интеллектуального содержания: они требуют от играющих сообразительности, широкой ориентировки в пространстве. Преодоление возникших в игре трудностей также связано с мыслительной деятельностью, т.е. необходимостью анализа создавшейся ситуации, принятия оперативного решения двигательных задач. Овладение общественно-историческим опытом эффективных действий в неожиданных ситуациях с учетом индивидуальных особенностей позволяет достигать хороших результатов детям, уступающим ловишке в уровне владения движением и степени развития физических качеств.
Условия выполнения двигательных действий в подвижной игре не остаются постоянными, они часто меняются. Необходимость немедленного реагирования на неожиданное изменение обстановки требует доведения двигательных навыков до такой стадии, когда они выполняются автоматически. Только тогда ребенок имеет возможность сосредоточить внимание на условиях выполнения. Чтобы действовать в соответствии с условиями и правилами игры, ребенок должен менять свое поведение, а это требует применения ранее выработанного двигательного стереотипа в новых условиях, его изменения, приспособления к окружающей обстановке. Игровая обстановка учит детей выбирать наиболее целесообразный способ решения различных двигательных задач, который позволяет при меньшей затрате сил и сохранении точности и быстроты выполнения позволяет достигнуть успеха. Особое место среди подвижных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребенку приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Ребенок должен высоко подпрыгнуть, доставая мяч или бросая его в высоко расположенную цель, быстро перебежать на другую сторону площадки и т. п. Упражнения вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, бросить партнеру, а также рассчитать направление, силу броска, формируют размеренность движений, хорошую пространственную ориентировку. Игры с мячом активно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Действия с мячом различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции детей. С помощью игр у детей развивается выносливость, при постепенном увеличением продолжительности непрерывного бега в играх, количество прыжков - подскоков за один прием.
Таким образом, в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижная игра является одним из основных средств и методов физического воспитания, способствующим закреплению и совершенствованию основных видов движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая консультация с педагогами. Песок как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие - одна из образовательных областей по ФГОС дошкольного образования. Педагогам раскрываются возможности песка ("живого", цветного, кварцевого) в художественно-э...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
методическая разработка "Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей дошкольного возраста"
о роли подвижной игры в развитии детей...
Консультация для педагогов "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка означает...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, сове...
Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика- средство коррекции речи у детей дошкольного возраста"
Речедвигательная гимнастика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции...