КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Болбат Светлана Александровна

Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_oktyabr_2022.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ       ЦЕНТР      РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА  –

ДЕТСКИЙ  САД №12       «ОРЛЕНОК».

ОКПО      47385496  , ОГРН  1115047016930 ,  ИНН/КПП     5025031881/504701001

МО 141730 г.Лобня, ул.Чкалова,д.8                                                     тел/факс: 577-00-37

e-mail: orlenok.12@mail.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

                                                       Подотовила: воспитатель

                                                                              Болбат С.А.

                                               2022 г

  Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.

        Чтение сказок – один из важнейших педагогических  воспитательных  моментов.

        Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.         

     Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.  По словам Белинского В.Г.: «В детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы».

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.  Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю.  Детям дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу.

Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Эффективное духовно-нравственное воспитание невозможно без инсценировки сказок. Во время инсценировки сказки ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.        Кроме того, инсценировка сказок позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру.

Сказка - повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил . Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Все сказки можно разделить на несколько групп:

        • сказки  о животных:  такие  сказки  очень привлекают детей, особенно младших дошкольников; в них героями являются животные, птицы и т.д., причем ведут они себя как люди: говорят, живут в домах, носят одежду, создают семьи - так в аллегоричной форме ребенок получает знания, формируются его моральные ценности, ведь любой ребенок всегда примет сторону обиженного зайчика, а не злой лисы;

        • сказки  о  взаимоотношениях людей  и  животных:  в  редких сказочных сюжетах нет такой линии - люди заботятся о животных и они отвечают тем же; они могут разговаривать друг с другом, быть друзьями - так ребенок начинает понимать, что животные - это наши меньшие братья, и о них нужно заботиться; такие сказки также привлекают детей дошкольного возраста;

        • сказки- притчи: такие сказки доступны восприятию детей только в старшем дошкольном возрасте, поскольку всегда содержат некую мораль (обычно в конце сказки); героями таких сказок могут выступать и люди, и животные, и даже какие-то неодушевленные предметы, «оживающие» в произведении;

        • бытовые:  сказки,  рассказывающие  о каких-то ситуациях из бытовой жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости, хотя героями опять-таки могут выступать не только люди; описание простых бытовых сюжетов доступно и  младшим дошкольникам,  но только  при условии, что эти сюжеты им знакомы, а более развернутые бытовые сказки (тем более других народов) привлекают детей постарше;

        • сказки - страшилки, истории о нечисти: такие сказки, как правило, не бывают авторскими, они народные и чаще всего придуманы самими детьми   для   развлечений;    очень   часто   такие   страшные   истории   и заканчиваются как раз вовсе не страшно, а наоборот; интересны они для детей   среднего   дошкольного   возраста,   а   старшие  дошкольники   могут самостоятельно их придумывать;

        • волшебные   сказки:   самые   любимые   сказки  дошкольников, особенно   в   старшем   возрасте;   они   изобилуют  чудесами,   волшебными превращениями, в них, возможно, абсолютно все, поэтому они и притягивают детей и даже взрослых.

        Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

        В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

         Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не иначе.

          С  помощью сказки мы  воспитываем у детей :

-  Волю — сложное и многогранное качество личности(Снегурочка);

 - Веру в себя — умение противостоять неудачам (Гадкий утенок);

 - Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.(Гуси-лебеди);

 - Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду(Три поросенка);

 - Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели(Заюшкина избушка);

 - Обязательность — умение держать слово(Снеговик-почтовик);

 - Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.(Каша из топора);

  -Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.(Репка);

 - Доброту и честность(Мешок яблок).

         Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

          Таким образом, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным  и воспитательный характер.  Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства,  воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало. Сказка как литературный текст имеет очень   много  особенностей и отличий, но главное - это ее огромное значение и тот результат, который она оказывает на ребенка. Любая сказка, как предмет детского восприятия, создает богатые возможности для развития творческого воображения , подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Консультация для воспитателей «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это основа общего развития ребёнка. Главные задачи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника:- сохранить лучшие качества в детях;- заложить нравственные осн...

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, па...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...