Практическая консультация с педагогами. Песок как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Разумова Юлия Николаевна

Художественно-эстетическое развитие - одна из образовательных областей по ФГОС дошкольного образования. Педагогам раскрываются возможности песка ("живого", цветного, кварцевого) в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая консультация для педагогов ДОУ

«Песок как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста »

Подготовила

Разумова Ю.Н.

Педагог-психолог

Давайте ответим с Вами на такой вопрос: «Чем можно рисовать?» (карандашами, мелками, пластилином и д.т.) (Рисовать можно практически, чем угодно!)

Существует много техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками и т. д. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения получаются с помощью песка, точнее, с помощью рисования песком на световом столе. Именно поэтому данная техника вызывает особый интерес у детей и взрослых.

Сегодня мы с вами попробуем освоить некоторые из приемов рисования песком

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства. 

Сейчас у вас есть уникальная возможность очиститься от негативных эмоций, подзарядиться положительной энергетикой и проявить свое творчество.

Помните, что песок можно насыпать из кулака, а можно просеивать сквозь пальцы, можно разгребать уже по насыпанному песку ладонью, ребром, пальцами, в общем, приложите все свою  фантазию, но только тема будет обычная «зима».

Работа с педагогами:

У вас сейчас есть право выбора материала и оборудования:

  • 2 световых стола: один для группы 6 человек с обычным песком, другой малый стол для 4-х человек,
  • живой песок для 2-3-х человек,
  • подносы с песком для индивидуальной работы.
  • Время для рисования 3-5 минут, затем обсуждение.
  • Обсуждение: подумайте 1 минуту и поделитесь с нами вашими ощущениями в ходе работы, а также достоинства и недостатки  применения этих техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей.

  Далее идет обсуждение, психолог делает обобщение по данной теме.

Этот необычный вид искусства называется «SandArt», т. е. «искусство песка». Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Техника рисования песком сравнительно молодая, появилась в 70-х годах XX века. Основоположник этого направления режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф. «SandArt» это уникальное искусство создания мимолетных рисунков на стекле, которые может разрушить даже малейшее прикосновение или дуновение ветра.

Достоинства:

1.Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

2.Песок — материал эмоционально притягательный.

3. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке«свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой.

4.Можно так же использовать дополнительные материалы в своей работе (бросовый материал, игрушки, камушки и т.д).

5. Графическое изображение  на световом столе подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные.

6. В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним.

7. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека.

8. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определенных случаях Л.А. Григорян предлагает использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе), в частности с детско-родительскими парами.

Рисование песком – новый вид изобразительной деятельности дошкольников. Он доступен практически каждому ребенку и не требует специальной подготовки. Ведь рисовать любят все дети, а таким необычным способом особенно. А для педагогов и психолога это еще один способ понять чувства ребенка. Полезность метода рисования песком в преодолении эмоционально- личностных нарушений в том, что:

1. Он предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере и является безопасным способом разрядки напряжения. Ребенок, рисуя то, что его интересует и волнует, получает уникальную возможность выплеснуть свои переживания и не хранить их в себе. Прорисовывая их, ребенок как бы «изживает» вызванный ими страх и тревогу.   
2.Рисование песком  ускоряет прогресс в коррекции, т.к. бессознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной коррекции;
3.Песочное рисование  дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе занятий с детьми (как эмоциональной сферы, так и познавательной);
4.Данный вид творчества  позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.  Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Песок позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, дает свободу и вселяет уверенность в своих силах.

5. Рисунок песком эфемерен, сиюминутен и не дает сознательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, т.е. не переносит ценность с процесса на результат, ведь в данном случае рисунок не является целью, цель заключается в самом процессе творчества.

6.Рисуя на песке, ребенок не боится, что у него что-то не получится, ведь всегда есть возможность исправить то, что не получилось. В этом методе отсутствует эффект боязни «белого листа», когда он не решается начать свою деятельность.

7.Рисование песком развивает мелкую моторику пальцев рук. Песок состоит из мельчайших частичек и при работе с ним активизируются чувствительные точки  на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. Рисовать можно также двумя руками одновременно, что способствует развитию межполушарных связей. А указательный пальчик слушается маленького художника лучше любого карандаша или кисточки.    

8.Песок и работа с ним учит терпению и усидчивости, ведь работа с таким материалом требует времени. А если рисунок коллективный, то и умения общаться, сотрудничать, планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

9.Достоинство метода рисования песком заключается не только в том, что оно позволяет максимально выразить себя, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, воображения, внимания, моторной координации.

Живой песок (LivingSand) – это новый революционный материал для детских развивающих игр. Он был изобретен в Южной Корее и изначально производился и распространялся именно там.

Многие родители и педагоги полюбили живой песок, за его особенности. К примеру, он не рассыпается, следовательно, после него не нужно пылесосить. Так же, для того, чтобы начать играть, песок не нужно увлажнять, как уже и говорилось, он вообще не требует какой либо предварительной подготовки. Так же, живой песок очень легко смывается водой, и практически не прилипает к одежде.

Этот материал приятен на ощупь, он достаточно сыпучий, мягкий и «струящийся», как обычный влажный песок. С другой стороны, живой песок достаточно пластичен, и из него можно лепить разнообразные фигурки, почти как из пластилина.

Использованием в работе с детьми именно живого песка достигается гораздо больший воспитательный и образовательный эффект:

  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  •  развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
  • в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также  моторика и речь.
  • совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что  способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...

консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».

Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....