Консультация для педагогов "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике

Набиева Айше Асановна

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с  английского языка означает  lap – «колени», book – «книга» - «книга на коленях». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с  английского языка означает  lap – «колени», book – «книга» - «книга на коленях». (Слайд 2)

Зачем нужен лэпбук? (Слайд 3)

 1. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности.

 2.Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку!

3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал).

4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал.

5. Это просто интересное и творческое занятие!

В зависимости от назначения выделяют разновидности тематических папок:

-учебные; 
-игровые; 
-поздравительные, праздничные; 
-автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
(Слайд 4)

В зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами; 
-папка с 3-5 разворотами; 
-книжка-гармошка;
- фигурная папка. 
(Слайд 5)

Организация материала может быть:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты; 
-кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
-вращающиеся детали; 
-высовывающиеся детали;
- карточки; 
-теги; 
-стрелки;
- пазлы; 
-чистые листы для заметок и т.д.
(Слад 6)

Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру - папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку. Для того, чтобы сделать лэпбук вам понадобится: цветной принтер, или фото, картинки; необходимый текстовый материал;  несколько листов офисной бумаги формата А4, картонная папка формата А4 ножницы, клей для бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Таким образом, лэпбук представляет собой книжку-раскладушку или самодельную папку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме. Это книга, которую дети собирает с помощью воспитателя, склеивают ее отдельные части в единое целое. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала, учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор детей, но и формируя их навыки и умения.

 Так как лэпбук – разновидность метода проекта, то его создание  содержит все этапы проекта: 
1 целеполагание (выбор темы)
2 разработка лэпбука (составление плана)
3 выполнение (практическая часть)
4 подведение итогов. (Слайд 7)

Вашему вниманию предоставляю образец -  лэпбук «Зима». (Слайд 8)

На страницах лэпбука можно обнаружить кармашки с карточками, на которых  изображены зимующие птицы (леса, города)  с указанием  запрещенных и рекомендованных продуктов питания, злаков предназначенных в качестве  корма птицам. (Слайд 9, 10) Кроме того имеются «гармошка» с изображением диких животных с информацией о них. В кармашках спрятаны карточки к играм «Чьи следы?», «Найди тень», «Собери картинку», «Подбери картинку». (Слайд 11)

В лэпбуке «Зима» есть мини-книжка с иллюстрациями,  по которым можно рассказать о признаках зимы, а в блокноте  Снеговика скрываются загадки о зиме и увеличенное изображение снежинок. Представлена информация о зимних месяцах с подборкой репродукций картин, стихотворений и пословиц. (Слайд 12-16)

В лэпбуке «Зима» поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Это еще раз доказывает, что лэпбук является средством развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; - обладает дидактическими свойствами, является средством  художественно- эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

 - вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части). (Слайд 17)

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, педагоги-психологи.

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса – лэпбук. Он способствует творческому развитию педагога и развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста. (слайд 18)

Литература:

  1. Панина Т. Лэпбук – многофункциональное пособие для развития речи //Ребенок в детском саду №4 -2017.- С72-75
  2. Чухно С.В. Лэпбук как нетрадиционная форма взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ //Дошкольная педагогика №8 – 2017.- С11-13
  3. Слепцова Е. Лэпбук «Моя семья» //Ребенок в детском саду №4 -2017.- С75-80

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация "Особенности детского экспериментирования как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит...

Консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...