ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»
статья (старшая группа)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trofimova.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
«ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.
В связи с этим целью педагогического коллектива является организация взаимодействия с родителями и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Основные задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей, от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающая взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Ведущая цель взаимодействия детского сада и семьи - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Работа нашего детского сада направлена на то, чтобы родителей сделать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнеров.
С этой целью мы выстроили определенную систему взаимодействия с родителями:
- Это, прежде всего, собрания, посвященные различным темам развития и воспитания детей.
- В родительских уголках имеются рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию, физическому, речевому и психологическому развитию, обучению детей правилам безопасного поведения и многие другие.
- Осуществляется индивидуальное консультирование родителей.
- Анкетирование.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. И нашу первую встречу, провели в нетрадиционной форме. Назвали – семейный вечер «Будем знакомы» более тщательно и длительно готовились, ведь успех семейного вечера во многом обеспечивался его подготовкой. Начинался, он с приветствия, чтобы каждый родитель почувствовал себя раскованно и свободно в нашем коллективе, вечер проводился в игровой форме: Было проведено ряд игр: «Давай познакомимся и, будем дружить» все встали в круг рассказали и представили свою семью и своего ребенка; «Солнечные лучики», «Цветок радости», «Зайчишка - хвастунишка», «Волшебная шкатулка», «В гостях у сказки».
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе.
Родители принимают активное участие в развлечениях и соревнованиях. Ежегодно воспитанники ДОУ принимают активное участие в мероприятиях:
- «Мамочка милая мама моя», мероприятие посвященное дню матери. Дети вместе с педагогами оформили выставку «Наши любимые», рассказывали стихи, пели песни, показывали спектакль о глупом мышонке, мамы играли вместе с детьми в игры.
- «Есть такая профессия – Родину защищать», проходило накануне праздника «День защитника Отечества». Детей знакомили с представителями военных профессий, на нашей встречи присутствовали курсанты Военно-медицинской Академии имени С.М. Кирова, рассказывали о своей службе, о выборе профессии военного врача, и о том, какими чертами характера должны обладать настоящие мужчины. Дети вмести с курсантами и папами проходили курс молодого бойца. Участвовали в разных эстафетах, конкурсах. Каждый был награжден медалью.
«Мама, папа, я - дружная семья». На семейном вечере принимали участие семьи, которые участвовали в конкурсах. Первый конкурс проходил на лучшую картину, созданную нетрадиционным способом рисования детскими ладошками. Участники создавали свои картины – победителей не было, т.к. каждое творение было достойно похвалы и награды. Также родители и дети соревновались в умении отгадывать загадки, составлять пословицы о семье из отдельных слов. Каждая семья демонстрировала свои творческие способности и умения: пели частушки, узнавали голос своего ребенка. В завершении праздника поздравили многодетную семью и вручали подарок книгу « Большая медицинская энциклопедия».
Каждая семья выпустила стенгазету «Моя семья» каждый ребенок знакомил со своей семьей. В конце праздника был организован сладкий стол мамами, и каждая мама делилась рецептом. Рецептов было много, и связи с этим распечатали и создали кулинарную книгу.
- «Крещенские посиделки» одной из форм взаимодействия стало, знакомство родителей с традициями и проведением новогодних праздников - нового года, рождества и святок. Дети вместе с родителями пели колядки, гадали.
- «Знакомство с интересными людьми» При встречи с детским писателем Михаилом Давидовичем Ясновым, дети познакомились с творчеством поэта. Встреча была организована благодаря родителям ребенка. Михаил Давидович читал свои стихи, беседовал с детьми, отвечал на вопросы, представил новую книгу и вместе с детьми вспомнил стихи из самой известной своей книги «Чучело – Мяучело». В конце дети выражали гостю свою благодарность за интересный рассказ, преподнесли подарок. Гость благодарил детей за теплый прием, внимание и вручил свой подарок книгу «Чучело – Мяучило»
- Презентация к 70-летию Победы. Привлечение родителей и детей к изучению городов-героев и представлению собранной информации в виде рассказов.
При подготовке к празднованию 70-летия со дня Великой Победы мы рассказывали детям о героизме и мужестве защитников, проявленные в Великой Отечественной войне 1941 – 1945г, о наградах, о подвигах отдельных детей и взрослых. В процессе бесед дети очень заинтересовались разными городами – героями и с удовольствием рассматривали фотографии и открытки. В ходе круглого стола родителям было предложено на выбор несколько городов. После чего родителями и детьми велась поисковая работа по подбору иллюстративного материала и информации об основных памятниках данного города. Наиболее приемлемым методом представления информации стала демонстрация презентации и рассказ о выбранном городе – герое родителями совместно с детьми. Работа по ознакомлению детей с городами – героями «Ленинград», «Москва», «Киев», «Севастополь», «Волгоград» велась на протяжении 5 дней.
Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.
Список литературы:
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сферв», 2012
2. Кыласова Л.Е.,Ротарь Н.В., Карцева Т.В., Фролова Н.Г. Родительские собрания. В: «Учитель»2013
3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: «Аркти», 2005
4. Евдокимова Е., Додокина Н., Кудрявцева Н. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. Мозаика – Синтез. 2009
5. Шитова Е. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет. Учитель. 2016
Приложение №1
Сценарий праздничного мероприятия "Крещенские посиделки"
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Но современные дети мало знают о традициях русского народа, празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и Поколений. Так же, как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания, гадания. Приобщать детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через социально-коммуникативное развитие можно с помощью игр, бесед, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния "Крещенские посиделки" силами педагогов и ребят.
Цель мероприятия: Приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры.
Задачи мероприятия:
1. Познакомить детей и родителей с историей возникновения и значения праздника Рождества Христова;
2. Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
3. Воспитывать у детей доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле;
4. Сформировать представление о рождестве, рождественских святках, колядках;
5. Активизировать речь детей через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки;
6. Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Колядки»;
7. Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
8. Учить вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы;
9. Развивать творческое воображение
Оборудование:
- Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, маски животных;
- Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки;
- Рождественская звезда;
- Рождественский вертеп;
- Новогодняя елка с игрушками, сделанными руками детей и родителей;
- Красный угол избы;
- Атрибуты: мешок для угощения и для гадания; куклы би-ба-бо, ширма;
- Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских народных песен
Ход мероприятия:
1. Организационный момент:
Звучит русская народная мелодия . Приветствие детей, одетых в костюмы.
2. Основной момент:
Ведущий:
Наступило Рождество –
Долго ждали мы его,
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.
Веселится, стар и млад,
Кто на посиделки к нам попал!
(показ презентации "Новый год, Рождество и Святки")
Однажды ночью по пыльной палестинской дороге шла семья - молодая женщина Мария с мужем Иосифом. И пришли они в город Вифлеем. Путники очень устали и хотели здесь отдохнуть, но мест в гостинице не оказалось. И тогда им пришлось заночевать в пещере, где жили животные хозяина гостиницы: овцы, коровы, поросята, пес, лошадка. Мария с Иосифом согласились. И вот свершилось чудо - родился Господь! Мария его спеленала и положила в ясли.
Он родился не в палатах и не в каменных домах,
Он родился в бедной хате и сейчас лежит в яслях.
Давайте петь и танцевать, Христа рожденье прославлять!
Ведущий. Первыми увидели рождение Христа ангелы, спустившиеся с небес, маленькие детки с крылышками - посланники и слуги Бога.
Я - Ангел Божий, к вам прилетел,
Я так на праздник попасть к вам хотел.
Я прилетел Христа прославить.
И вас с Рождеством поздравить!
Я спустился с голубых небес, чтоб поздравить с праздником ВСЕХ!
Рождественская ночь - самая волшебная, сказочная ночь, и сейчас я расскажу вам сказку. Жила в лесу маленькая ёлочка. Однажды ночью она увидела на небе яркую звезду, которой раньше не было. «У кого же спросить? » - подумала ёлочка. Вдруг перед ней встал ангел. Он рассказал ёлочке, что ночью родился Христос, и поэтому на небе зажглась такая яркая звезда! Ах, как обрадовалась ёлочка! И она рассказала эту новость всем живущим в лесу зверям: белочкам, ёжикам, зайчикам, серому волку, медведю. Звери со всех ног побежали посмотреть на маленького Иисуса. А ёлочка… так и осталась стоять в лесу. Она не умела ходить! И она горько заплакала! Тогда ангел явился вновь и сказал: - «За то, что ты не смогла пойти на день рождение к Иисусу, с этого дня, люди будут сами брать тебя в дом, украшать красивыми игрушками, а на макушку тебе будут надевать яркую, Рождественскую звезду! » Вот так и повелось. Люди наряжают ёлку у себя в доме на Рождество и Новый Год! И у нас в садике тоже очень нарядная ёлка! Игрушки сделаны руками детей и родителей.
С Рождества до крещения проходит святочные дни. В эти дни люди колядуют, гадают, наряжаются и поют песни. И сегодня мы с вами собрались на крещенские посиделки. Дети приготовили стихи, которые они сейчас расскажут.
Саша
- В этот зимний вечёрок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Кристина
- Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы – сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйки за столом.
Посиделки тут у нас.
В этот день и в этот час.
Дима
- Мы сюда позвали вас,
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься,
Будем вечер коротать,
Дружно песню запевать.
Песня "Новый год , Рождество и Святки"
Ведущий :
Когда-то наши прадедушки
Ну а с ними прабабушки
Приходили на весёлые Святки
Песни пели всем миром, да говорили загадки.
А что такое Святки?
Лера
- Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!
Ведущий: С Рождества начинаются Святки – сплошные праздники, которые длились до 18 января. Юноши и девушки жгли костры, катались на санках и, конечно же, колядовали. Колядующие были ряжеными. Они прятали свои лица под масками животных ( медведь, коза, петух), под масками разной нечисти (черти, ведьмы). Ряженые приходили в дом, пели песни ( колядки), желали хозяевам благополучия, здоровья, достатка в доме.
(Ребенок читает стихотворение и приглашает всех колядовать)
Максим
- Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой угощайте!
Ведущий и дети поют: "Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!"
(Далее дети поют "Маленький Юньчик")
Ведущий играет с детьми: - А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее – кем вы станете, когда вырастите. ((Художник, певец, моряк, футболист, повар, продавец, клоун, швея, милиционер, доктор, космонавт, почтальон, летчик)
Ведущий: -Поиграем в известную игру "Золотые ворота".
Ведущий: Дети наши погадали и свою судьбу узнали, теперь ваша очередь, уважаемые родители. (проводит гадание для родителей "Волшебный мешочек")
- В волшебном мешочке лежат разные предметы, ваша задача выбрать закрытыми глазами один предмет. По нему мы и узнаем что вас ждет.
- Мечты реальны, так давай мечтать
Ты что угодно можешь рисовать
Богатство, дом, любовь и кошелёк
Возьми волшебный карандашик-уголёк
Что нарисуешь им – то сбудется всегда
На Новый год сбывается мечта! (карандаш)
- Удача ждёт тебя на Новый год
Он радость, счастье тебе принесёт
Но чтоб удача у тебя жила
Приклеить надо к ней себя! (клей)
- У вас есть что-то, что мешает жить?
Тогда вам надо это удалить!
Вот ластик, он стирает всё,
Мы в Новый год возьмём его!
Пускай сотрёт весь негатив!
Пусть Новый год у нас будет счастлив! (ластик)
-ОЙ! Что-то в жизни твоей грядёт
И счастье, конечно, к тебе придёт
Но чтобы покрепче его удержать
Пусть скрепки в том будут тебе помогать! (скрепки)
- В 2016 году тебя ждет много острых ощущений. Скорее, маленьких, чем больших. (кнопки)
- Вы баловни судьбы
А значит
Вас ждут успехи и удачи
Свои удачи отмечая
Побольше запасите чая! (пакетик чая)
-Судьба позолотит вам ручку
Пошлет солидную получку
Или подкинет кошелек
И это все в ближайший срок! (монета)
- У вас друзей знакомых море
И все нагрянут в гости вскоре
Готовьте чай и угощение
Вот для начала вам печенье!
-Чтоб записать куда ушла получка
Вам пригодится эта авторучка!
- Любовь украсит ваши дни, и станут яркими они. (сердечко)
-Ленточка далеко растелится, ждет Вас путешествие .
- Вата кому достанется - легкая жизнь достанется .
- Пуговица кому попадется – обновкой обернется.
- Зернышко! мышь по горошине бежит, каравай в дом тащит.
В том доме достаток будет, благополучие.
- Конфетка. Лучше нету радости для ребят, чем сладости
Вытащил конфетку –будет сладко вашим деткам .
Ведущий: -Сейчас мы с вами поиграем в веселую игру "Бубен". Дети и взрослые стоят в кругу, передают бубен со словами:
"Ты катись, веселый бубен,
Дальше, дальше по рукам,
У кого в руках он будет,
Тот сейчас и спляшет нам".
Ведущий: - Ребята, вы и колядовали, и песни пели, и гадали, и в народные игры играли. Хозяйка нашей избы угощает вас чудесным пирогом и предлагает загадать желание и задуть дружно свечи.
(Дети встают вокруг хозяйки, загадывают желания, задувают свечи).
Все дети:
- Наш пирог высоконький,
Наш пирог широконький,
Наш пирог мягошенький –
Режь да ешь!
Ведущий: - Ну, вот и закончились наши крещенские посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание партнёрских отношений с семьями воспитанников через внедрение эффективных форм работы с родителями (законными представителями)
Сотрудничество семьи и ДО является залогом успешного развития детей.Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям...
«Родительский клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду»
В 2018 году на родительском собрании я предложила организовать родительский клуб «Здоровая семья - здоровый ребенок». Родители активно поддержали этот проект. Главной идеей соз...
Сообщение к педсовету «Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду»
раскрыть одру из форм работы с родителями...
Детско - родительский клуб. как одна из самых эффективных форм работы с родителями.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, на...
проект по работе с родителями "Детский сад и семья - лучшие друзья"
Всем известно, что только при сотрудничестве с родителями можно достичь хорошего результата в воспитании и развитии детей.Поэтому необходимо построить систему работы с родителями....