Прогулочные карты как эффективная форма организации прогулки в детском саду.
консультация
Прогулочные карты как эффективная форма организации прогулки в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_4.06.15.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулочные карты как эффективная форма организации прогулки в детском саду.
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».
В.А. Сухомлинский.
В своей работе в детском саду уделяю достаточно большое внимание экологическому воспитанию. Экологическое воспитание дошкольников помогает установить правильные, гуманные отношения детей с природой, прививает уважение ко всему живому, осознание своего сходства и необходимости сотрудничества с обитателями окружающей природы.
Задачи экологического воспитания, решаются при помощи НОД, игр, бесед, прогулок. Я не буду останавливаться на НОД, а остановлюсь более подробно на организации прогулок.
Прогулка – важнейший режимный момент в жизнедеятельности детей в детском саду.
Цели прогулки: укрепление здоровья, умственное и физическое развитие детей, профилактика утомления, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Прогулки обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, что способствует формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека. Но самое главное, что прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании, а на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений у детей воспитывается любовь к родной природе.
Прогулка наиболее длительный по времени режимный момент в ДОУ, которая в течении дня для детей организуется дважды. Прогулки продолжаются 4 – 4,5 ч. В день и составляют 37 от общего времени пребывания ребёнка в ДОУ.
Проработав литературу по экологическому воспитанию О.Р.Меремьяненой «Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет», И.В. Кравченко, Т.П.Долгова « Прогулки в детском саду» пришла к выводу, что для эффективной организации прогулок можно использовать прогулочные карты, т.к. в них представлено содержание прогулок по временам года и они сохраняют структуру прогулки. Также они удобны при написании планирования.
Прогулочные карты позволяют при организации прогулки выбрать карту с набором деятельности которая соответствует времени года, реальному состоянию погоды, нормативам установленным СанПиНом, и делает прогулку образовательным и оздоровительным видом деятельности.
Прогулочные карты мною составлены, систематизированы и собраны в папку по следующим принципам:
- сезонности
- возраста
- от простого к сложному.
Каждая прогулочная карта состоит из следующих частей:
- наблюдение за явлениями живой и неживой природы, явлениями общественной жизни, экспериментирование.
- самостоятельные игры детей с выносным материалом.
- формы индивидуальной работы педагога с детьми.
- виды индивидуальной или коллективной трудовой деятельности детей в быту, в природе.
- подвижные, малоподвижные игры, игры- забавы, хороводные, пальчиковые, игры – соревнования, игры с использованием спортивного оборудования, сюжетно – ролевые игры.
Необходимой частью прогулки является наблюдение.
При планировании наблюдений продумываю оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдений и экспериментирования, размещение детей, приёмы привлечения внимания к наблюдению ( художественное слово, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), приёмы активизации умственной деятельности детей ( поисковые вопросы, действия, сравнения, использование детского опыта).
Например, мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе, за цветами, за цветением кустарников , другими деревьями и растениями, за насекомыми, птицами.
Проводим экспериментирования, например сравнивали свойства песка и глины, глины и камня, наблюдали где быстрее одуванчик даст семена, где быстрее высохнет намоченный платок, замёрзнет ли вода на морозе и что с ней станет в помещении, украшали площадку зимой цветными льдинками.
После наблюдений, каждому ребёнку хочется поиграть. В соответствии с ФГОС самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, снегом, мелкими камушками, природным и другим выносным бросовым материалом.
Так же на прогулке ведётся индивидуальная работа с детьми. Организация индивидуальной работы ведётся в соответствии с календарным планированием. Осуществляется работа по познавательно- речевому, социально- личностному, художественно- эстетическому и физическому развитию детей.
На каждой прогулке важной часть является трудовая деятельность, она осуществляется индивидуально или с подгруппой детей. На участке дети заботятся о цветнике, огороде, убирают участок от веточек, расчищают дорожки от снега, убирают игрушки, кормят птиц.
Так же проводятся подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры, игры -забавы и др.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть разной интенсивности, что бы дети не переохлаждались или не перегревались.
Вся деятельность детей проводится в соответствии с образовательной программой ДУ и программой Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева « От рождения до школы».
В своей работе в течение трёх с половиной лет пришла к выводу, что использование прогулочных карт удобно в планировании, целесообразно в соответствии с программным содержанием и требованиями ФГОС ДО.
Для составления прогулочных карт пользуюсь литературой:
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева « От рождения до школы»
О.Р Меремьянина «Комплексное планирование прогулок с детьми 2, 5 – 7 лет»
И.В. Кравченко Т.П.Долгова «Прогулки в детском саду». Младшая и средняя группы.
Г. Лаптаева « Развивающие прогулки для детей». Осень. Зима. 3 – 4 года.
Т.Н. Вострухина Л.А Кондрынская « Знакомим с окружающим миром детей 3 -5 лет».
Л.Л. Тимофеева «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня».и другими.
Работа по экологическому воспитанию показывает, что если мы будем любить природу, жить с ней в дружбе, то наша Земля будет еще прекраснее. Хочется верить, что наши дети вырастут добрыми, чуткими, умеющими видеть прекрасное в окружающей жизни, ценить и беречь природу. А начинается всё это с нашего детского сада.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять,- их надо
открывать и показывать.
М. Пришвин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная Доска - эффективное средство организации обучения в детском саду
В настоящее время процесс информатизации системы образования – процесс жизненно необходимый и необратимый, как бы к нему не относились работники сегодняшней школы и дошкольных учреждений. И педагоги, ...
Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...
Консультация "Организация прогулки в детском саду"
Консультация будет актуальна для родителей и педагогов дошкольного образования...
Презентация "Методика организации прогулки в детском саду"
Презентация для педагогов детского сада, раскрывающая методику организации прогулки....
консультация для воспитателей " Организация прогулки в детском саду"
учить правильно организовывать прогулку. Дать знания о методике проведения прогулки, разновидности прогулки и ее структуре....
Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада
Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...
Статья "Дуальное обучение как эффективная форма наставнической деятельности в детском саду"
В статье раскрыта система дуального обучения, как форма наставнической деятельности и сопровождения студентов.Представлены некоторые технологии взаимодействия.Также раскрыт подход к проведению рефлекс...