Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."
методическая разработка на тему
Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников.. |
Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota.docx | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………. | 3 | |
1. | Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников.. | 6 |
2. | Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….. | 8 |
Заключение………………………………………………………………………. | 14 | |
Список литературы……………………………………………………………… | 15 | |
Приложение. |
Введение.
С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, в процессе освоения которой у ребенка возникает мотивация к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Компетентностный подход в настоящее время провозглашен в качестве основного на всех ступенях образования: от детского сада до высшей школы.
Отметим, что согласно введенному стандарту дошкольного образования, предполагается выделение социально-коммуникативной образовательной области. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. [7]
Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.
Как уже отмечалось выше в современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т.е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Необходимо отметить что, в последнее время возрастает потребность к овладению способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия (Т. А. Репиной, Е. О Смирнова, Белова Е. А.) . Этот процесс может и должен осуществляться в педагогической действительности (выражение В. В. Краевского). Однако на данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию коммуникативной компетентности у дошкольников. Детей учат не столько размышлять и адекватно высказывать свои мысли, сколько полагаются на возможности запоминания ребенком предлагаемого материала. Это противоречие отмечает в своих работах Ш. А. Амоношвили.
Характеризуя современного ребенка, Д.И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как обеднение и ограничение общения детей. Уже в младшем школьном возрасте у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте ребенок должен проявлять инициативу в развитии коммуникативных навыков, строить межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. [21, с. 46]
В связи с этим перед воспитателем возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь воспитаннику овладеть основами коммуникативной компетентности, умению проявлять инициативу в коммуникативной деятельности, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения. При этом сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса.
По моему мнению, именно с помощью использования эффективных форм и методов поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников мы можем сформировать коммуникативную компетентность дошкольников. Все это становится возможным лишь при правильно организованной, систематической работе.
В связи с этим целью нашей профессиональной деятельности считаем организацию систематической работы, по формированию у детей коммуникативной компетентности используя эффективные формы и методы поддержки детской инициативы.
Достижению поставленной цели, на наш взгляд, способствует решение следующих задач:
- Выделить показатели коммуникативной компетентности воспитанников старшего дошкольного возраста, выделение уровней развития коммуникативной компетентности.
- Определить какие формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников являются эффективными.
- Проведение организованной работы, используя различные формы и методы для поддержки детской инициативы коммуникативной деятельности воспитанников.
- Подбор диагностического инструментария в рамках данной темы.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
- Разработка параметров и уровней коммуникативной компетентности воспитанников старшего дошкольного возраста.
- Создание в группе необходимых условий для поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности воспитанников.
- Повышение уровня детской инициативы в коммуникативной деятельности воспитанников.
- Создание системы работы с дошкольниками по поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для отслеживания результативности реализуемой системы работы в начале и конце учебного года проводится диагностика воспитанников. Для этого используется:
- наблюдение (Изучение свободного общения детей (методика одномоментных срезов);
- беседы с детьми;
- тест «Сюжетные картинки» (Чередникова Т. В.). Для детей 5-10 лет;
- методика «Изучение коммуникативных умений» (Т.Г. Макеева);
- «Методика для выявления уровня развития коммуникативной компетентности для детей 3-7 лет» (М. И. Лисина);
- «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева)
- Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников.
Обратимся к определению понятия коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность, как отмечает М.И. Лисина, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. [12,с.85]
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.), коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
С точки зрения М.И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности. Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.
Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов:
- Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.
- На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.
- На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.
- На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее". Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению. [12,с.102]
Как уже отмечалось, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса. Итак, завершая этап дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания. [20]
При всем многообразии целевых ориентиров сформированости коммуникативной компетентности воспитанников старшего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Даже в рамках одного возраста у воспитанников будет по-разному проявляться коммуникативная компетентность. А, следовательно, возникает необходимость выделения уровней сформированости коммуникативной компетентности:
Высокий уровень: Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.
Средний уровень: Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.
Низкий уровень: Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. [16, 18]
Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. На наш взгляд, именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-коммуникативного развития.
- Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников.
Наше общество переходит к новой системе экономических и социальных отношений. В ее основе лежит инициативная деятельность всех субъектов, как отдельных членов социума так и различных учреждений и организаций. Подобный переход предполагает и соответствующий социально-экономический и финансово-правовой регламент деятельности дошкольных образовательных учреждений. Новые документы, которые регулируют статус и деятельность детских садов, отражают этот процесс.
Переходный характер анализируемых материалов указывает на две тенденции: с одной стороны удержать ДОУ в традиционных рамках (казенные учреждения) а с другой, – создать новый тип учреждений, способных реализовывать собственные стратегии развития.
Одной из форм организации деятельности дошкольника, обладающей большими потенциальными возможностями для формирования инициативы коммуникативной деятельности являются совместные игры - творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Это положение является общепризнанным в педагогике дошкольного детства. О роли игры в жизни ребенка сказано много убедительных слов. Игра, являясь самым близким и доступным видом деятельности, содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития дошкольника. Однако в традиционной практике дошкольного образования игра отодвинута на второй план. Безусловно, педагоги включают игровые моменты, ситуации и приемы в различные виды детской деятельности, но развитие игры как свободной самостоятельной совместной со сверстниками деятельности не уделяют должного внимания.
Как отмечают исследователи, дети в старшем дошкольном возрасте отдают предпочтение играм с правилами, к числу которых относятся подвижные, дидактические и развивающие игры. Игра с правилами является элементом детской субкультуры, принадлежностью детской жизни от дошкольного возраста до подросткового (И. Ивич, Н.Я Михайленко и Х. Шварцман и др). Игры с правилами (по исследованиям Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина) служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми: они помогают им осознать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил; подойти к пониманию норм морали, всеобъемлющих требований справедливости, обязательств, которые каждый человек имеет перед собой.
Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, проявлять инициативу, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах. Несмотря на то, что сотрудничество детей продолжает носить практический характер и быть связанным с реальными делами детей, оно приобретает вне ситуативный характер. Игры с правилами становятся стимулом совершенствования инициативы у детей в коммуникативной деятельности. Именно такая форма игры, по мнению Л.А. Венгера, имеет определяющее значение в развитии ребенка, его социализации.
Однако, традиционно проблема общения рассматривалась так же в контексте творческих, сюжетно-ролевых игр детей (Т.В. Антонова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Иванкова, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и другие) [1, с. 60].
Как отмечают Т.В. Антонова, Р.А. Иванкова, в ролевой игре существует два вида общения: собственно игровое и организационное. Игровое общение определяется сюжетом, содержанием игры и осуществляется от имени взятых на себя ролей. Организационное общение имеет место при выборе темы игры, определении состава участников, распределении ролей, контроль за выполнение правил поведения в игре. Именно этот вид общения способствует развитию «общественности», инициативы.
Авторы отмечают, что в таких играх идет благотворное влияние на эмоциональный климат в игровом объединении, а также проявление детской инициативы это выражается в таких умений, как:
* умение прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям, использовать обращение типа «Посмотри сюда...» и т.п.;
* умение обратиться к ребенку по имени или по названию роли;
* умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру;
* способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;
* умение выяснить, удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;
* умение обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;
* умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.
Анализ данного исследования чрезвычайно важен, так как между ролевыми играми и играми с правилами существует много общего. Д.Б. Эльконин отмечает: «Полученные нами данные позволяют утверждать следующее: несмотря на внешнее различие игр с ролями и игр с правилами в пределах дошкольного возраста, между ними существует настолько большое единство, что можно говорить об единой линии развития игры, в ходе которого лишь к концу дошкольного возраста происходит выделение условных правил, никак не связанных с сюжетом» [13].
Таким образом, мы можем констатировать, что к моменту, когда игры с правилами начинают занимать значительное место в жизни ребенка, он уже имеет некоторый запас коммуникативных умений, возникших по поводу организационно-деловой стороны игры с ролями. И общение в них станет регулятором «делового» сотрудничества детей, развитие их инициативы в коммуникативной деятельности, а обогащение игр с правилами коммуникативным содержанием будет способствовать формированию коммуникативных умений.
В педагогическом процессе, организуемом для детей старшего дошкольного возраста, основное место исследователи отводят дидактической игре. Она выступает как метод обучения, как средство закрепления и углубления знаний (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.П. Усова, Е.И. Радина, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, Е.И. Коваленко), как средство воспитания (Р.И. Жуковская. П.Г. Саморукова, А.П. Усова, М.И. Богомолова и другие), как форма организации обучения и воспитания (В.Р. Беспалова, Л.И. Иняткина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова), как средство получения новых знаний (В.Р. Беспалова,З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкая, Д.И. Цицхвая).
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, писал, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.
В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. В этом смысле мы можем назвать дидактическую игру средством досуга ребенка.
Для нас важен тот факт, что отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Обогащение роли определенным коммуникативным содержанием будет способствовать овладению детьми способами общения и дальнейшему переносу этих способов в реальную жизнь. Как пишет А.И. Сорокина: «Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций» [9, с. 15].
Таким образом, рассмотрев формы деятельности с точки зрения проблемы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников мы приходим к следующему заключению:
С позиций теории игры в психологии и педагогике мы обосновали и признаем ее роль в развитии личности ребенка, которую она приобретает при овладении старшими дошкольниками коммуникативными умениями. Определив значительное сходство дидактической игры и кружковой работы как содержательную основу общения старших дошкольников, мы используем их в качестве средств формирования коммуникативных умений.
Обобщив вышеизложенное, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой взросло-детской деятельностью при решении задач поддержки инициативы в коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является проектирование. Так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Проектную деятельность мы рассматриваем как системный компонент образовательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [2, с. 116].
Цель проектной деятельности коммуникативной направленности - создание условий для формирования коммуникативных навыков детей, принимающей поликультурное пространство современного общества.
Задачи:
- организовать практическую общественно - значимую деятельность;
- научиться быть коммуникабельными, открытыми для новых контактов и культурных связей;
- получить опыт самовыражения личности каждого ребенка на основе творческой деятельности;
- построить позитивные отношения друг с другом, со взрослыми, родителями [2,с. 42].
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации детей при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- развитие коммуникативных компетенций;
- создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и ребенком [4, с. 112].
В проектной деятельности создаются благоприятные условия для поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности, поскольку в ней присутствует ключевой признак - самостоятельный выбор. Развитие коммуникативных умений и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования совместной деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: ребенок стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.
При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с товарищами и педагогом, формируются основы коммуникации, так как для всех задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам ребенок [4, с. 112].
Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, в том числе и коммуникативные умения.
Работа в проекте изменяет позицию ребёнка и позволяет реализовать «идею субъектности», суть которой состоит в том, что ребёнок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослые не определяют и жёстко не регламентируют действия детей, они предоставляют ребёнку право выбирать. Выбор, предпочтение ребёнком действий, результат которых не предрешён, создаёт принципиально новую ситуацию, новые перспективы в дошкольном образовании, в частности в организации образовательного процесса [4, с. 55].
Важным аспектом в результате формирования коммуникативных умений дошкольников на проектной основе является создание сообщества детей, детей и воспитателей, детей, воспитателей и родителей, формирование субъект-субъектных отношений. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, действовать в «зоне ближайшего развития». Метод проектов ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и взаимодействию.
Следующим этапом работы над проектом является демонстрация результатов. Ребята представляют свои творческие проекты. Результаты представляются в виде творческой работы. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта [4, с. 116].
При оформлении результатов проекта коммуникативной направленности, на стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты определенного содержания (выполненные детьми).
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. В процессе защиты проекта дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия, совершенствуются коммуникативные умения.
Таким образом, метод проектирования - одна из эффективных форм детско-взрослой деятельности, способствующая поддержке детской инициативы в коммуникативной деятельности. Следовательно, организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми - это оптимальное средство решения актуальных проблем, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.
Заключение.
В данной работе мы рассмотрели особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста, выделили показатели и уровни развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Поскольку общение, является сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Проведенный нами анализ данной проблемы позволил сделать вывод, что завершая этап дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Также среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания.
Также в данной работе мы рассмотрели формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности. И пришли к выводу о том, что наиболее эффективной формой и методом поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности является проектирования. Так как оно позволяет организовать образовательный процесс в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, а это оптимальное средство решения актуальных проблем, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса. Так же это связано и со спецификой использования метода проектов поскольку взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Ты выяснили, что метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Поскольку этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей
Список литературы
1. Артемова,JI.B. Формирование общественной направленности ребенка - дошкольника в игре. - Киев: Вшуа шк., 1988. - 159 с.
2. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 1983.-271 с.
3. Бондаренко, А.К. Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр //Дошкольное воспитание. - 1987. - № 3. - С. 23 - 26.
4. Выготский,Л.C. Избранные психологические исследования. - М., 1956.-448 с.
- Венгер Л. А. , Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988г.
- Горянина В.А. Психология общения / В.А. Горянина – М.: 2002г.- с.13.
- Дошколятам вернут детство// Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения:12.11.2013
- Дубина Л. Развитие коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание 2005.- №10 .-С 26-35; -№11 С 3-9
- Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. спец. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
- Кравцова, Е, Бережковская Е Ребенок внутри общения. // Дошкольное образование. 2005, № 3.
- Леонтьев А.А. Психология общения , 3-е изд..1999
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении.- Питер; СПб.; 2009.
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
- Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2003. – 336 с.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.А. Стародубова. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – С. 40-44
- Смирнова Е. Е. Психология общения: Материалы для специалиста образовательного учреждения. – СПБ.: КАРО, 2005г.
- Тестируем детей/ сост. Т.Г. Макеева. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С.52-53
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Владос, 2004. – С. 182-201
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. –М.: Академия, 1998.- С.225-239.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf Дата обращения:12.11.2013
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54
- Чередникова Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов – СПб.: Речь, 2004. – С. 242-243
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1966г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников
Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...
Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.
Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...
Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре
Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре....
«Образовательная технология «Твигис» как метод поддержки детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»
Презентация по теме: «Образовательная технология «Твигис» как метод поддержки детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»...
Эффективные формы работы по поддержке детской инициативы
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования, является поддержка детей в различных видах деятельности.Поддержка инициативы является также условием, необходимым для со...
Отчет по семинару "Педагогические технологии и методы поддержки детской инициативы".
Отчет по семинару Педагогические технологии и методы поддержки детской инициативы....
«Системно – деятельный подход как метод поддержки детской инициативы»
Для поддержки детской инициативы перед педагогом стоят следующие задачи:- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;- Учить ребенка самост...