ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ «Надо ли готовить ребёнка к школе? Как готовить?»
учебно-методический материал

Апатенко Анастасия Александровна

Текст мероприятия составлен в рамках  муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса педагогов дошкольных образовательных организаций «Воспитатель года России – 2025».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_s_roditelyami.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

в рамках муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса педагогов дошкольных образовательных организаций

«Воспитатель года России – 2025»

ТЕМА: «Надо ли готовить ребёнка к школе? Как готовить?»

Подготовил: учитель-логопед

МАДОУ «Детский  сад

комбинированного вида №37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

Апатенко Анастасия Александровна

2024 год

- Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашаю вас принять участие в диалоге в формате BarКЭМП, который предполагает неформальное общение. Как вам такая идея?

- Давайте для начала познакомимся. Попрошу вас ответить на  вопросы: как вас зовут, кто вы по профессии, сколько лет вашим детям?

- Если позволите, я начну первой. Меня зовут Анастасия Александровна, я учитель-логопед,  моей  дочери 17 лет, а  сыну 10…

- Надо ли готовить ребёнка к школе?

- Поднимите, пожалуйста, руки, если знаете, как  готовить ребёнка к школе?

- Получается, что нас всех волнует один и тот же вопрос, но не все из нас знают на него ответ. Мне кажется, это может стать отличной темой для обсуждения. Предлагаю обсудить её не с позиции педагог-родители, а с позиции родитель-родитель. Как вам такая идея?

- Давайте наклеим нашу тему на обложки тетрадей.

- Всем знакома фраза «Дети цветы жизни». Знаете кто её автор?

- Максим Горький.

- У вас в тетрадях есть лепестки ромашки.  Запишите, пожалуйста, на этих лепестках одно качество, которое вы хотели бы видеть у своего ребенка при поступлении в первый класс. И одно умение, которым он должен обладать? Я тоже выполню это задание с позиции мамы (коммуникабельность, умение анализировать). Ответы

Подвести итог…

- Это ромашка нашего видения успешного первоклассника.

- А знаете ли вы о существовании требований, которые предъявляются к первокласснику и какими документами эти требования регламентируются?

Ответы

- В этом вопросе мы с вами должны опираться на Фз об образовании и ФОП ДО. О чем же говорят нам эти документы?

 - В этих документах акцент НЕ на конкретных знаниях, умениях и навыках ребенка, а на его готовности, которая делится на несколько видов. Они уже вклеены в ваши тетради:   

– Физическую готовность

– Эмоционально-личностную 

– Социально-психологическую готовность

– Волевую готовность

– Мотивационную готовность

– Интеллектуальную готовность

– Речевую готовность

   Как вы думаете, кто должен готовить ребенка к школе?

- Детский сад, родители.

- Для успешного воспитания и развития наших детей, родители и педагоги должны стать командой. Как вы это понимаете?

Ответы…

- Мне, кажется, мы уже с вами смотрим в одном направлении, а это значит, что мы вполне можем стать отличной командой. Как считаете? Давайте придумаем ей название.

 - Рядом с нашей ромашкой вырос кактус. Какие ассоциации возникают у вас при взгляде на него?

  - С какими трудностями могут столкнуться родители при подготовке ребёнка к школе? ОТВЕТЫ

- Чаще всего эти трудности связаны с незнанием ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ДЕЛАТЬ? И КОГДА НАЧИНАТЬ?

- Итак, когда начинать? ОТВЕТЫ

- Подготовка к школе начинается с самого рождения. Когда мама поёт своему любимому малышу колыбельные, разговаривает с ним, а малыш в ответ радостно гулит, когда родители вместе радуются первому слову малыша, а затем всячески поддерживают его речевую активность, когда малыш первый раз изображает на листе бумаги свои авторские кули-мули и преподносит бабушке или дедушке, как настоящее произведение искусства, когда помогает маме на кухне, даже если после этой помощи маме проходится потратить несколько часов на уборку, всё это  определённые этапы в развитии ребёнка. То есть, подготовительный этап начинается задолго до поступления ребенка в детский сад. Ответы.

- Поднимите руки, кто читает детям сказки?  Является ли это важной составляющей на пути к подготовке к школе?

- Чтение способствует расширению представлений ребёнка о мире.  Очень важно, чтобы слова, которые слышит ребёнок были понятны ему. Для этого обязательно уточнить, понимает ли ребенок о чем идет речь. Чтение  должно сопровождаться обсуждением, обменом мнениями, рассматриванием иллюстраций, ответами на вопросы.

- У вас в тетрадях есть иллюстрация знакомой всем сказки. Как она называется? Давайте выберем эмоцию для каждого сюжета.

- Подобные задания будут способствовать развитию эмоционального интеллекта. А зачем он будущему первокласснику? 

- Это качество улучшит навыки общения. Научит ребёнка контролировать свои эмоции и поможет лучше разбираться в эмоциях других людей. Доказано, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта более успешны в учёбе.

- Как вы понимаете словосочетание волевая готовность ребенка к школе?

- Это способность ставить перед собой цель и добиваться её, умение длительно выполнять не очень привлекательную для ребенка работу, а затем оценивать свой результат.

- Делаете ли вы что-то для формирования данных качеств.

- Я предлагаю пользоваться с дошкольниками календарём полезных дел. Вариант такого календаря вклеен в ваши тетради. Планировать надо не только интересные события, но и интересно-полезные, например,  прочитать с мамой новую сказку, раскрасить картинки в любимой раскраске, выполнить штриховку, выучить новую букву. Предлагаю вам выбрать один день и запланировать любое событие, исходя из интересов вашего ребенка. Можно использовать какие-то условные обозначения.  

По завершении каждого дня, а затем и недели можно проанализировать с ребенком все ли получилось, может быть, что-то не успели сделать и обсудить причину. И составить план на следующую неделю. Можно интересные события планировать после того, как будут выполнены полезные для развития. На данном этапе очень важно сформировать умение ребенка правильно оценивать результат своего труда.

- Как это сделать? ОТВЕТЫ.

- Ребенка надо хвалить! Ни в коем случае, не сравнивать его достижения со своими, с достижениями старшего брата или сестры. Можно сравнивать его сегодняшнего с ним вчерашним, отмечать успехи, вот еще вчера ты этого не мог, а сегодня у тебя получилось. Дать понять ребенку, что ошибаться это нормально, главное уметь вовремя замечать ошибки и исправлять их.

- Предлагаю попробовать на примере. У вас в тетради написан ряд букв. Есть красивые и аккуратные, но есть и ошибки. Представьте, что их написал ваш ребенок. Как бы вы указали ему на неточности? Ответы

- Попросите ребенка обвести в круг самую красивую на его взгляд букву. Сделайте это. Указали ли мы ребенку на его неудачу?

- Нет.

- А помогли этим заданием сравнить, проанализировать свою работу?

- Конечно. Ребенок сам увидит лучший вариант, на который надо ориентироваться.

- Какими знаниями должен обладать ребёнок при поступлении в школу? Ответы

- На обложках ваших тетрадей есть куаркоды, пройдя по которым вы сможете познакомиться со всем перечнем. Он достаточно объёмный, но все пункты легко доступны детям, и усваиваются в ходе семейного общения, чтения художественной литературы, и в процессе образовательной деятельности в детском саду. Полученные ребенком знания нужно просто закреплять.

- Какой первый вопрос вы задаёте ребёнку, когда забираете его из детского сада? ОТВЕТЫ

- А если поинтересоваться, что нового ты сегодня узнал? Что тебе запомнилось? Что тебя удивило? Ответы дадут вам представление о том, что изучали дети сегодня. Если по каким-то причинам ребенок затрудняется с ответом. Вы всегда можете уточнить эту информацию у воспитателей. Не забываем, что педагоги и родители – это одна команда.

  - Для закрепления полученных в детском саду знаний можно воспользоваться специальными пособиями, куаркод на варианты таких пособий у вас тоже есть.

- Должен ли будущий первоклассник уметь читать и писать? Ответы

- в детско саду нет задачи научить ребенка читать и писать, но есть задача «подготовить к обучению грамоте». Как вы это понимаете? Что значит подготовить к обучению? ОТВЕТЫ

- Посмотрите, пожалуйста, на фотографию из школьной тетради ученика первого класса. Как вы думаете, в чем причина такого почерка и выполненной штриховки?

- Рука ребенка не была подготовлена к письму. Как нужно это делать? На следующей странице у вас есть небольшая подсказка.

- У ребёнка должна быть развита так называемая «ручная умелость». Этому способствует лепка, рисование, вырезание ножницами, игра с мелкими предметами, раскрашивание различных изображений, можно использовать нетрадиционные техники и приспособления для рисования, например спирограф. Знаете ли вы как научить ребенка правильно держать ручку? Знак ФИКСИКОВ.

И вот только после того, как у ребенка накопился достаточный опыт графических движений, мы можем знакомить его изображением букв и упражнять его в их написании.

- Как вы думаете, чего нельзя допускать при подготовке ребенка к чтению? ОТВЕТЫ

- Нельзя сразу учить весь алфавит. Буквы надо называть звуками, которые они обозначают.

- И вот здесь мы должны познакомить ребенка с главным атрибутом первоклассника – тетрадкой. Не случайно она сегодня с нами. Откройте любой чистый лист. Предложите с чего бы вы начали первое знакомство?

-  Следует рассмотреть страницу тетради и обратить внимание на то, что страница состоит из одинаковых квадратов — клеток. Нужно предложить ребёнку определить правую, левую, верхнюю и нижнюю стороны страницы. Следующий этап — формирование умения видеть рабочую строку.  Для этого нужно начертить  верхнюю и нижнюю границы строки и предложить ребёнку закрасить её любым цветом. Все задания можно превратить в игру. Например, давай нарисуем  подарки. Один подарок – одна клетка. Мамин подарок справа от ёлки, папин слева, а твой под ёлкой.

- Основой грамотного письма являются развитые фонематические процессы, то есть умение ребенка определять звуки речи, их местоположение в слове, последовательность. Как этому научить? Помогут простые игры. Например. Поймай звук. Если слышишь в слове звук А – хлопай в ладоши (ДОМ, КАША, КОТ, МАША). Если вы услышите звук Т в начале слова покажи класс, если в конце слова – ушки зайчика (ток, кот, Таня, бот, Том, вот).

- У вас на столах есть цветы. Попрошу  вас сказать, был ли наш сегодняшний разговор полезным для вас и что нового вы узнали и прикрепить ваш цветок на наш кактус. Вот такой цветущий кактус у нас получился. Мне, кажется, его можно сделать символом командной работы. Ведь когда мы знаем что делать, когда и как, даже колючки могут превратиться в цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с родителями. Надо ли готовить ребенка к школе?

Советы родителям по подготовке детей к школе....

Просветительское мероприятие для родителей подростков

Знакомство с психологическими особенностями детей - подростков...

План информационно-просветительского мероприятия с родителями на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

План информационно-просветительского мероприятия с родителями на тему"Развитие речи детей в условиях  семьи и детского сада" в соответствии с ФОП....

Просветительское мероприятие для родителей "Агрессивный ребенок"

Тема: «Агрессивный ребенок».Цель: расширение представлений о агрессивных детях второй младшей группы.Задачи:Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения дошкольников...

КОНСПЕКТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ для родителей ДОУ, посвящённый теме «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка» с презентацией

Тема: «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»  Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в...

Конспект просветительского мероприятия с родителями «Играем или учимся».

Конспект просветительского мероприятия с родителями  «Играем или учимся»....