КОНСПЕКТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ для родителей ДОУ, посвящённый теме «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка» с презентацией
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тема: «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»

 

 

Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.

Задачи:

Познакомить родителей с понятием межполушарного взаимодействия:Объяснить, что такое межполушарное взаимодействие, как оно работает и почему оно важно для развития ребенка.

Рассказать о влиянии межполушарного взаимодействия на разные аспекты развития ребенка и показать родителям, как развитие межполушарных связей влияет на развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, координации движений, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Познакомить родителей с признаками недостаточного развития межполушарного взаимодействия у детей, помочь родителям распознать сигналы, которые могут свидетельствовать о недостаточно развитых межполушарных связях у детей.

Предоставить родителям практические рекомендации по развитию межполушарного взаимодействия у детей: поделиться простыми и доступными методами стимулирования межполушарного взаимодействия в домашних условиях, с примерами игр и упражнений.

Продемонстрировать несколько нейроигр для развития межполушарных связей: показать родителям практические примеры нейроигр, которые они могут использовать с детьми. 

Создать возможность родителям самостоятельно попробовать несколько нейроигр: предоставить родителям возможность практически ознакомиться с нейроиграми и почувствовать их эффект.

Стимулировать интерес родителей к развитию межполушарного взаимодействия у детей: Показать родителям важность раннего развития и то, как нейроигры могут сделать этот процесс более занимательным и эффективным. 

Создать атмосферу взаимопонимания и обмена опытом между родителями: предоставить родителям возможность обсудить свои опыт и задать вопросы. 

Поощрить родителей к самостоятельному изучению тем развития межполушарного взаимодействия: предоставить родителям рекомендации по поиску дополнительной информации и материалов по теме межполушарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»

Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.

Задачи:

Познакомить родителей с понятием межполушарного взаимодействия:Объяснить, что такое межполушарное взаимодействие, как оно работает и почему оно важно для развития ребенка.

Рассказать о влиянии межполушарного взаимодействия на разные аспекты развития ребенка и показать родителям, как развитие межполушарных связей влияет на развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, координации движений, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Познакомить родителей с признаками недостаточного развития межполушарного взаимодействия у детей, помочь родителям распознать сигналы, которые могут свидетельствовать о недостаточно развитых межполушарных связях у детей.

Предоставить родителям практические рекомендации по развитию межполушарного взаимодействия у детей: поделиться простыми и доступными методами стимулирования межполушарного взаимодействия в домашних условиях, с примерами игр и упражнений.

Продемонстрировать несколько нейроигр для развития межполушарных связей: показать родителям практические примеры нейроигр, которые они могут использовать с детьми.

Создать возможность родителям самостоятельно попробовать несколько нейроигр: предоставить родителям возможность практически ознакомиться с нейроиграми и почувствовать их эффект.

Стимулировать интерес родителей к развитию межполушарного взаимодействия у детей: Показать родителям важность раннего развития и то, как нейроигры могут сделать этот процесс более занимательным и эффективным.

Создать атмосферу взаимопонимания и обмена опытом между родителями: предоставить родителям возможность обсудить свои опыт и задать вопросы.

Поощрить родителей к самостоятельному изучению тем развития межполушарного взаимодействия: предоставить родителям рекомендации по поиску дополнительной информации и материалов по теме межполушарного взаимодействия.

Вступительная часть:

На сегодняшний день наблюдая и диагностируя детей дошкольного возраста, все больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом, с друзьями в дворовые игры…

А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.

Ведь бегая и прыгая, а так же играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.

Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Основная часть:

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:

- обработка невербальной информации, эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)

- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение;

- отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

- логика, память;

- абстрактное, аналитическое мышление;

- обработка вербальной информации;

- анализ информации, делает вывод;

- отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

- малоподвижный образ жизни;

- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

- родовые травмы;

- болезни ребёнка в первый год;

- длительный стресс;

- общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

• зеркальное написание букв и цифр;

• псевдолеворукость;

• логопедические отклонения;

• неловкость движений;

• агрессия;

• плохая память;

• отсутствие познавательной мотивации;

• инфантильность.

Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой.

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т. д.

Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое.

Практическая часть:

Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое Нейрогимнастика.

Инвентарь: симметричные рисунки (простые детям «Пирамидка», усложнённые родителям «Лось» ), цветные фломастеры, слайды.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке.

Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.

Упражнение «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

Упражнение «Блинчики»

Упражнение «Прятки»

Упражнение «Тучка-солнышко»

Упражнение «Червячок-яблочко»

Упражнение «Кольцо»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, обратите внимание, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

Упражнение «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот. Упражнение «Солнце – забор – камень»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.Камень – ладонь сжата в кулак.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».

Упражнение «Симметричные рисунки»

Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.

Этот комплекс упражнений следует выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Каждое упражнение для развития взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6-8 раз. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками.

Заключительная часть:

В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма, что немаловажно для подготовки ребёнка к школе.

Так же для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради для развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Пособия включают в себя задания, построенные на основе интеграции визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия.

Выполняя задания правой, затем левой рукой и двумя руками одновременно, ребенок включает в работу оба полушария головного мозга, что позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия, улучшить синхронизацию работы правого и левого полушарий, а так же подготовить руку к письму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»

Слайд 2

Экологические факторы

Слайд 3

Биологические факторы

Слайд 4

Социальные факторы

Слайд 6

Развитие новых нейронных связей

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.За чт...

Презентация к мастер-классу для родителей "Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка" (старшая и подготовительная к школе группа детского сада).

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма у детей. Предупредить трудности в обучении, а также преодолет...

Консультация для родителей «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»

Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и бо...

Консультация для педагогов «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»

Что такое межполушарное взаимодействие?Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как гене...

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половин...

Консультация для родителей " Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка?"

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую целостно работающую систему....