Образовательное событие «Печь краса – в доме чудеса». для детей 6-7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия целью которого является формирование у детей представлений об устройстве и назначении русской печи, развитие интереса к традициям и обычаям русского народа, историческое просвещение дошкольников об эволюции обогревательных приборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Печь краса - в доме чудеса. | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное событие
«Печь краса – в доме чудеса».
для детей 6-7 лет
Воспитатель: Колотилова Елена Алексеевна
Санкт – Петербург
2024
Тема занятия: «Печь краса – в доме чудеса».
Цель: формирование у детей представлений об устройстве и назначении русской печи, развитие интереса к традициям и обычаям русского народа, историческое просвещение дошкольников об эволюции обогревательных приборов.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление знаний детей об устройстве, назначении и использовании русской печи;
- продолжать знакомить детей с традициями и историей русской народа.
2. Развивающие:
-развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;
3. Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, интерес к изучению истории и традиций своего народа.
Материалы и оборудование: макет избы, сундучок, фонарик, иллюстрации к сказкам, белая и цветная бумага, маркеры, клей, картинки частей печи, заготовки печки…, кочерга, ухват, пила, поленья дров, клей, конструктор «лего», деревянный конструктор.
Литература:
Владимир Сытников Русская печь Детская литература Москва 1975г
Жанна Андриевская Сказы о жизни и быте русского народа Феникс Ростов-на-Дону 2024г
Жанна Андриевская Русская изба Феникс Ростов-на-Дону 2024г
Ход НОД:
№ | Этап | Методы, формы, приемы, | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Вводная часть | Сюрпризный момент | Воспитатель в роли домовёнка Кузи. Открывается дверь избы и детей встречает Кузя -Я за печкою живу, Избу эту сторожу. Я хозяйки не дождался Вышел с вами повстречался. - Здравствуйте гости дороги, гости званные, да желанные! Милости прошу. Горница у меня не большая, да красивая какая! Проходите, проходите хорошо всё осмотрите. | Дети заходят в избу- музей. Рассматривают горницу. | |
Мотивация на деятельность | Вводная беседа | -Ребята, а вы узнали меня? Я хозяин и покровитель дома. А у вас такой же дом? А где вы живёте? А это современный дом? А дом этот, как называется? -Вы попали в старину, в далекое прошлое. Видите, как у меня в избе чисто, половички постелены, только, что- то стало прохладно. Не знаете почему? -У вас, наверно, дома тоже холодно? -А почему у вас тепло? Батареи, что это? -А у меня в избе, нет батарей? - Что же делать? Печку затопить…. Но я же не умею. А хозяйка в гости уехала. Может вы мне поможете? | Дети: да, домовёнок Кузя -Нет. -В квартире. -Нет, это изба -Пришла осень и стало прохладно -Нет, у нас греют батареи. Отопительные приборы, по ним течёт горячая вода. Обогревают квартиру. -У тебя печка есть, можно затопить. -Да. | |
Основная часть. | Глазодвигательная гимнастика Игра малой подвижности Физкультминутка (речедвигательные упражнения Продуктивный вид деятельности | - Вот посмотрите, какая у меня печь краса - в доме чудеса Печке русской не одна сотня лет, а она успешно дожила до нашего времени. -А как вы думаете, ребята, почему? -Почему печка такая большая? -Ребята, а печь нужна была только для тепла? -Точно, я видел это в сказках. - А вы любите сказки? -А где мой сундучок со сказками? Сундучок украли….. -Вот спасибо ребята, какие вы глазастые. -У меня в волшебном сундучке много сказок… Сейчас мой волшебный фонарь будет показывать вам иллюстрации к сказкам. -Куда посвечу там сказка. А вы стойте и не двигайтесь, можно двигать только глазами. Посмотрите и отгадайте? Что за сказка? И для чего нужна была печь, как она помогала? -А это, что за иллюстрация, к какой сказке? -Подходите ребята давайте рассмотрим картинку. -Что здесь изображено? Аааа, я понял печь не только варит, жарит, прячет, но и моет. -А как вы думаете, как мыться в печи? -А я видел, как мылись в печке. Я вам сейчас всё расскажу и покажу. (Кузя рассказывает и показывает на иллюстрации). -После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед, чтобы не задохнуться и вовремя вылезти, и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой или хлебным квасом на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Как напарятся, намыливались, вылезали из печи и споласкивались в тазу или лохани.(Это деревянная емкость.) -Вот, как мылись помню ,а как устроена печь, забыл. -А мне же, чтобы было тепло, надо печь затопить. -Ребята, у меня есть картинки подсказки, может вы мне расскажите, как устроена печь? -Разбирайте картинки и расскажите. -Что у тебя на картинке изображено? Кто знает, как называется вот эта площадка у печки? А зачем она? -А это, отверстие, как называется? А это, что? -Чем оно закрыто? -Для чего нужна заслонка? -А что ещё есть у печки? -А это зачем? -А что надо открыть? -А что это стоит у печи? Для чего? -А рядом с ней, что это? Ухват? Он кого хватает? -А для чего нужен ухват?
-Да, ребята, моя хозяйка умеет всё делать. Как встаёт поутру, так первым делом начинаю растапливать печку. Весь день печка пыхтит-старается. А мне тепло, хорошо. Можно обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись никак нельзя. Люблю на печи полежать, но и поиграть люблю. А вы знаете игру «Домовой» -Спасибо ребята, мне понравилось. Даже утомился, устал. А вот печка некогда не устаёт. Печка считалась – семьи кормилица. Хозяйка обращается к ней как живой. Но, хозяйка в гости уехала. А печка не топиться. Но я знаю волшебные слова. У хозяйки подслушал. -Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам барыня. Ты свари, испеки, обогрей, Освети, полечи и спаси. В дом богатства неси. -Нет, что то не так? Не греет…Что же делать? -А чем топят печь?
-А дров нет. А где же дров то взять? -А все ли деревья можно рубить? -Отправляемся , ребята, за дровами. -А что мы с собой возьмём -Выберите себе дружочка. -О сколько дров заготовили. И про печь вы знаете. Теперь точно согреюсь. Печь затоплю. ( Воспитатель укладывает дрова в печь, закрывает заслонку) - А пока печь топиться. давайте посидим. Поговорим. А вы моего друга знаете? -Может вы тогда поможете моему другу Нафане. Он решил себе построить дом. Вот мне макет принес. Вот смотрите, какой у него дом красивый. Помню бабушка мне говорила, что «Начать от печки» надо -А как вы думаете, это значит выражение ? Точно…А печки нет… -Я знаю, что печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. -Каждый человек мог сложить печь? -Да, сложить хорошую печь — дело непростое. А, что вы знаете о печнике. -Как вы думаете, если печь сложит не правильно, что будет?
-Из какого материала строят печь? -Я думаю вы сможете ему помочь. Обустроить дом. Только, надо решить, где мы печь будем устанавливать? (Кузя показывает макет дома и дети рассказывают где они будут устанавливать печь.) -Предлагаю разделиться на две команды -Одна команда –дровосеки. Что вы будите делать? -Другая –печники. А что вы будите делать? Делитесь на две команды. И так за работу. | -Печь и сейчас есть в домах. Она нужна чтобы тепло было. -Чтобы в избе долго сохранялось тепло. - В ней готовили еду, спали на ней. Да.(Дети оглядывают помещение и находят сундук.) -Вот он. ( дети стоят не двигаясь, не поворачивая головы, двигают только глазами, смотрят туда куда направляет свет фонаря воспитатель, называют название сказки ,её героев и для чего печка была нужна) Гуси –лебеди, Колобок, Емеля, Волк и семеро козлят. Предположения детей. (Дети выбирают картинку и рассказывают, что на ней изображено.) -Шесток -Ставили посуду и выпечку. -Устье. -Заслонка. -Подпечек (поддувало) -Лежанка. Спали. -Вьюшка -Печурка, чтобы варежки сушить. -Труба. -Кочерга. Она нужна для того, чтобы разгребать угли, разбивать -Специальное приспособление -ухват. Называется он ухват, от слова хватать. У него длинная ручка, на конце которой находится металлическое полукольцо. В печи очень жарко и с помощью ухвата ставили чугунки в печку. -Да знаем. Давай поиграем. Игра «Домовой» Дедушка Домовой, Мы хотим играть с тобой. Ты на месте повернись, Вправо, влево наклонись, Приседай и вставай, Да и нам заданье дай. Ты на печке не лежи, Что нам делать покажи. ( По ходу произношения слов Домовой выполняет движения. А затем сам показывает движения, а дети повторяют.) -Нужно её растопит -Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые - В лесу -Нет, не все, только те которые разрешит рубить лесник. Старые и больные. -Пилу. (Повторяют движения) -За дровами мы идём -да, Нафаня. -Самого начала, обустраивать дом начинали со строительства печки -Печь занимала почетное место в доме. -Нет. Для этого существовали специальные люди? -Печники. -Хороший печник славился, мог переходить из деревни в деревню, и люди почитали за честь, если печник приходил в их дом. Обидеть печника, не накормить его, не заплатить за работу, считалось, чуть ли не грехом. -Будет дымить, не будет топиться и плохо держать тепло. А хорошо сложенная печь долго держала тепло и обогревала помещение целые сутки. -Из кирпича и глины. -Надо установить посередине, чтобы было тепло по всему дому. -Заготавливать дрова -Строить печь Дети одной команды на выбор из полосок бумаги или из пластилина делают дрова для печки. (Скручивают трубочки и склеивают их. Рисуют маркером полоски, что бы было похоже на берёзовые дрова. Из коричневых полосок скручивают трубочки и дорисовывают полоски, чтобы было похоже на дубовые дрова .Из пластилина катают колбаски коричневого или белого цвета. Дети другой команды на выбор (конструктор «лего», деревянный конструктор или сделанные из разного размера коробок, обклеенные белой бумагой, кирпичики) собирают печь и наклеивают не достающие части печи. . | |
Открытый выход из деятельности. Рефлексия | Заключительная беседа Рефлексия. | - Ребята, ну давайте посмотрим, что у вас получилось? Это у печи что? А это? А дрова куда положить можно.? Ребята, какие вы молодцы. А что мы сегодня узнали о русской печке -Возьмите у дровосеков по 1 полено. Положите его в подпечье и скажите, что вам больше всего понравилось. -И были ли трудности. -А ещё хотите узнать о русском быте и чем пользовались в старину? А где это можно узнать? -Да, ребята, но и у меня тоже есть, что вам рассказать о русский быте .Двери нашего избы-музея всегда открыты. Я вас буду ждать.
| -Труба, печурка, лежанка, устье, подпечье, опечье, вьюшка (Ответы детей). -Да. - У мамы, у папы, в интернете, в книгах, в музее и т.д. -Придём.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно образовательной деятельности « Зимние чудеса», для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непрерывно образовательной деятельности « Зимние чудеса», для детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание: Продолжать обучение звуковому анализу слов: различать гласные, т...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет)
формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона....
Дополнительно образовательная деятельность по оригами Кружковая работа «Чудеса оригами для детей 6-7 лет» Срок реализации: сентябрь 2018 - май 2019 год
Программа кружковой работы разработана на основании наглядно – методического пособия С. Мусиенко, Г. Бутылкиной «Оригами в детском саду»....
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВЕСНА КРАСА"
планиРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с 08. 31. 2021г. по 12. 03. 21 г.Тема: Весна красна.Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Ласковое солнышко» ...
Образовательно – экспериментальная деятельность «Пластилиновые чудеса» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: Продолжать определять главные свойства пластилина путем опытно-экспериментальной деятельностиЗадачи:• Формировать представление о свойствах пластил...
Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Лаборатория волшебства и чудес» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.Задачи:Познавательное развитие:формировать пред...