Конспект занятия по познавательной деятельности "Удивительная береста"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные:
- расширить элементарные представления о свойствах бересты; традиционных свойствах коренных народов Югры;
- закреплять умение видеть и называть отличительные особенности и свойства предметов;
- активировать словарь детей (береста, фарфор, фарфоровая, глиняная, деревянная, хрупкая, прочная, туесок);
- закреплять умение работать с ножницами, клеем.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традиционным ремеслам коренных народов Югры;
- внимательность, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе. Уважение к традициям народам родного края, любознательность.
Материалы и оборудование:
Посуда из фарфора, глины, дерева, береста (разные по форме и размеру), стакан с водой, иллюстрации березовой посуды разной по форме и размеру, ножницы, клей, бумажные салфетки, интерактивная доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_udivitelnaya_beresta.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани «Детский сад №4 «Веснянка»
Конспект занятия по познавательной деятельности
«Удивительная береста»
(подготовительная к кшколе группа)
Составила:
воспитатель
Тихонова Л.А.
г. Нягань
Конспект занятия по познавательному развитию
Тема «Удивительная береста»
Задачи:
Образовательные:
- расширить элементарные представления о свойствах бересты; традиционных свойствах коренных народов Югры;
- закреплять умение видеть и называть отличительные особенности и свойства предметов;
- активировать словарь детей (береста, фарфор, фарфоровая, глиняная, деревянная, хрупкая, прочная, туесок);
- закреплять умение работать с ножницами, клеем.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традиционным ремеслам коренных народов Югры;
- внимательность, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе. Уважение к традициям народам родного края, любознательность.
Материалы и оборудование:
Посуда из фарфора, глины, дерева, береста (разные по форме и размеру), стакан с водой, иллюстрации березовой посуды разной по форме и размеру, ножницы, клей, бумажные салфетки, интерактивная доска.
Ход занятия
Воспитатель
- Доброе утро ребята. На улице сегодня холодно, а в нашей группе тепло, уютно и весело. А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко. От которого становиться тепло и весело. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.
Сегодня у нас занятие не простое, к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
Вы готовы. Тогда начинаем.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.
- Как называется округ, в котором мы живем?
- Кто вспомнит, как называется столица нашего округа?
- Какие люди населяют наш край с давних времен?
Дети: ханты, манси.
- Что мы уже знаем о жизни и быте этого народа? (они занимаются рыболовством, оленеводством, охотой)
Молодцы
- Наше занятие мы продолжим загадкой. Когда вы ее отгадаете, то узнаете, о чем мы с вами будем вести речь.
Загадка: В ней и суп и кашу варят
И картошку тоже жарят
Из нее едят и пьют
Ее моют, берегут (ответ детей)
Воспитатель
- Правильно, ребята. Это посуда.
- Много посуды нужно человеку для жизни. Посуда нужна, чтоб готовить еду, хранить еду, и посуда, из которой пьют и едят.
- А из чего же она может быть сделана?
(ответы детей) - стекла, металла, фарфора, дерева.
Воспитатель
- Правильно В наше время посуду делают чаще всего из фарфора, стекла, керамики.
- А вот раньше посуду лепили из глины.
- Обратите внимания на стол. На нем стоит посуда из этих материалов.
- Возьмите в руку посуду из фарфора.
- Расскажи, посуда из фарфора какая. (ответ тонкая, хрупкая, лёгкая) - фарфоровая
- Теперь возьмем в руки посуду из глины.
- Что можно сказать про эту посуду? (тяжелая, легко можно разбить).
- Сейчас возьмем посуду из дерева. Рассмотрим ее.
- Расскажите, какая она? (деревянная, легкая, прочная).
Воспитатель
- Коренные народы Югры много по тайге кочуют - переезжают с места на место. Как вы думаете, какая им посуда нужна? (ответы детей)
Воспитатель
- Правильно, им нужна легкая и прочная посуда, чтобы можно было вести ее с собой и не бояться уронить, разбить.
Тяжелое и хрупкое легко разбить.
- В сибирской тайге есть дерево, которое такой материал человеку дает. Отгадайте загадку.
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая... (березка)
(загадка про березу)
- Правильно. Это береза. Береза имеет белый ствол. Верхняя часть березовой коры отличается гибкостью и прочностью, а также она никогда не гниет, поэтому ее применяют в быту у многих народов.
- Издавна народ ханты пользовался берестяной посудой.
- Изготавливали самые разнообразные короба, детские люльки.
- Берестяные изделия украшали красивыми, разнообразными орнаментами.
- Женщины-мастерицы учили своему мастерству.
- Бересту с березы снимали в определенный период.
- Ее снимает человек, который знает, как правильно и в какое время надо снимать бересту, чтобы не навредить дереву.
- Обязательно нужно выбрать березу с ровным стволом, и вот таким способом, аккуратно бересту снимают.
- Если бересту правильно обработать, то она станет удивительным материалом, из которого можно сделать различные изделия.
- А сейчас приглашаю вас на нашу маленькую выставку берестяных изделий.
(рассматривают изделия из бересты)
Воспитатель
- Вам понравилась выставка?
- В том, что берестяная посуда легкая, мы с вами убедились. Теперь давайте испытаем ее на прочность.
- Присаживаемся за столы.
(на столах стоят тарелочки с кусочками бересты)
Воспитатель
- Возьмите в руки кусочек бересты.
- Какая береста на ощупь? (с одной стороны гладкая, с другой -шероховатая)
- Попробуйте ее свернуть, помять, порвать.
- Получилось? (с одной стороны береста не рвется, значит она прочная, с другой стороны легко отслаивается).
- Если бересту можно свернуть, то она эластична.
- А теперь давайте ее в воду опустим.
- Что произошло? (береста не тонет)
- Значит береста очень легкая, поэтому и не тонет в воде.
- Давайте попробуем налить воду в посуду из бересты.
- Что мы видим? (вода не капает)
- Правильно, береста совершенно не пропускает влагу.
Воспитатель
- Давайте с вами повторим, что нового вы узнали про бересту:
- Почему народы Югры стали делать посуду из бересты (береста прочная и легкая. Посуду легко перевозить)
- Из бересты можно делать не только посуду, но и украшения, игрушки, музыкальные инструменты и сундучки для хранения вещей. (В это время воспитатель берет сундучок)
- Ой, ребята, что-то там есть. (Открывает и показывает внутри маленькие корзиночки)
- Смотрите ребята, берестяные корзинки. (на дне лежат листки с орнаментом)
- Как вы думаете, для чего нам это? (для украшения)
- Верно, такими орнаментами разные народы украшают свои изделия для красоты. Вот, например, этот орнамент у коренных народов Югры, означает – ветки Березы. Давайте тоже украсим наши корзиночки.
Рефлексия
(на столе раздаточные тарелочки, влажные салфетки, клей, ножницы, доска)
- Для нашей работы понадобятся: ножницы, клей и досочка для работы.
- На нужно будет вырезать полоску с узором и аккуратно приклеить на нашу корзиночку.
- Перед тем как приступить к работе, мы с вами вспомним технику безопасности при работе с ножницами.
- Выполнение работы детьми (воспитатель обращает внимание на выполнение работы, оказывает помощь, указывает на ошибки)
- выставка работ
-подведение итогов занятия
Техника безопасности
при работе с ножницами
Ножницы – это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению, и только за столом.
Основные правила безопасности использования ножниц:
- Ножницы нельзя брать без разрешения взрослых.
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.
- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.
- Нельзя поводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться.
- Ножницы передаем кольцами вперёд.
Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)
Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Программное содержание: Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Вызывать радость открытий, полученных из опытов, - Воспитывать умение работать в коллективе. ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...