Конспект занятия по познавательной деятельности "Удивительная береста"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хасбатова Людмила Анатольевна

Задачи:

Образовательные:

- расширить элементарные представления о свойствах бересты; традиционных свойствах коренных народов Югры;

- закреплять умение видеть и называть отличительные особенности и свойства предметов;

- активировать словарь детей (береста, фарфор, фарфоровая, глиняная, деревянная, хрупкая, прочная, туесок);

- закреплять умение работать с ножницами, клеем.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к традиционным ремеслам коренных народов Югры;

- внимательность, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе. Уважение к традициям народам родного края, любознательность.

 

Материалы и оборудование:

Посуда из фарфора, глины, дерева, береста (разные по форме и размеру), стакан с водой, иллюстрации березовой посуды разной по форме и размеру, ножницы, клей, бумажные салфетки, интерактивная доска.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_udivitelnaya_beresta.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани «Детский сад №4 «Веснянка»

Конспект занятия по познавательной деятельности

«Удивительная береста»

(подготовительная к кшколе группа)

Составила:

воспитатель

Тихонова Л.А.

г. Нягань

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема «Удивительная береста»

Задачи:

Образовательные:

- расширить элементарные представления о свойствах бересты; традиционных свойствах коренных народов Югры;

- закреплять умение видеть и называть отличительные особенности и свойства предметов;

- активировать словарь детей (береста, фарфор, фарфоровая, глиняная, деревянная, хрупкая, прочная, туесок);

- закреплять умение работать с ножницами, клеем.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к традиционным ремеслам коренных народов Югры;

- внимательность, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе. Уважение к традициям народам родного края, любознательность.

Материалы и оборудование:

Посуда из фарфора, глины, дерева, береста (разные по форме и размеру), стакан с водой, иллюстрации березовой посуды разной по форме и размеру, ножницы, клей, бумажные салфетки, интерактивная доска.

Ход занятия

Воспитатель

- Доброе утро ребята. На улице сегодня холодно, а в нашей группе тепло, уютно и весело. А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко. От которого становиться тепло и весело. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.

Сегодня у нас занятие не простое, к нам пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.

Вы готовы. Тогда начинаем.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.

- Как называется округ, в котором мы живем?

- Кто вспомнит, как называется столица нашего округа?

- Какие люди населяют наш край с давних времен?

Дети: ханты, манси.

- Что мы уже знаем о жизни и быте этого народа? (они занимаются рыболовством, оленеводством, охотой)

Молодцы

- Наше занятие мы продолжим загадкой. Когда вы ее отгадаете, то узнаете, о чем мы с вами будем вести речь.

Загадка: В ней и суп и кашу варят

И картошку тоже жарят

Из нее едят и пьют

Ее моют, берегут (ответ детей)

Воспитатель

- Правильно, ребята. Это посуда.

- Много посуды нужно человеку для жизни. Посуда нужна, чтоб готовить еду, хранить еду, и посуда, из которой пьют и едят.

- А из чего же она может быть сделана?

(ответы детей) - стекла, металла, фарфора, дерева.

Воспитатель

- Правильно В наше время посуду делают чаще всего из фарфора, стекла, керамики.

- А вот раньше посуду лепили из глины.

- Обратите внимания на стол.  На нем стоит посуда из этих материалов.

- Возьмите в руку посуду из фарфора.

- Расскажи, посуда из фарфора какая. (ответ тонкая, хрупкая, лёгкая) - фарфоровая

- Теперь возьмем в руки посуду из глины.

- Что можно сказать про эту посуду? (тяжелая, легко можно разбить).

- Сейчас возьмем посуду из дерева. Рассмотрим ее.

- Расскажите, какая она? (деревянная, легкая, прочная).

Воспитатель

- Коренные народы Югры много по тайге кочуют - переезжают с места на место. Как вы думаете, какая им посуда нужна? (ответы детей)

Воспитатель

- Правильно, им нужна легкая и прочная посуда, чтобы можно было вести ее с собой и не бояться уронить, разбить.

Тяжелое и хрупкое легко разбить.

- В сибирской тайге есть дерево, которое такой материал человеку дает. Отгадайте загадку.

И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая...
 (березка)

(загадка про березу)

- Правильно. Это береза. Береза имеет белый ствол. Верхняя часть березовой коры отличается гибкостью и прочностью, а также она никогда не гниет, поэтому ее применяют в быту у многих народов.

- Издавна народ ханты пользовался берестяной посудой.

- Изготавливали самые разнообразные короба, детские люльки.

- Берестяные изделия украшали красивыми, разнообразными орнаментами.

- Женщины-мастерицы учили своему мастерству.

- Бересту с березы снимали в определенный период.

- Ее снимает человек, который знает, как правильно и в какое время надо снимать бересту, чтобы не навредить дереву.

- Обязательно нужно выбрать березу с ровным стволом, и вот таким способом, аккуратно бересту снимают.

- Если бересту правильно обработать, то она станет удивительным материалом, из которого можно сделать различные изделия.

- А сейчас приглашаю вас на нашу маленькую выставку берестяных изделий.

(рассматривают изделия из бересты)

Воспитатель

- Вам понравилась выставка?

- В том, что берестяная посуда легкая, мы с вами убедились. Теперь давайте испытаем ее на прочность.

- Присаживаемся за столы.

(на столах стоят тарелочки с кусочками бересты)

Воспитатель

- Возьмите в руки кусочек бересты.

- Какая береста на ощупь? (с одной стороны гладкая, с другой -шероховатая)

- Попробуйте ее свернуть, помять, порвать.

- Получилось? (с одной стороны береста не рвется, значит она прочная, с другой стороны легко отслаивается).

- Если бересту можно свернуть, то она эластична.

- А теперь давайте ее в воду опустим.

- Что произошло? (береста не тонет)

- Значит береста очень легкая, поэтому и не тонет в воде.

- Давайте попробуем налить воду в посуду из бересты.

- Что мы видим? (вода не капает)

- Правильно, береста совершенно не пропускает влагу.

Воспитатель

- Давайте с вами повторим, что нового вы узнали про бересту:

- Почему народы Югры стали делать посуду из бересты (береста прочная и легкая. Посуду легко перевозить)

- Из бересты можно делать не только посуду, но и украшения, игрушки, музыкальные инструменты и сундучки для хранения вещей. (В это время воспитатель берет сундучок)

- Ой, ребята, что-то там есть. (Открывает и показывает внутри маленькие корзиночки)

- Смотрите ребята, берестяные корзинки. (на дне лежат листки с орнаментом)

- Как вы думаете, для чего нам это? (для украшения)

- Верно, такими орнаментами разные народы украшают свои изделия для красоты. Вот, например, этот орнамент у коренных народов Югры, означает – ветки Березы. Давайте тоже украсим наши корзиночки.

Рефлексия

(на столе раздаточные тарелочки, влажные салфетки, клей, ножницы, доска)

- Для нашей работы понадобятся: ножницы, клей и досочка для работы.

- На нужно будет вырезать полоску с узором и аккуратно приклеить на нашу корзиночку.

- Перед тем как приступить к работе, мы с вами вспомним технику безопасности при работе с ножницами.

- Выполнение работы детьми (воспитатель обращает внимание на выполнение работы, оказывает помощь, указывает на ошибки)

- выставка работ

-подведение итогов занятия

Техника безопасности

при работе с ножницами

Ножницы – это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению, и только за столом.

Основные правила безопасности использования ножниц:

  • Ножницы нельзя брать без разрешения взрослых.
  • Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.
  • Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.
  • Нельзя поводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться.
  • Ножницы передаем кольцами вперёд.

 Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Программное содержание: Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Вызывать радость открытий, полученных из опытов, - Воспитывать умение работать в коллективе. ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...