«Формирование речевой активности детей через мнемотехнику»
консультация
Для облегчения становления речи у таких детей необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, это прежде всего наглядность: схемы и мнемотаблицы, которые способствуют:
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передаче события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование речевой активности детей через мнемотехнику»
Формирование речевой активности у дошкольников с речевыми недостатками является важнейшей задачей логопеда, так как речь таких детей характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.
Для облегчения становления речи у таких детей необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, это прежде всего наглядность: схемы и мнемотаблицы, которые способствуют:
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передаче события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется ёлка, а для домашних – дом. На начальных этапах работы логопед на доске, а дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дети самостоятельно могут заполнять таблицу.
Схемы, таблицы помогают детям составлять описательные рассказы о фруктах, овощах, предметах одежды, игрушках, временах года, домашних и диких животных. Использование таблиц, отражающих план последовательного рассказа помогает добиться хороших результатов. На логопедических занятиях учим не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Например, при описании фруктов или овощей используем таблицу, предложенную Т.А. Ткаченко. Она состоит из шести клеток:
1. Цвет – пятна красного, зелёного,синего, жёлтого цвета.
2. Форма – квадрат, овал, круг.
3. Величина – большое и маленькое яблоко.
4. Вкус – лимон и конфета.
5. Место произрастания – грядка, дерево.
6. Как, в каком виде употребляется в пищу – тарелка, ложка, вилка.
Опираясь на такую схему, которая является наглядным планом, дети учатся составлять рассказ – описание.
Мнемотаблицы используются и при обучении пересказу. Выделяются следующие этапы обучения пересказу с использованием мнемотаблиц:
- доска с наглядным материалом – сюжетными картинками;
- наглядный материал заменяется на условные схемы – моделируется сюжет;
- на более поздних этапах используются простые рисунки – схемы, которые составляют сами дети.
Занятия по обучению пересказу проводятся по такому плану:
- Чтение текста без установки на пересказ.
- Разбор текста в вопросно – ответной форме.
- Повторное чтение текста с установкой на пересказ.
- Объяснение условных обозначений таблицы.
- Пересказ текста детьми с опорой на мнемотаблицу.
На следующем занятии дети уже самостоятельно расшифровывают сказку
по мнемотаблице. Чем старше возраст, тем более схематичным может становиться изображение. Таким образом пересказывали сказки: «Коза – дереза», «У страха глаза велики», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Алёнушка и лиса», « У солнышка в гостях».
Необходимо только учесть, что не к любому художественному произведению можно составить мнемотаблицу. Нужно чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, события развивались в логической последовательности и обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.
Например, возьмём сказку «Алёнушка и лиса». В этой сказке есть главная героиня – Алёнушка, по очереди появляются персонажи: волк, медведь, лиса. С этими персонажами Алёнушка вступает во взаимодействие. В тексте сказки есть повторяющиеся сюжетные моменты: и волк, и медведь, и лиса подходят к дереву и хотят помочь Алёнушке добраться домой.
На более поздних этапах работы можно использовать простые схемы, которые дети будут составлять самостоятельно. При пересказе текста К. А. Ушинского дети зарисовывают схему, отражающую последовательность описания внешнего вида гусей:
- Гуси шеи длинные вытянули.
- Лапы красные растопырили.
- Крыльями машут.
- Носы раскрывают (га – га – га), не хотят домой идти.
При подробном пересказе рассказа К. А. Ушинского «Четыре желания»
дети пересказывают этот достаточно сложный текст, опираясь на самостоятельно нарисованную мнемотаблицу. Таблица состоит из четырёх клеток, соответствующих четырём временам года и четырём частям рассказа. Буквами обозначают времена года («З», «В», «Л», «О»), зарисовывают схематично те объекты, с которыми вступает во взаимодействие главный герой рассказа – Митя. Зима – это санки, горка, коньки, лёд. Весна – это бабочка, зелёный луг, цветы. Лето – это копна сена, удочки, ягоды. Осень – это яблоки, груши.
Детские схемы – рисунки можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах и заучивании стихотворений с автоматизируемым звуком. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Основные методы и приёмы при заучивании стихотворений:
- рисуем (кодируем) стихотворение;
- изображаем в действии;
- показываем;
- играем;
- используем серию картинок,
- используем один рисунок.
Стихотворение, необходимое для автоматизации тех или иных звуков запоминается легко, если его последовательность наглядно представляется ребёнку, или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.
Для автоматизации звука «сь» в связном тексте берём стихотворение «Васенька». Дети самостоятельно зарисовывают схему внешнего вида кота:
- Усы.
- На усах сединки.
- Хвост дугой у Васеньки.
- И пятно на спинке.
Для автоматизации основных групп поставленных звуков дети заучивают стихотворение И. Н. Токмаковой «Медведь» по мнемодорожке:
1. Как под горкой снег, снег
И на горке снег, снег. (Горка, снежинки на горке и под горкой.)
2. Как под ёлкой снег, снег
И на ёлке снег, снег. (Ёлка, снежинки на ёлке и под ёлкой.)
3. А под горкой спит медведь. (Под горкой схематично обозначена голова медведя.)
4. Тише, тише – не шуметь! (Перечёркнутый вопросительный знак.)
Затем дети уже самостоятельно воспроизводят мнемодорожку, рассказывая стихотворение.
По готовой, заданной мнемотаблице, дошкольники заучивают стихотворение «Приставалочка».
- Отчего у мамочки на щеках две ямочки?
- Отчего у кошки вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки не растут на кроватке?
- Почему у птичек нет рукавичек?
- Почему лягушки спят без подушки?
- Да от того, что у моего сыночка ротик без замочка.
Дети самостоятельно составляют мнемотаблицу «Приметы ранней весны», опираясь на уже известные условные обозначения, то есть сами зашифровывают предложения. В мнемотаблице шесть клеток.
- Ярко светит солнце и согревает землю.
- Появились первые проталинки.
- Расцвели первые весенние цветы – подснежники.
- Деревья ещё стоят голые.
- Побежали первые ручейки.
- Скоро вернутся с юга перелётные птицы.
Позже дошкольники составляют мнемотаблицу «Приметы поздней весны» и сравнивают две мнемотаблицы, находят отличия.
В загадках – описаниях дети учатся по признакам , описанным при помощи знаков, определять объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованное письмо - мнемотаблицу , догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект. Например, загадка – описание лисы.
1. Форма – овал;
2. Величина – большая.
3. Цвет – рыжий.
4. Мех – пушистый.
5. Живёт в норе.
6. Живое.
Наблюдения показали: введение мнемотехники облегчает процесс овладения дошкольниками с речевой патологией содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали предметы и пересказывали тексты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Статья «Формирование речевой активности детей через понимание пословиц и поговорок».
Этапы усвоения пословиц и поговорокСвязь сказки с пословицейИгры для лучшего запоминания пословиц и поговорок...

«Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предус...

Презентация к опыту работы: «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»
ФГОС выдвигает интеграцию ОО как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»
Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»...

Рекомендации психолога "Развитие речевой активности детей через двигательную активность"
Движение-врожденная потребность живого организма. Двигаясь, ребенок познает мир, познает законы физические, познает свое тело, познает свои возможности. Активно двигаясь, ребенок развивается физически...

Формирование речевой активности дошкольников через знакомство с экологическими сказками
Формирование устойчивого свойства личности ребенка, проявляющегося в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном разнообразном, по средством знакомства с экологическими сказка...