«Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»
статья по теме
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»
Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.
ФГОС выдвигает, интеграцию образовательных областей как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса».
Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач психолого-педагогической работы, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.
Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
На данный момент выдвигаются требования к планированию, которое должно основываться на комплексно-тематическом принципе, уходить от учебной модели и предметности, обеспечить увлекательность деятельности детей через интересную совместную деятельность педагога с детьми вне занятий и в процессе режимных моментов.
Т.о. назрела потребность в интегрированной деятельности, т.к.:
• развивает потенциал воспитанников; побуждает к активному познанию окружающей действительности;
• форма проведения нестандартна, интересна;
• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;
• возможность для творчества педагога.
Новизна:
На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Одновременно решаются задачи развития личностных качеств: любознательность, креативность, умение действовать в коллективе, компетентность, нравственно-волевые качества и др.
На сегодняшний день определена методика подготовки интегрированной деятельности:
• Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
• Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
• Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
• Продумать развивающие задачи.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и т.д. А обучение дошкольников рассматривается, как управление развитием личности ребенка, где взрослый соучастник, где его позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя».
Преимущества таких занятий:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;
• способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;
• расширяют кругозор;
• основываются на нахождении новых связей между фактами;
• эмоционально развивают детей.
Детям не даются готовые знания их учат «добывать» эти знания самостоятельно, путем экспериментально-исследовательской деятельности. Вместе с воспитателем они ставят интересные эксперименты и узнают новое (не воспитатель им рассказал, а они сами узнали, догадались). Таким образом, происходит овладение действиями или способами познания (постановка опыта, сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей, наблюдение, и др.), такой подход к процессу познания формирует у детей практические действия, умения, различные способы выполнения, т.е. познание обязательно должно проходить в действии.
Одновременно, дети учатся выражать в речи эти действия и способы выполнения, отвечать на вопросы по результатам деятельности: «почему ты сделал именно так?», «как ты это выполнил?» или «как ты это будешь делать?», а так же предварять через речевые высказывания практические действия (высказывания: «если, то», «значит надо.., а «как ты догадался», т.е. дети подводились к умению самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и проверять их через практическую деятельность.
Опираясь на опыт коллег, мы используем
примерную структуру интегрированного занятия:
• Мотивация, должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель в первую очередь должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитывать текущие проблемы и дела.
• Содержание - должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания или закрепляются уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
• Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д.)
Очень важно соблюдение требований к структуре занятий:
• чёткость, компактность материала;
• продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы;
• взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности;
• большая информативная ёмкость материала; • систематичность и доступность изложения материала;
• соблюдения временных рамок деятельности
А это в свою очередь открывает новые педагогические возможности:
• формирование в единстве знаний и умений;
• коммуникативность умений;
• повышение интереса к учению;
• снятие напряженности, страха, неуверенности
И всё же какова цель интегрированных занятий:
-систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,
-обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,
-создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).
Нередко мы сталкиваемся с трудностями проведения интегрированных занятий, а именно:
• сложность отбора материала;
• подробное структурирование деятельности;
• проблема личной совместимости педагогов;
• общий подход к оценке знаний и умений детей;
• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Мы пришли к выводам:
Интегрированное обучение детей в ДОУ является личностно ориентированным, так как знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития.
Самое главное на интегрированной деятельности - это единство целей, определяющих гармоническое развитие личности дошкольника.
Тема деятельности, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения педагога.
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования.
Проведение интегрированных занятий под силу каждому педагогу, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов.
Материал подготовлен на основе методического пособия Сажиной С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
и Дыбиной О. В. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к опыту работы: «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»
ФГОС выдвигает интеграцию ОО как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...
«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».
laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....
Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...
«Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду»
laquo;Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду»Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребё...
Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...
Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников через творческую деятельность»
Что такое творческие способности и зачем их развивать?Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального.Творческие способности выражаются в уме...
Перспективное планирование по теме: Формирование способностей к речевому творчеству детей, через театрализованную деятельность на 2022- 2023 уч. г (старший возраст)
В данной работе подробно описана совместная образовательная и досуговая деятельность детей старшей группы, а также работа с родителями по теме: "Формирование способностей к речевому творчес...