Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Оксана Дмитриевна Немерещенко

В данном сборнике представлена разработанная система использования Лего-технологий в детском саду, описаны этапы использования каждой технологии. Разаботана и представлена технология составления схем для Лего-конструирования. Данное пособие будет интересно руководителям дршкольных организаций, старшим воспитателям, воспитателям, специалистам, родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_lego.docx1018.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование лего-технологии в развитии способностей у детей

учебно-методическое пособие

Автор-составитель: О.Д. Немерещенко, воспитатель

Содержание

Введение……………………. ……………………..3

«Методические рекомендации: …………………..13

Лего-геометрия……………………………………14

Лего-конструирование……………………………14

Лего-сказка……………………………………….. 16

Лего-мультфильмы………………………………..17

Робототехника……………………………………..19

Таблица развития общих и специальных технических         способностей……………………………………….20

Занятие…

10Список литературы………………………………   23

Введение

«Россия нуждается в инженерах,

а не в юристах. Инженеры, специалисты-

компьютерщики, биологи, физики, химики,-

люди, которые должны сформировать

инновационную среду»

Д. А. Медведев

    Кем только не мечтала я быть в детстве.…Занимаясь в музыкальной школе, отчётливо представляла себя дирижером большого оркестра. А в другой раз видела себя выдающейся спортсменкой-лыжницей: в выборе этой профессии убеждал меня мой знаменитый тренер Николай Сергеевич Харитонов. В пору своего самоопределения каждый из нас стоит перед серьезным выбором-выбором профессии…любимой, востребованной, перспективной. Интересно, а что будут выбирать наши дети?

                                     Обоснование актуальности

  По результатам исследователей, попытавшихся определить, как изменится рынок труда через 20 лет, серьезный прорыв произойдет в медицине. Актуальной будет профессия менеджера как универсального специалиста в принятии решений в любой сфере жизни. В век глобальной компьютеризации востребованной  останется профессия программиста. Лидирующие позиции займут такие специальности как инженеры, конструкторы, архитекторы, проектировщики, острая нехватка которых наблюдается уже сейчас.

Особенностью недалекого будущего станет то, что единожды  выбранная на всю жизнь профессия уйдет в прошлое, возникнет необходимость менять специализации, приспосабливаясь к условиям быстро меняющейся реальности,

чему будут способствовать такие качества как оригинальность мышления, гибкость и глубина ума, умение решать проблемные ситуации, способность рассуждать и мыслить логически. Следовательно, особую актуальность в данной ситуации приобретают общие способности человека.

Данные прогнозы  убеждают также в необходимости формирования специальных конструктивно-технических способностей. Эффективным инструментом в решении  обозначенных проблем является использование такого вида детской деятельности как  техническое конструирование.  

Дошкольное детство-это первая стартовая площадка на пути к личности, отвечающей современным требованиям. И развивать качества, востребованные  в недалеком будущем, необходимо именно на данном этапе и уже сегодня. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это целенаправленная работа, направленная на развитие общих способностей у детей дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование опыта

Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно.

Способности — это психические особенности личности, позволяющие успешно овладевать одной или несколькими видами деятельности.  

(Б. М. Теплов).

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно - полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Понятие «способность» помогает понять, почему люди, поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, почему человек может достичь выдающихся успехов в одной области и быть совершенно бездарным в другой. Принято выделять общие и специальные способности.

Общие способности - это благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Перечислим некоторые из них:

  • гибкость ума;
  • оригинальность мышления;
  • внимательность;
  • хорошая память;
  • способность рассуждать и мыслить логически;
  • грамотная речь.

Способности

Общие способности

Специальные способности

  • хорошая память
  • творческое воображение
  • оригинальность  мышления
  • гибкость ума
  • внимательность
  • способность рассуждать и мыслить логически
  • художественные
  • музыкальные
  • математические
  • конструктивно-технические
  • организационные
  • двигательные

Специальные способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности.

Наличие у человека общих способностей способствует развитию специальных, и  наоборот. Общие и специальные способности взаимно дополняют  и обогащают друг друга. Под конструктивно-техническими способностями обычно понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Данные способности имеют  важное значение в развитии образного мышления, пространственного  воображения, умения представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, дизайнерских умений и являются основой для дальнейшего эффективного усвоения многих школьных предметов. Включение ребенка в соответствующую его возрасту и правильно организованную деятельность позволяет развивать структуру общих и специальных способностей и влиять на интеллектуальное и творческое становление каждого отдельного ребенка.

Как это сделать?

Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, требуется много усилий и определенные условия.   Мы считаем, что одним из видов деятельности, который эффективно  способствует развитию общих и специальных технических способностей, является конструирование,  потому что именно в процессе конструирования у детей      формируется:

  • представления об окружающем мире, любознательность;
  • пространственное мышление, логика;
  • умственные способности;
  • творчество;
  • исследовательский интерес;
  • умение детей решать задачи различного характера (воспроизведение образца, создание замысла по теме, проблемные ситуации);
  • коммуникативные навыки.

Конструирование как вид деятельности способствует развитию творческих и умственных способностей ребёнка, его самостоятельности, усидчивости, внимания, произвольности; совершенствует мелкую и крупную моторику. Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и многое другое. Как говорил А. Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Методику организации конструирования с детьми дошкольного возраста описывали многое педагоги, такие как Л.А. Парамонова, Л.Г. Комарова, Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова. Данные советских психологов показывают, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может мысленно представить себе результат своих действий. В работах Л.С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования, посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван), показывают, что под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом.

Конструирование – это интереснейшее и   увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Для создания конструкций используются разные виды конструкторов: деревянные, магнитные, болтовые, контурные, мягкие. Но особый интерес  и популярность у детей дошкольного возраста вызывает конструктор Лего в силу  яркого дизайна, разнообразия тематических направлений, полифункциональности.  Строясь на интегративных принципах, Лего позволяет педагогу обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников и предоставляет огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Актуальность применения Лего - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.  

Лего-конструирование позволяет познать на практике основы физики, механики, геометрии, цветоведения, дизайна особенно важным здесь является развитие у воспитанников умения оперировать образами в пространстве: вращать, перемещать в пространстве, перегруппировывать составные части, детали. Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования, в процессе которого дети   приобретают навыки стратегического планирования и социального взаимодействия, в практических ситуациях учатся применять имеющиеся знания, расширяют свой кругозор.

Цель работы: развитие способностей детей дошкольного возраста через использование  Лего-технологий.

Задачи:

1.Расширять представления детей об окружающей действительности.

2.Формировать:

- умение ориентироваться в пространстве, действовать по плану, выполнять инструкции и передавать особенности предметов средствами Лего– конструирования;

-умение действовать в соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов средствами конструктора: обучение детей умению согласовывать свои действия с партнерами по игре и собственно-конструктивной деятельности.

3.Развивать:

-логическое мышление, оригинальность, гибкость  мышления, внимание, память;

-способность к анализу, синтезу, классификации материала;

-навыки общения, коммуникативные способности;

-навыки эффективного взаимодействия и умение работать в команде.

4.Воспитывать позитивное отношение к окружающей действительности, способствовать созданию ситуации успеха у воспитанников.

Новизна данного опыта заключается в том, что:

  1. Описана система работы по использованию - технологий на протяжении всего дошкольного возраста.
  2. Разработаны технологии: Лего-сказка, Лего-мультфильмы, Лего - упражнения, Лего-геометрия.
  3. Систематизированы Лего-упражнения.
  4. Разработана модифицированная программа кружка «Юный-конструктор».

Практическая значимость опыта заключается в том, что разработанные методические и дидактические материалы по теме опыта могут быть использованы в работе любого дошкольного учреждения.

Ведущая идея

     Лего – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. Лего позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

В ходе образовательной деятельности  дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет),  ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.  

Лего - это инструмент, с помощью которого можно решить любую проблему и при поддержке педагога найти ответы на все вопросы. Методики Лего разработаны с учётом индивидуальных особенностей и различия детей. Педагог  предлагает воспитанникам темы, которые будят их интерес и основываются на имеющихся у них знаний. А задачи ставит  так, чтобы каждый из них нашёл  свой способ  решение проблемы. Если дети находятся в обучающей среде, которая ставит перед ними проблемы, то они будут мотивированы исследовать, искать новую для себя информацию, принимать на себя новые роли. Лего-технологии – это технологии деятельностного подхода. Дети открывают новые для себя знания в процессе практической деятельности. Это превращает процесс  обучения в  приключение. Более свободные в выборе решения  воспитанники становятся и более ответственными за результаты своего обучения.

     Мир Лего удивителен и разнообразен. В группах детского сада на основе  базовых наборов LEGO DАСТА (с 4-7лет) и LEGO DUPLO (3-4 года) были  разработаны следующие технологии: Лего-геометрия, Лего-упражнения, Лего-конструирование, Лего-сказка, Лего-мультфильмы.

Методические рекомендации

Для себя мы определили следующую последовательность использования Лего-технологий на разных возрастных этапов дошкольного детства:

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Робототехника

Лего-мультфильмы

Лего- мультфильмы

Лего–сказка

Лего–сказка

Лего –сказка

Лего-конструирование

Лего-конструирование

Лего-конструирование

Лего-конструирование

Лего-геометрия

Лего-геометрия

Лего-геометрия

Лего-геометрия

Лего-упражнения

Лего-упражнения

Лего-упражнения

Лего-упражнения

Описание  работы по использованию Лего-технологий.

Подготовительным этапом работы по использованию Лего-технологий является  использование Лего-упражнений.

Это система упражнений, направленная на:

  • развитие внимания и памяти;
  • классификацию;
  • пространственное ориентирование;
  • формирование представлений о симметрии;
  • установление логических закономерностей;

            Нами разработана система упражнений для детей всех возрастных групп. Лего-упражнения используются во всех возрастных группах по мере усложнения.

Лего-геометрия.

Лего-геометрия способствует формированию представлений о свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве. Лего-геометрия - первый этап, который является базовым в освоении Лего-конструирования.

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1010359.jpg

Этапы работы:

Очень важно на данном этапе предоставить детям большое количество деталей, чтобы каждый ребенок имел возможность экспериментировать.

Лего-конструирование.

В ходе данной работы дети приобретают элементарные навыки конструирования. Строят простейшие конструкции: дорожки, заборчики, ворота, ограды, домики, машины.C:\Users\Администратор\Desktop\Я\20131015_160017.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\Я\20131204_182625.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\Картинки\20131112_164648.jpg

Этапы работы:

    Важно в процессе конструирования формировать умения выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».

Различают  следующие формы организации конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу, по модели, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по теме.

  Наиболее важной ступенькой в формировании конструкторского мышления является конструирование по замыслу. Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают нечто новое, небывалое. Они становятся конструкторами сразу же, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. И как конструкторы, работающие с деталями, их свобода творчества практически ничем не ограничена.  На данном этапе для эффективной работы по созданию Лего-построек важно определиться в названии деталей Лего. Поскольку нет общепринятой классификации деталей данных конструкторов, мы с детьми придумали свои названия деталей и составили  LEGO-словарик.

Занимаясь Лего-конструированием, дети учатся не только различать пространственные характеристики предметов, но и называть их, с удовольствием обыгрывают готовые конструкции, используя машинки, фигурки животных и т.п.

Лего–сказка.

     Лего-сказка направлена на создание детьми моделей героев сказок, с дальнейшим использованием их в играх-драматизациях, сочинение своих сказочных историй с последующим конструированием придуманных персонажей.

C:\Users\Администратор\Desktop\Картинки\20131105_110341.jpg

Этапы работы:

Таким образом, у большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным. Это говорит о зарождении у детей конструирования как деятельности. Дети уже способны представить в воображении простую конструкцию, назвать ее и практически создать.

Лего–мультфильмы.

     Лего–мультфильмы направлены на приобщение детей к мультипликации, где дети приобретают ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с различными видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, музыка, видеосъемка и видеомонтаж). Работая вместе с взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, дети осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения, делать нравственный выбор.

Этапы работы:

Первый этап. К шестилетнему возрасту хочется чего- то новенького. Можно попробовать сделать с детьми Лего-мультфильм.  Идея создания мультфильма своими руками возникла после того, как мы посетили  мультстудию  «Союзмультфильм», которая находится в нашем детском саду. Для детей это было увлекательное знакомство с миром мультипликации. После экскурсии руководителем студии для детей был проведен мастер-класс «Как создать  мультфильм». Дети решили, что тоже будут «снимать» мультфильм. Перед нами стал выбор, какую сказку мы будем снимать. Сюжетом для мультфильма послужила сказка «Репка».

Теперь предстоял выбор обязанностей: кто будет режиссером, аниматором, кто оператором, кто создателем сказочных героев и декораций. На данном этапе решались такие задачи как умение договариваться,  кто, что будет делать, способность учитывать чужую точку зрения.

Второй этап. Модели сказочных персонажей конструируются детьми по замыслу. Дети самостоятельно подбирают  детали, которые необходимы для осуществления их замысла.

Третий этап. На этом этапе изготавливается фон для будущего мультфильма. Педагог с детьми оговаривает, что будет изображено на фоне.   В дальнейшем дети могут самостоятельно не только определять какие потребуются декорации, но разнообразить способы их изготовления.

Четвертый этап. Когда роли распределены, можно приступать к съемке. Для работы необходимо закрепить фотоаппарат на штатив, подобрать освещение. Очень важно, чтобы фотоаппарат не двигался. Затем можно  начать съемку. Двигать персонажей нужно примерно на один сантиметр и затем фотографировать.

Пятый этап. Когда была завершена съемка, руководитель мультстудии помогла нам сделать  монтаж мультфильма. Первый опыт создания мультика нашей дружной, творческой группой был представлен на родительском собрании, где родители по достоинству оценили успехи своих детей.

Таким образом, на данном этапе дети могут конструировать по замыслу:  придумывают тему, сами отбирают  материал, договариваются, кто, что будет делать.

Робототехника.

Данная технология нами не апробирована в полной мере. А используется, в силу возрастных особенностей детей, частично. Работа строится на основе  конструктора Lego-Technik. Данный конструктор позволяет создавать движущиеся объекты. В последующем возможно создание программного обеспечения, позволяющего приводить в движение созданных роботов. Данный этап планируется реализовать в первой половине 2014года. На сегодняшний день мы с детьми несколько раз посетили занятия по робототехнике в ЦДТ «Факел». Здесь дети наблюдали за тем, как воспитанники кружка «оживляли» свои конструкции. После таких интересных экскурсий, где ребята создают своих собственных роботов и  приводят их в движение, у детей возник неподдельный восторг и желание активно заниматься этой деятельностью.

В образовательную деятельность по Лего-конструирование включены упражнения по освоению программы LEGO Digital Designer. LEGO Digital Designer - программа представляющая собой виртуальный конструктор LEGO, с помощью которого можно собирать всевозможные 3D-модели. Как и в реальном конструкторе в LEGO Digital Designer присутствует богатый выбор разнообразных деталей, цвет которых можно менять. Рабочую область программы можно приближать, удалять и разворачивать под любым углом. Готовые модели можно оценить при помощи режима предварительно просмотра. Освоение данного материала начинается в старшей группе. Дети не только закрепляют приобретенные навыки работы с  конструктором LEGODАСТА, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO Digital Designer. Важным является тот факт, что в процессе виртуального конструирования у дошкольников формируются навыки компьютерной грамотности: навыки и умения, необходимые в работе с различными видами цифрового оборудования.

Организация образовательной деятельности на данном этапе выстраивается в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми, соблюдены требования СанПин.

Таким образом, все описанные Лего-технологии способствуют развитию общих и специальных технических способностей. Такой вывод мы можем сделать на основании ниже представленной таблицы.

Таблица развития общих и специальных технических способностей.

Лего-технологии

Характеристики развития способностей

Лего-

геометрия

  • воспринимает  внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные отношения)
  • группирует детали по цвету;
  • концентрирует  внимание, способен сосредоточиться в процессе конструирования модели;
  • выполняет простые словесные инструкции  взрослого

 Лего-конструирование

  • создает новые, оригинальные постройки;
  • анализирует схемы, чертежи, конструкции;
  • создает схемы, и делает зарисовки будущих моделей;
  • делает умозаключения, сравнивает, обобщает, классифицирует, выделять существенные признаки;
  • решает  проблемные ситуации средствами Лего-конструктора.

Лего-сказка

  • решает сложные задачи: создает  авторские схемы, модели, передает образ сказочного героя в конструировании;
  • имеет  дизайнерские навыки;
  • анализирует художественные образы, проявляет эмпатию;
  • способен проявлять воображение и фантазию  через сочинение своих собственных сказок;
  • проявляет актерское мастерство в процессе обыгрывания Лего-сказок.

Лего-

Мульт

фильмы

  • создает оригинальные модели;
  • умеют слушать друг друга, договариваться;
  • распределяют между собой роли в процессе создания   Лего-мультфильмов;
  • находит оригинальные способы и средства решения задач;
  • анализирует свои постройки.

Робототех

ника

  • создает всевозможные 3D-модели построек в программе LEGO Digital Designer
  • формируются навыки компьютерной грамотности: навыки и умения, необходимые

Таким образом, возможность целенаправленного развития способностей дошкольников средствами Лего-технологий является для меня категорией, не имеющих границ для дальнейшего педагогического совершенствования.

Результативность

Использование Лего-технологий в образовательном процессе ДОУ позволило:

1.Систематизировали и описали методику конструирования из Лего.

2.Разработали этапы использования Лего-технологии в нашем дошкольном учреждении.

  • Лего-геометрия
  • Лего-конструирование
  • Лего-сказка
  • Лего-мультфильмы

3. Составили технологические карты схемы сборки  моделей из Лего.

Заключение

В заключение хочется сказать, что мир, который открывает перед ребенком конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что, играя с ним, дети не только развиваются, но и  получают  еще массу удовольствия, положительных эмоций. Впоследствии, быть может, это перейдет в постоянное желание учиться и воспринимать все новое в жизни с детским энтузиазмом.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ACADEMIA, 2002.

2. Бедфорд А. Большая книга LEGO. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976.

4. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1970, № 4.

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966.

6. Комарова Л.Г. Строим из LEGO. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

7. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981.

8. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988.

9.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Использование лего технологий как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель проекта: повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников...

Выступление для воспитателей на педсовете:" Использование ЛЕГО-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Поэтому для ра...

Презентация "Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования Лего-технологии"

Презентация  "Моя педагогическая находка".для 1 тура муниципального этапа конкурса "Воспитатель года - 2021" на  тему  "Развитие  у детей музыкальных ...

Развитие математических способностей с использованием Лего технологии в старшем дошкольном возрасте

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Так как ФГОС дошкольного образования предполагают  разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, мы воспол...

Консультация для педагогов "Использование лего-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Использование лего-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"...

Презентация: «Использование Лего-технологий в речевом развитии дошкольников»

Цель: Развитие речи и интеллектуального потанцевала каждого ребёнка посредством лего- конструирования....