"Как развивать эмоции у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_razvivat_emotsii_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 187.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель старшей группы Южанина Г.А
.
Консультация для родителей:
«Как развивать эмоции у детей старшего дошкольного возраста»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с разнообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, поступки, действия приобретают знак желаемых, приятных, другие наоборот - отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Поэтому недооценивать роль эмоций в психическом развитии ребенка в этом возрасте, конечно, не следует. Эмоциональное восприятие окружающего мира приводит к тому, что ребенок воспринимает его не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он ему кажется.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников, испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6 процентов).
Чувства ребенка менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он таиться, как взрослый человек, - у малыша все на виду.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.
Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.
Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.
Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника.
Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному стульчику, гневается на велосипед, с которого упал.
В дошкольном возрасте проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы:
• более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
• эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция;
• эмоциональные процессы более управляемые, чем в раннем возрасте;
• развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым);
• при отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности;
• при положительном результате действия, ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;
• происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;
• самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха;
• появляется способность оценивать свое поведение.
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и т. д.) онн переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз,
движений, интонаций голоса и т. д.
По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувства, настроения и эмоций.
Признаки эмоционального напряжения:
• трудность засыпания и беспокойный сон;
• усталость после незначительной нагрузки;
• беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность;
• рассеянность, невнимательность;
• беспокойство, непоседливость;
• отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
• проявление упрямства;
• сосание пальца, жевание, слишком жадное поглощение пищи (иногда, наоборот, стойкое нарушение аппетита);
• боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия);
• подергивание плеч, качание головой, дрожание рук;
• снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения;
• повышенная тревожность;
• дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.
Лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.
Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.
Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.
Заканчивая разговор об эмоциональной сфере ребенка, еще раз хочется подчеркнуть, что именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы «Применение упражнений-этюдов на развитие выразительности эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры».
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы...
Проект на тему: «Калейдоскоп эмоций» для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)
Название проекта«Калейдоскоп эмоций»Тип проекта Информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.Исполнители - Педагог-психолог.- Воспитатели п...
Методическая разработка. Дидактическое мультимедийное пособие "Мир эмоций" для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка. Дидактическое мультимедийное пособие "Мир эмоций" для детей старшего дошкольного возраста...
Развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно-ориентированной технологии.
Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии»....
Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам познавательно - игрового сеанса.
Тема по самообразованию....
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия направленные на развитие основных эмоций....
Картотека игр на развитие и коррекцию эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Игры предназначены для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников....