Программа «Юный исследователь»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Наименование программы: «Юный исследователь»
Тип программы – познавательно исследовательский
По предметно-содержательной области – познание
По продолжительности – долгосрочный
По количеству участников – групповой
Участники программы - дети 4 – 7 лет, воспитатель, родители
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_issledovatel.docx | 272.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: «Юный исследователь»
Тип программы – познавательно исследовательский
По предметно-содержательной области – познание
По продолжительности – долгосрочный
По количеству участников – групповой
Участники программы - дети 4 – 7 лет, воспитатель, родители.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе нормативных документов, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования:
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от #1075;. № 666)
- Федеральные государственные требования (ФГТ) по дошкольному образованию (распоряжение Правительства РФ от г. № 665).
- Концепция дошкольного воспитания (Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному 16. #1075;. № 7/1).
- СанПиН
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Актуальностью темы является опытно – экспериментальная деятельность, которая позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Так как в период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Теоретической базой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности.
Основная проблема заключается в том, что слабо развита предметно – развивающая среда по опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ.
Объектом исследования является опытно – экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования: опытно – экспериментальная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Цель программы – Развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Гипотеза:
Развитие опытно – экспериментальной деятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения будет эффективной если для этого будет создана предметно-развивающая среда;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа составлена по принципам:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на соответствующих возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Подготовительный (сентябрь)
- Основной (октябрь-апрель)
3. Заключительный (май)
Первый этап - подготовительный – он включает в себя:
- подбор методической литературы;
- изучение детей с целью выявления показателей познавательной инициативы и характера познавательно – исследовательской деятельности.
- разработка перспективного плана.
Второй этап – основной – связан с непосредственной работой с детьми и родителями. На этом этапе планируется:
- опытно – исследовательская деятельность с детьми.
- игры и упражнения на развитие познавательно - исследовательских способностей у детей;
- создание картотек «Бумага», «Ткань»; картотека опытов и экспериментов «с водой», «с песком», «с воздухом», «с предметами»;
- подбор образцов полезных ископаемых родного края (песок, земля, глина, нефть, торф).
- создание дневника наблюдения для опытов; создание схем, алгоритмов.
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Третий этап – заключительный:
- сравнительный анализ и обобщение результатов у детей;
Содержание работы | Срок реализации | Результаты |
1.Изучать теоретический материал по данной теме | сентябрь | Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования |
2.Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. | сентябрь | Полученные данные диагностики детей дошкольного возраста. |
3.Организовать и обогащать предметно - развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей | В теч. года | Создать центр по опытно - экспериментальной деятельности: стаканчики, трубочки, воронки, тарелки; природный материал (камешки, песок, семена, пуговицы); бросовый материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.); приборы для опытов (лупы, термометры, весы); дидактический материал. |
4.Наметить основные формы работы | октябрь | НОД Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником |
5.Составить перспективный план по возрастным группам | сентябрь | |
6.Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования | В теч. года | Конспекты НОД. |
#1057;оздать картотеку опытов и экспериментов | В теч. года | |
#1056;абота с родителями: Консультации: -«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Тематические фотовыставки: - «Моя семья в лесу» - «Мои домашние питомцы» Проект «Снежинка» - Эксперимент «Сладкие кристаллы» - Рекомендации | В теч. года | Папка-передвижка |
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ
ОПЫТНО - ЭКСЕПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп, пробирки.
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Вторая младшая группа (3 – 4 года)
Цель: Познакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни.
Задачи:
- Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
- Развивать у детей любознательность.
Перспективное планирование по организации
опытно - исследовательской деятельности детей
раннего возраста.
№ | Тема | Цель | Литература |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Песок. Свойства песка. 1часть эксперимента. | Познакомить детей со свойством песка. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 34 |
2 | Песок. Изготовление куличиков. 2 часть эксперимента. | Продолжать знакомить детей со свойством песка (песок мокрый - он темный, из него можно лепить куличики). | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 35 |
3 | Наблюдение за природными материалами. | Сравнить свойства сухого и мокрого песка. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 36 |
4 | Глина. Лепка "Печений" для кукол. 1-2 часть эксперимента. | Закрепить знания о песке и его свойствах. Познакомить с глиной и его свойствами | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 38 |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Глина. Лепка "Печений" для кукол. 3 часть эксперимента. | Закрепить знания о глине (глина сухая и влажная. Из нее можно лепить.) | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 39 |
2 | Песок и глина. свойства песка и глины. | Познакомить со свойствами песка и глины | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 42 |
3 | Камни. | Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 45 |
4 | Сравнение глины и камня. | Закрепить знания о свойствах глины; познакомить с камнем, со свойством камня. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 47 |
НОЯБРЬ | |||
1 | Вода льется из крана. | Познакомить со свойством воды; воспитывать бережное отношение к воде. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 49 |
2 | Вода жидкая - она может течь. | Познакомить со свойством воды - текучестью. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 51 |
3 | Свойства воды. | Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая, горячая, холодная. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 52 |
4 | Узнаем какая вода. | Помочь выявить свойство воды. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 53 |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Вода бывает холодная и горячая. | Учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами; воспитывать аккуратность. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 55 |
2 | Вода прозрачная. | Познакомить со свойством воды - прозрачностью. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 57 |
3 | Вода не имеет формы. | Дать представление о том, что вода не имеет формы. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 58 |
4 | Растворимость веществ в воде | Раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 59 |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Разноцветная вода. | Уточнить знания о свойствах воды; показать как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 60 |
2 | Искусство дождя. | Развивать в детях воображение. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 63 |
3 | Надувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 65 |
4 | Игры с воздушным шариком и соломинкой | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | Книга О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников стр. 7 |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Ветер по морю гуляет | Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 66 |
2 | Сокровища природы. | Развивать мелкую моторику. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 82 |
3 | Что звучит? | Научить определять по издаваемому звуку предмет. | Книга О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников стр. 11 |
4 | Музыка или шум? | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Книга О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников стр. 11 |
МАРТ | |||
1 | Посадка лука. | Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 74 |
2 | Наши помощники. | Познакомить с органами чувств и их назначением. | Книга О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников стр. 15 |
3 | Бумага и ее качества. | Научить узнавать вещи сделанные из бумаги, вычленять ее качества. | Книга О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников стр. 16 |
4 | Древесина. ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи изготовленные из древесины, вычленять ее качества. | Книга О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников стр. 16 |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Маленький цветочек. | Познакомить с растениями и с тем, как они растут. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 77 |
2 | Наблюдение за солнцем. | Учить замечать изменения, происходящие с солнцем. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 87 |
3 | Ткани ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества. | Книга О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников стр. 17 |
4 | Наблюдение за состоянием погоды. | Показать разнообразие погодных условий. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 86 |
МАЙ | |||
1 | Познакомьтесь, одуванчик! 1 часть экспериментирования. | Познакомится с одуванчиком на разных стадиях развития: желтый и белый; вызвать эмоциональный отклик на любование цветами; воспитывать бережное отношение к цветам. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 67 |
2 | Познакомьтесь, одуванчик! 2 часть экспериментирования | Познакомится с одуванчиком на разных стадиях развития: желтый и белый; вызвать эмоциональный отклик на любование цветами; воспитывать бережное отношение к цветам. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 69 |
3 | Насекомые. | Учить узнавать насекомых изображенных на картинках, развивать наблюдательность, вызвать интерес к живой природе; активизировать словарь, употребляя в речи названия насекомые. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 80 |
4 | Лето. | Формировать представление о временах года (о лете) 4 учить правильно строить фразы, выражать свои впечатления 2-3 предложений. | Книга Е.А. Мартынова Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет стр. 85 |
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 – 5 ЛЕТ)
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к опытно-исследовательской деятельности через экспериментирования.
Задачи:
- Учить детей создавать проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- Развивать умение решать проблемные ситуации (вместе с педагогом);
- Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Тематический план по организации опытно - исследовательской
деятельности детей средней группы.
Направления экспериментальной деятельности | № | Темы занятий |
Экспериментирование с песком, глиной | 1 2 | Где вода? Волшебный материал. |
Экспериментирование с водой | 1 2 3 4 | Окрашивание воды. Играем с красками. Водяные весы. Друзья. Вода бывает теплой, холодной, горячей. |
Экспериментирование с воздухом | 1 2 3 4 5 | Танец горошин. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Подводная лодка из винограда. Делаем облако. |
Наблюдения за жизнью растений | 1 2 3 | Где прячутся детки? Какие цветы сохраняются дольше? Хитрые семена. |
Человек | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Вкусные зоны языка. Значение расположения ушей. Отгадай на вкус. Угадай по запаху. Откуда берется голос? Руками своим не верю. Ящик ощущений. Тайный похититель варенья. Исследование природы с помощью органов чувств. |
Экспериментирование с солнечным светом | 1 2 | Черное и белое. Солнечный зайчик. |
Экспериментирование с предметами | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Необычные кораблики. Секрет сосновой шишки. Мыло – фокусник. Мой веселый звонкий мяч. На чем полетят человечки. Естественная лупа. В мире стекла. Волшебная рукавичка. Волшебные зеркала или 1? 3? 5? Чудесные спички. Необычное рисование. Почему все звучит? |
Итого: | 36 |
Перспективный план по опытно - исследовательской
деятельности детей средней группы.
Месяц | Недели | Темы | Цель |
Сентябрь | I неделя | «Вкусные зоны языка». | Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. |
II неделя | Какие цветы сохраняются дольше? | Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. | |
III неделя | Хитрые семена. | Познакомить со способами проращивания семян. | |
IV неделя | Где прячутся детки? | Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. | |
Октябрь | I неделя | Танец горошин. | Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, смекалку, любознательность. |
II неделя | Значение расположения ушей. | Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. | |
III неделя | Подводная лодка из винограда. | Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. | |
IV неделя | Секрет сосновой шишки. | Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды. | |
Ноябрь | I неделя | Черное и белое. | Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет. |
II неделя | Отгадай на вкус. Угадай по запаху. | Помочь определить пищу на вкус. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | |
III неделя | Откуда берется голос? | Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | |
IV неделя | Мой веселый звонкий мяч. | Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание. | |
Декабрь | I неделя | Окрашивание воды. Играем с красками. | Помочь выявить свойства воды. Познакомить с процессом растворения краски (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. |
II неделя | Исследование природы с помощью органов чувств. | Дать понять, что мы воспринимаем окружающим миром разными органами чувств: зрение, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. | |
III неделя | Ящик ощущений. | Развивать тактильную чувствительность. | |
IV неделя | Мыло – фокусник. | Познакомить со свойством и значением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. | |
Январь | I неделя | Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. |
II неделя | В мире стекла | Помочь выявить свойство стекла; воспитывать бережное отношение к вещам. | |
III неделя | Тайный похититель варенья. | Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения. | |
IV неделя | На чем полетят человечки. | Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности; доказать зависимость пользы предметов от материала из которого они сделаны. | |
Февраль | I неделя | Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? | Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. |
II неделя | Необычные кораблики. | Познакомить со свойствами стеклянных предметов; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | |
III неделя | Необычное рисование. | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | |
IV неделя | Чудесные спички. | Показать, что дерево впитывает воду, познакомить с понятием капиллярности. | |
Март | I неделя | Почему все звучит? | Помочь выявить причины возникновения звука. |
II неделя | Где вода? | Помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. | |
III неделя | Волшебные зеркала или 1? 3? 5? | Познакомить со свойством зеркала. | |
IV неделя | Солнечный зайчик. | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. | |
Апрель | I неделя | Необычное рисование. | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. |
II неделя | Волшебный материал. | Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. | |
III неделя | Руками своим не верю. | Показать разницу в ощущениях при опускании в воду разной температуры. | |
IV неделя | Делаем облако. | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. | |
Май | I неделя | Естественная лупа. | Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы. |
II неделя | Друзья. | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | |
III неделя | Вода бывает теплой, холодной, горячей. | Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры вода в водоемах живут разные растения и животные. | |
IV неделя | Водяные весы. | Познакомить с изготовлением и работой водных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. |
План работы с родителями средней группы
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Наблюдение за работой детей. Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. |
Октябрь | Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, мерный стаканчик, резиновую маленькую грушу, ситечко, шприц без иголки, ватные палочки, ватные диск, влажные салфетки для опытов и экспериментов. Создание дневника опытно - исследовательской деятельности. |
Ноябрь | Создание «Ящик ощущений». |
Декабрь | Разработать проект: «Снежинка» Создание коллекции «Тканей». |
Январь | Предложить родителям зарисовать последовательность роста фиалок, результат отметить в альбоме. |
Февраль | Консультация «Эксперименты для детей в домашних условиях». |
Март | Создание картотеки «Опытов и экспериментов с бумагой». |
Апрель | Привлечь родителей к подборке образцов полезных ископаемых родного края (песок, земля, глина). |
Май | Предложить родителям провести эксперимент «Танцующие хлопья». |
СТАРШАЯ ГРУППА (5- 6 ЛЕТ)
Цель: Развивать гибкость мышления через опытно – экспериментальной деятельность.
Задачи:
- Учить применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
- Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Воспитывать желания детей принимать участие в беседе в процессе экспериментальной деятельности.
Тематический план по организации опытно - исследовательской
деятельности детей старшей группы.
Направления экспериментальной деятельности | п/п | Темы занятий |
Экспериментирование с песком, глиной | 1 2 | Песок, глина - наши помощники. Песчаный конус |
Экспериментирование с водой | 1 2 | У воды нет запаха. С водой и без воды |
Экспериментирование с воздухом | 1 2 3 4 | Этот удивительный воздух. Парусные гонки. Вдох - выдох. Сухой из воды |
Наблюдения за жизнью растений | 1 2 3 4 5 6 | Нужен ли корешкам воздух? Земля - наша кормилица. Земля - наша кормилица. Что выделяет растение? Есть ли у растения органы дыхания? Почему цветы осенью вянут? |
Наблюдения за жизнью животных | 1 | Могут ли животные жить в земле? |
Человек | 1 2 3 4 5 6 | Проверим слух. Наши помощники - глаза. Как устроена дыхательная система человека? Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Определение пищи на вкус. Большой - маленький |
Экспериментирование с предметами | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Как действуют магниты на предметы. Мир бумаги. Мир ткани. Наряды куклы Тани. Лёгкая пластмасса. Как достать скрепку из воды, не замочив рук. Представления о полюсах магнита. Путешествие в мир стеклянных вещей. Меня зовут Стеклянчик. Термометр. Опыт с металлом и пластмассой. Наши ископаемые «Нефть» Испытание магнита. Разные отражения. Удивительные плоды |
Итого: | 36 |
Перспективный план по организации опытно - исследовательской
деятельности детей старшей группы.
Месяц | Недели | Темы | Цель |
Сентябрь | I неделя | Наши помощники - глаза. | Познакомить со строением глаза функции его частей. |
II неделя | Почему цветы осенью вянут? | Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. | |
III неделя | Земля - наша кормилица | Дать представление о том, что почва – верхний стой земли; познакомить с составом почвы. | |
IV неделя | Земля - наша кормилица. | Закрепить изученное о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле. | |
Октябрь | I неделя | Этот удивительный воздух. | Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. |
II неделя | Проверим слух. | Показать, как человек слышит звук. | |
III неделя | Удивительные плоды | Закрепить навыки работы с бумагой, клеем; формировать умение доводить работу до логического конца; развивать фантазию. | |
IV неделя | Наряды куклы Тани. | Познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельный свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственной связи между использованием тканей и времен года. | |
Ноябрь | I неделя | Разные отражения. | Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. |
II неделя | Как устроена дыхательная система человека? | Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системе. | |
III неделя | Что выделяет растение? | Помочь установить, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений. | |
IV неделя | Мир ткани. | Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качество и свойство тканей; помочь понять, что свойство материала обуславливают способ его употребления. | |
Декабрь | I неделя | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). |
II неделя | Есть ли у растения органы дыхания? | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | |
III неделя | Определение пищи на вкус. | Научить определять пищу на вкус (не глядя на неё). | |
IV неделя | Представления о полюсах магнита. | Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы. | |
Январь | I неделя | Большой - маленький | Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения. |
II неделя | Путешествие в мир стеклянных вещей. | Познакомить со стеклянной посудой, с процессом её изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного типа, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | |
III неделя | Взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | |
IV неделя | Могут ли животные жить в земле? | Помочь выяснить, что именно находиться в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические осадки). | |
Февраль | I неделя | Вдох - выдох. | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении, которого человек может находиться без воздуха. |
II неделя | Парусные гонки. | Уметь видеть возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании. | |
III неделя | Как действуют магниты на предметы. | Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный выявлением таких свойств металлов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | |
IV неделя | Лёгкая пластмасса. | Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделия из пластмассы. | |
Март | I неделя | Меня зовут «Стеклянчик». | Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стека и фарфора. |
II неделя | Песок, глина - наши помощники. | Закрепить свойства песка и глины. | |
III неделя | Мир бумаги. | Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | |
IV неделя | Нужен ли корешкам воздух? | Помочь выявить причину потребностей растения в рыхлении; доказать что растение дышит всеми частями. | |
Апрель | I неделя | Наши ископаемые «Нефть» | Познакомить детей со свойством и качеством нефти. |
II неделя | Испытание магнита. | Познакомить детей с физическим явлением «Магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими. | |
III неделя | Термометр. | Реализовать представления, с формированные в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой и клеем. | |
IV неделя | Сухой из воды | Помочь определить, что воздух занимает место. | |
Май | I неделя | Опыт с металлом и пластмассой. | Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. |
II неделя | У воды нет запаха. | Дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха. | |
III неделя | Песчаный конус | Помочь определить, может ли песок двигаться. | |
IV неделя | Как достать скрепку из воды, не замочив рук. | Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. |
План работы с родителями старшей группы
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Наблюдение за работой детей. Выставка фотографий «Моя семья в лесу». |
Октябрь | Предложить родителям дополнить папку для опытов: мерный стаканчик, ворону, ситечко, магниты, шприц без иголки, ватные палочки, ватные диск, влажные салфетки для опытов и экспериментов. Дать задание родителям сделать детский флюгер на развитие правильного дыхания. |
Ноябрь | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». |
Декабрь | Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. Пополнить коллекцию тканей. |
Январь | Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыт «Выращивания кристалла». |
Февраль | Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. Предложить родителям принести магнитную пыль. |
Март | Пополнить коллекцию бумаги. Коллекция минералов (камней). |
Апрель | «Познавательно – исследовательская деятельность детей». Привлечь родителей к подборке образцов полезных ископаемых родного края (нефть, торф, уголь). |
Май | Памятка для родителей «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию». |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6 – 7 ЛЕТ)
Цель: Учить самостоятельно, находить, ответ на поставлены проблемные ситуации.
Задачи:
- Формировать у детей интерес к проектной деятельности совместно с педагогом.
-Продолжать развивать познавательный интерес у детей с помощью наглядных средств (алгоритмы, схемы, символов условных заместителей, моделей);
- Воспитывать у детей инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Тематический план по организации опытно - исследовательской
деятельности детей подготовительной группы.
Направления экспериментальной деятельности | п/п | Темы занятий |
Экспериментирование с песком, глиной | 1 2 3 | Удивительный песок. Сухая и влажная почва. Строение веществ. |
Экспериментирование с водой | 1 2 3 4 5 6 | Фильтрование воды. Бережем воду. Лед – Вода. Змей Горыныч о трех головах. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной. Иванушка и молодильные яблоки. |
Экспериментирование с воздухом | 1 2 3 4 5 | Соломенный буравчик. Парашют. Стирка и глажение белья. Воздух вокруг нас. Водолаз Декарта. |
Наблюдения за жизнью растений | 1 2 3 4 | Запасливые стебли Красавица картошка Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки. Много – мало. |
Человек | 1 2 3 4 5 | Выяснить причины храпа человека. Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности. Вдох и запах. Вкус и запах. Воздух и его свойства. |
Экспериментирование с предметами | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Мир ткани. Мир металлов. Мир пластмасс Волшебная бумага Земля магнит Свойства веществ. Плавание тел. Термометр. Нагревание проволоки. |
Экспериментирование со звуком | 1 | Поющая струна |
Экспериментирование с электричеством | 1 | Как увидеть «Молнию» |
Экспериментирование с солнечным светом | 1 2 | Передача солнечного «Зайчика» Радуга на стене |
Экспериментирование тепловых явлений и теплопередаче. | 1 | Незнайка и мороженое. |
Итого: | 36 |
Перспективный план по организации опытно - исследовательской
деятельности детей подготовительной группы.
Месяц | Недели | Темы | Цель |
Сентябрь | I неделя | Красавица картошка | Познакомить с основными компонентами картошки. Расширить кругозор детей, о пользе картофеля для человека. |
II неделя | Удивительный песок. | Познакомить со свойствами и качествами песка; его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость. | |
III неделя | Фильтрование воды. | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | |
IV неделя | Соломенный буравчик. | Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | |
Октябрь | I неделя | Воздух вокруг нас. | Закрепить представлений о воздухе и его свойствах. Формировать представлений о значении воздуха для практических целей человека. |
II неделя | Выяснить причины храпа человека. | Помочь выяснить причины храпа человека. | |
III неделя | Запасливые стебли | Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | |
IV неделя | Мир ткани. | Познакомить с названием тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж). Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам. | |
Ноябрь | I неделя | Передача солнечного «Зайчика» | Помочь понять как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где не должно быть видно. |
II неделя | Вдох и запах. Вкус и запах. | Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | |
III неделя | Много – мало. | Помочь выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. | |
IV неделя | Мир металлов. | Учить называть разновидности металлов (алюминий, жесть, медь, сталь, бронза, серебро). Формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве. | |
Декабрь | I неделя | Лед – Вода. | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». |
II неделя | Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки. | Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки. | |
III неделя | Воздух и его свойства. | Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. | |
IV неделя | Земля магнит | Помочь выявить действия магнитных сил Земли. | |
Январь | I неделя | Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности. | Познакомить, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещенности. |
II неделя | Мир пластмасс | Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. | |
III неделя | Бережем воду. | Помочь определить сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. | |
IV неделя | Строение веществ. | Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развивать способность к преобразованию. | |
Февраль | I неделя | Волшебная бумага | Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. |
II неделя | Плавание тел. | Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. | |
III неделя | Свойства веществ. | Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развивать экологического сознания. | |
IV неделя | Нагревание проволоки. | Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. | |
Март | I неделя | Поющая струна | Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). |
II неделя | Сухая и влажная почва. | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований. | |
III неделя | Змей Горыныч о трех головах. | Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар. | |
IV неделя | Водолаз Декарта. | Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. | |
Апрель | I неделя | Незнайка и мороженое. | Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. |
II неделя | Радуга на стене | Познакомить с механизмом образования цветов. | |
III неделя | Термометр. | Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. | |
IV неделя | Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной. | Закреплений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. | |
Май | I неделя | Стирка и глажение белья. | Формирование представлений об испарении воды. |
II неделя | Парашют. Парашют – зонтик. | Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Совершенствовать умения работать с бумагой и доводить работу до конца, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности. | |
III неделя | Иванушка и молодильные яблоки. | Формирование представлений об испарении воды, паре. | |
IV неделя | Как увидеть «Молнию» | Выяснить, что гроза появление электричества в природе. |
План работы с родителями подготовительной группы
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Поделки родителей из бросового и природного материала. Совместная экскурсия детей и родителей в лес на «Смалокурку». |
Октябрь | Создание коллекции разновидностей металлов (алюминий, жесть, медь, сталь, бронза, серебро). |
Ноябрь | Подобрать картинки к игре «Назови твердое или жидкое». |
Декабрь | - Предложить родителям показать ребенку морозильную камеру холодильника. За ранее заморозить лед, предложить ребенку положить лед на тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду |
Январь | Предложить родителям создать в домашних условиях опыт «Птичка в клетке». |
Февраль | Создание коллекции разновидностей пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло). |
Март | Предложить родителям провести эксперимент, погрузить игрушку в воду и наблюдать, как из игрушки выходит воздух. Зарисовать, как пузырьки воздуха выходят из игрушки. Предложить родителям создать в домашних условиях опыт «Мыльные пузыри», «Танцующие хлопья». |
Апрель | Подобрать картинки к игре «Превращение» (Царевна – лягушка, Аленушка и братец Иванушка и др.) |
Май | Понаблюдать за появлением электричества в природе «Молния», сделать зарисовку. |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Нормативные показатели познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста по В.С.Юркевичу:
Что должны знать дети:
• что такое вещество; три состояния вещества; использует в речи термины “жидкий”, “твердый”, “газообразный”;
• основные свойства песка, воздуха, воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, изменяет форму, но сохраняет объем, имеет температуру, может замерзать, испаряться и т.д.); использует в речи соответствующие термины;
• что происходит с водой при нагревании, замерзании; использует термины “расширение”, “сжатие”;
• что такое туман, роса, снег, лед;
• почему зимой подо льдом темнее;
• куда уходит вода после дождя;
• из чего состоят облака и тучи, почему идет дождь;
• почему воду называют неутомимой путешественницей;
• для чего нужен воздух;
• основные свойства воздуха;
• какие общие свойства у воды и воздуха;
• главное различие воды и воздуха;
• как очистить воздух в помещении;
• виды почв, их состав и свойства;
• как обнаружить в почве воздух;
• из чего образуется перегной;
• как продвигается вода в почве;
• где можно встретить дикорастущие и культурные растения;
• для чего удобряют почву;
• почему нельзя загрязнять почву.
Умеет:
• самостоятельно объяснять связь фактов (использует простое причинное рассуждение потому что);
• упорядочить и систематизировать конкретные материалы;
• самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…);
• самостоятельно выстраивает простейшие экологические зависимости типа здоровая природа – здоровый я;
• делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
• самостоятельно зарисовывать свои наблюдения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования заключается в том, что дети во время работы не могут работать не разговаривая. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и по представлению. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание опытно - экспериментальной деятельности, так как он, вызывает интерес, стимулирует познавательную активность.
В дошкольном возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. На этом этапе активность в процессе деятельности полностью идёт от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения. Ребёнок может услышать и запомнить, а может понаблюдать, сравнить, спросить, высказать предположения. Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приёмы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка её истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность. Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь.
Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. Так как детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.
Список литературы:
1. Е.А. Мартынова., И. М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
4. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
5. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
6. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
7. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
8. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
9. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
#1056;ыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
#1058;угушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
12. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
13. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
14. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .
15. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
16. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Юные исследователи"
Актуальность программы заключается в создании организационно-педагогических условий в ДОУ, необходимых для развития мотивации к познанию и творчеству, формировании предпосылок исслед...
Рабочая программа "Юный исследователь"
Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду....
инновационная программа "Юный исследователь"
программа для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности....
календарно-тематическое планирование к программе "Юный исследователь"
план опытов и экспериментов на год...
Рабочая программа "Юные исследователи" средняя группа
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практическ...
Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"
Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"...
Программа "Юный исследователь"
Программа "Юный исследователь"...