Программа "Юный исследователь"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программа «Юный исследователь»
по интеллектуально-творческому развитию старших дошкольников
Люди, научившиеся... наблюдениям, опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
Пояснительная записка
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, важнейшее значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность. Она понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Механизм реализации программы
Подготовительный этап: разработка программы, оснащение материально-технической базы, разработка методического обеспечения программы.
Основной этап: создание условий для развития активности и самостоятельности дошкольников в исследовательской деятельности. Для достижения поставленной цели нами была разработана система работы, которая осуществлялась по направлениям: исследование, экспериментирование.
Заключительный этап: отслеживание результативности программы в виде итоговой диагностики уровня интеллектуально-творческого развития в рамках внедрения программы «Юные исследователи».
Цели и задачи программы
Цель: формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становления у детей научно-познавательного, практически деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что окружает ребенка.
Задачи:
- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?);
- научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развивать представления о химических свойствах веществ; об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм и др.); о свойствах воды, песка, воздуха, соли, глины; умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента).
Содержание программы:
- Экспериментирование;
- Изучение условий жизни и виды растений;
- Изучение состояния превращения вещества.
- Изучение свойства почвы и минералов. Движение воздуха, воды.
Методы и приемы:
- опыты и эксперименты;
- наблюдения;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы;
- использование художественного слова;
- познавательные занятия с элементами экспериментирования.
Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование.
Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго.
Структура детского экспериментирования
Опыт- основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Игры-эксперименты–это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Проблемные педагогические ситуации–это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, педагоги, родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...