Программа "Юный исследователь"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Халикова Алия Рузалиновна

Программа "Юный исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_issledovatel.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Юный исследователь»

по интеллектуально-творческому развитию старших дошкольников

Люди, научившиеся...  наблюдениям, опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев

Пояснительная записка

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, важнейшее значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность. Она понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Механизм реализации программы

Подготовительный этап: разработка программы, оснащение материально-технической базы, разработка методического обеспечения программы.

Основной этап: создание условий для развития активности и самостоятельности дошкольников в исследовательской деятельности. Для достижения поставленной цели нами была разработана система работы, которая осуществлялась по направлениям: исследование, экспериментирование.

Заключительный этап: отслеживание результативности программы в виде итоговой диагностики уровня интеллектуально-творческого развития в рамках внедрения программы «Юные исследователи».

Цели и задачи программы

Цель: формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становления у детей научно-познавательного, практически деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что окружает ребенка.

Задачи:

- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?);

- научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;

- расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- развивать представления о химических свойствах веществ; об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм и др.); о свойствах воды, песка, воздуха, соли, глины; умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента).

Содержание программы:

- Экспериментирование;

- Изучение условий жизни и виды растений;

- Изучение состояния превращения вещества.

-  Изучение свойства почвы и минералов. Движение воздуха, воды.

Методы и приемы:

- опыты и эксперименты;

- наблюдения;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы;

- использование художественного слова;

- познавательные занятия с элементами экспериментирования.

Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование.

Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго.

Структура детского экспериментирования

Опыт- основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

Игры-эксперименты–это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Проблемные педагогические ситуации–это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, педагоги, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...