Рабочая программа "Юные исследователи" средняя группа
рабочая программа (средняя группа) на тему

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx50.12 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Цель : Развитие познавательно-исследовательской деятельности

                                                                                             детей 4-5 лет

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес детей.
  • Развивать воображение и творческую активность.
  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
  • Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  • Формировать познавательные действия, становление сознания.
  • Принципы содержания программы:
  • Программа построена на основе следующих принципов:
  • - доступности, использование доступного материала детям;
  • - наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
  • - последовательности, изложение материала идет последовательно;
  • - систематичности, в определенной последовательности, системе;
  • - индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

- 2раза в месяц;

-продолжительностью 20 минут.

(среда)

Методические приемы:

  • Наблюдения.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Экспериментирование.
  • Занятие –путешествия.

Формы работы:

  • Малые группы
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Коллективные занятия

Формы организации обучения

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, ,проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы –схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Структура занятия:

-Ставить проблему.

-Принимать и ставить цель.

-Решать проблему.

-Анализировать объект или явление.

-Сопоставлять факты.

-Выдвигать гипотезы.

-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

-Осуществлять эксперимент.

-Делать вывод.

-Фиксировать этапы действий и результат графически.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В  работе  применяются следующие методы обучения:

- информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;

-      игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;

-      наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;

- практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)

Условия для занятий в кружке «Юные исследователи»

Планируемые результаты

  • Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  •  умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
  • Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  • С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Формы проведения итогов реализации и отслеживания результативности дополнительной образовательной программы:

Отчёт (презентации, видеофильмы) по кружковой  работе с детьми  на родительских собраниях.

Анкетирование родителей и мониторинг детей.

Учебный план

Образовательные

ситуации

Периоды обучения

Количество на1 ребенка

Количество в месяц

Количество в год

Средняя

1

2

17

Количество учебных недель в году – 34

Количество учебных занятий – 17

Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.

                             Возрастные особенности психофизического развития

детей 4-5 лет

К среднему дошкольному возрасту восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

2. Учебно –тематический план

                           Один год обучения (дети 4-5)

тема

                        часы

всего

беседа

практика

Цветы на участке осенью

20 мин

15 мин

5 мин

Экскурсия в парк

20 мин

20 мин

0 мин

Лес

20 мин

10 мин

10 мин

Расскажи Кате о комнатных растениях

20 мин

10 мин

10 мин

Снежинка

20 мин

15 мин

5 мин

Дикие звери зимой

20 мин

20 мин

0 мин

Растения зимой

20 мин

10 мин

10 мин

 Зимующие птицы

20 мин

20 мин

0 мин

Наблюдения за снегом и льдом Экскурсия по территории детского сада

20 мин

5 мин

15 мин

Выращиваем лук

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение «Снег»

20 мин

15 мин

5 мин

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

20мин

10 мин

10 мин

 Первые цветы

20 мин

5 мин

15 мин

Насекомые

20 мин

10 мин

10 мин

Растения весной

20мин

10 мин

10 мин

Что такое облака, дождь, гроза

20 мин

15 мин

5 мин

Экологическая тропа

20 мин

2о мин

0 мин

всего

340 мин

215 мин

125 мин

3. Содержание программы

Кружковая работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для познавательного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

1. О природных явлениях (снег, лёд, дождь, гроза, облака и т.д).
2. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа, цветы, комнатные растения, деревья).
3. О способах исследования объекта.
4. О животном мире (звери, птицы, насекомые)

Содержание занятий

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь.

Загадывание загадок,

Игра «Угадай по описанию», экспериментирование: Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлеть. Сбор и засушивание осенних листьев.

3 неделя

Экскурсия в парк

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

1. Наблюдение за состоянием погоды, за красотой осенних деревьев.

2. Чтение стихотворения «Осень»

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

4. Работа с календарём природы

Октябрь

1 неделя

Лес

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

Воспитывать у детей любовь к природе.

1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»

.

3 неделя

Расскажи Кате о комнатных растениях

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Продолжать учить узнавать и называть части растения(корень, стебель, лист, цветок)

Игра «Найди растение», физ.минутка «Цветы», дидактическая игра «За каким растением спряталась Катя?», экспериментирование: «Что нужно растению для роста?»

ноябрь

1 неделя

Снежинка

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимание и память, видеть красоту природы

Наблюдения, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: знакомство со свойствами снега

3 неделя

Дикие звери зимой

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа, дидактическая игра «Найди маму».

Декабрь

1 неделя

Растения зимой

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия, доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

Рассмотреть иллюстрации зимнего пейзажа, беседа «Для чего растениям снег», наблюдения за деревьями

3 неделя

Зимующие птицы

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы», рассказ о жизни птиц зимой, беседа «Чем мы можем помочь птицам».

Январь

3 неделя

Наблюдения за снегом и льдом

 Экскурсия по территории детского сада

Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знание о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

 Учить видеть детей изменения, происходящие в природе.

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» Загадывание загадок, использование художественного слова.

Февраль

1 неделя

Выращиваем лук

Вызывать интерес к выращиванию огорода, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

Беседа с элементами труда, экспериментирование.

2 неделя

Наблюдение «Снег»

Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, пасмурную? Как он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду хрустит под ногами и т.п.). Беседа о защитных свойствах снега.

Март

1 неделя

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения «Март», «Весна идет». Экспериментирование  «Взаимодействие воды и снега». Загадывание загадок.

3неделя

Первые цветы в природе

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения, воспитывать любовь к природе.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей».

Апрель

1 неделя

Насекомые

Учить детей внимательно относится к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям, формировать представления о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница); показать пользу насекомых, воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Наблюдения за насекомыми, рассматривание иллюстраций, рассказ о том, какую пользу приносят насекомые, рисование «Бабочка».

2 неделя

Растения весной

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знание детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знания названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Наблюдения за деревьями, вспомнить название некоторых деревьев и кустарников, работа с календарем природы.

3 неделя

Волшебница весна

Закрепить представление детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, любовь к природе.

Беседа, художественное слово, аппликация «Полянка цветов».

Май

1 неделя

Цветущий сад

Знакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

Наблюдение за яблоней, беседа «Почему цветут деревья». Работа с календарем природы.

3 неделя

Что такое облака, дождь, гроза

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

4. Методическое обеспечение программы

4.1 Формы занятий 

Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. 

 Экспериментирование заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

4.2 Методы и приёмы:

Технологии обучения

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

      - игровая технология;

  • технология проблемного обучения;
  • технология сотруднечества
  • проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

                               Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества  

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Сопровождение семьи:

Беседы

Консультации

Мастер-классы

Опросы

Анкетирование

Информационные листы

Консультации

Родительские собрания

4.3 Детская литература 

 Н. Павлова «Деревья зимой», Каплан «Деревья в зимнем сне»,  Пушкин «Зимнее утро», Островский «Зимний лес», «Деревья зимой»,  М. пришвин «Осинкам холодно»,  С. Есенин «Береза»,  Р. н. с. Сказка о молодильной яблоне и живой воде», Воронин. «Голубая ель», «Птичья кладовая», П. Соловьёва «Рябина», В. Катаев «Цветик-семицветик»,  Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка».  Г. Арманд - Ткаченко «Начало весны»,  Н. Плавиновщиков «Капель, проталины»,  О. Высотская «Разговор с весной», «Мимоза», Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», И. Токмакова «Весна», В. Бианки Как звери и птицы весну встречают»

4.4 Познавательные рассказы

https://penkova.edumsko.ru/folder/poznavatel_nye_rasskazy_o_yavleniyah_prirody

4.5 Демонстрационный наглядный материал и атрибуты 

- Картина Саврасова «Грачи прилетели»,

- картинки (зимующие птицы, перелетные птицы), 

- игрушки или картинки с изображением диких животных и их детёнышей (лис, лисица, лиса, лисята; ёж, ежиха, ежата; медведь, медведица, медвежата; заяц, зайчиха, зайчата; волк, волчица, волчата и т. д.);

- виды комнатных растений;

- презентации

- видеофильмы

4.6 Музыкальные произведения

Времена года Чайковский https://my.mail.ru/music/search/чайковский%20времена%20года

Звуки природы

https://ipleer.fm/q/звуки+природы+природные+явления/

Музыкальные зарядки

4.7  Материал

аудиозапись (голоса птиц), картинки с изображением птиц (зимующие, перелетные, домашние), карандаши (синий, зеленый, красный), одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снеглупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок и льдинок с обозначением свойств снега и льда, салфетки и полотенце,  мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран,

4.8. Диагностика опытно-исследовательской деятельности детей средней группы


                                                                 Кружок «Юные исследователи».   Средняя группа.  Диагностические задания

Что изучается

Дидактические игры, вопросы упражнения

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится  эксперементировать

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий.

2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко.

1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.

Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п.

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

3 балла - часто

2 балла – редко

1 балл - никогда

Уровень произвольного внимания, работоспособности

Наблюдение за ребенком во время занятия и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.

2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия.

1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности

Сравнивает сходные по внешнему виду предметы

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого

Наблюдения за деятельностью детей во время занятий

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней.

2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение.

1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.

Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений.

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень – 15-18 баллов; средний уровень – 10-12 баллов; низкий уровень – 5-6 баллов.


2017 – 2018 учебный год                                 Диагностическая карта кружка «Юный исследователь»

Средняя группа № 1   Дата _________________                                                                                            

Воспитатель  Семенова М.А

№ п/п

Ф.И. ребенка

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится  эксперементировать

  Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п.

Уровень развития произвольного внимания, работоспособности

Сравнивает сходные по внешнему виду предметы

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого.

Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений.

Баллы

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

Список литературы:

  1. С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников./С.Н. Николаева – М., Мозаика-Синтез, 2002
  2. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева, М: Просвещение, 1999 г.
  3. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/ под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
  4. Н.А. Рыжова Волшебница вода
  5. Источники интернета

Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

7.А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

8.Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

9.В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно -   экспериментальная деятельность»

10.Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

11.О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы № 12. Средняя группа

РАБОЧАЯУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы ОРН № 12...

Рабочая программа воспитателя группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей группы раннего возраста (1,5-3года)

Программа для детей  группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)

В пособии представлена модель рабочей  программы  деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...

Рабочая программа разновозрастной группы (5-7 лет)группы "Родничок"

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...