"Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством дидактических игр"
проект (старшая группа)
В данной статье представлен педагогический опыт Ильиной Марины Анатольевны на тему: "Формирование духовно-нравсвенных ценностей у дошкольников посредством дидактических игр" в рамках гродской конференции "Фестиваль педагогических идей -2024".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ilinoy_m.a.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством дидактических игр
Ильина Марина Анатольевна,
воспитатель,
МКДОУ «Детский сад № 171» г. Зимы
Проблема духовно-нравственного и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных и главных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" подчёркивается: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества».
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду неразрывно связано с духовно-нравственным. Ведь духовно-нравственные представления и качества у ребёнка мы формируем на основе ознакомления с семьёй, малой родиной, родным городом, краем, страной.
Исходя из актуальности и значимости проблемы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания с 2018 года я начала вести углублённую работу с детьми по формированию духовно-нравственных, патриотических ценностей.
Одним из эффективных средств по данному направлению я определила игровую деятельность, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Имея многолетний практический опыт работы с воспитанниками, у меня возникла возможность и необходимость разработать серии дидактических игр
Цель-создание условий для формирования духовно-нравственных, патриотических чувств и представлений у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Задачи:
1. Обогащение и расширение знаний у детей о государственных символах, культуре, народно-прикладном искусстве и народов Восточной Сибири (русских, бурят, эвенков).
2. Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям разных национальных принадлежностей.
3.Ознакомление детей с историей и природой родного края.
4. Формирование у детей духовно-нравственных и патриотических ценностей: воспитание любви к своей малой Родине, родному краю, бережного отношения к природе и архитектурным достопримечательностям России, гордости за её достижения; воспитание духовно-нравственных[a] качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, ответственности, трудолюбия, справедливости, уважительного отношения к старшему поколению.
5. Развитие у детей коммуникативных и социальных навыков.
6. Развитие у детей творческих способностей в различных видах деятельности.
В течение нескольких лет серии дидактических игр «Родной край», «Народы Восточной Сибири», «Бурятский народ» были разработаны, изготовлены мною и внедрены в процессе реализации долгосрочных педагогических проектов «Озеро Байкал-жемчужина Сибири», «Наша Родина-Россия», «Народы Восточной Сибири», «Буряты-коренной народ Иркутской области» с детьми, родителям и социальными партнёрами дошкольного учреждения.
Первая серия «Родной край» представлена дидактическими играми: «Символы города Зима», «Знатоки города», «Узнай достопримечательность города по фрагменту». «Символы города Иркутска» «Четвёртый лишний», «Флаг России», «Русская культура», «Символы России» (8 игр).
Вторая серия игр «Народы Восточной Сибири» состоит из игр: «Флаги народов», «Подбери костюм», «Сравни и назови», «Культура народов».
Третья серия «Бурятский народ» представлена дидактическими играми «Символы Бурятии», «Бурятский костюм», «Бурятские орнаменты», «Бурятские традиции».
Для каждой игры был разработан алгоритм: цель, рекомендуемое оборудование, поэтапное обучение.
На первом этапе педагог знакомит детей с дидактической задачей (цель), правилами игры, проводит игру в совместной деятельности с детьми в групповой форме работы. На втором этапе дети закрепляет полученные знания и игровые навыки в игре с педагогом, организуют и играют в дидактические игры самостоятельно, в подгрупповой форме и индивидуально. В некоторых играх предусмотрены три этапа, если есть усложнение. Также в играх педагог может проводить и индивидуальную работу. Игры можно проводить в бумажном и электронном варианте с использованием технологии Pover Point (в презентации).
В 2021 году я проанализировала результаты проектной деятельности с использованием авторских дидактических игр, и, сделала вывод об эффективности проделанной работы.
У детей были сформированы духовно-нравственные, и патриотические чувства и представления: любовь к Родине, гордость за её достижения, бережное отношение к архитектурным достопримечательностях, природе родного края; у воспитанников обогатились и расширились знания о народах Восточной Сибири и сформировалось толерантное отношение к народам разной национальной принадлежности; сформированы духовно-нравственные качества личности.
Укрепилось сотрудничество с родителями и социальными партнёрами детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась новыми дидактическими пособиями (изготовленными дидактическими играми) и творческими работами.
Опыт работы по данному направлению был представлен мною в различных педагогических сообществах: конференциях, конкурсах, публикациях, форумах.
Обширный наработанный дидактический материал позволил мне обобщить педагогический опыт по данной теме и объединить авторские дидактические игры в методический комплект: «Сборник дидактических игр по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста».
«Сборник» был представлен мною на педагогическом совете ДОУ. Практическая значимость «Сборника» состоит в том, что данный методический комплект является универсальным дидактическим материалом при формировании у детей старшего дошкольного возраста патриотических, духовно-нравственных ценностей и включает достаточно много тем, и есть возможность выбора. Дидактические игры могут быть использованы и воспроизводимы другими педагогами при условии работы с детьми дошкольного возраста по такой же, или схожей теме гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания. Ссылка расположена на мини-сайте.
Работу в данном направлении я продолжаю. Разработала и апробировала дидактические игры для младшего и среднего дошкольного возраста по темам: «Моя семья», «Детский сад».
Наметила перспективы работы с совместным участием детей и родителей по групповом проекту «Семейный клуб».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок
Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....
Духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры
Данная презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года" среди работников дошкольных учреждений г.Алексеевки и Алексеевского района Белгородской области, и является отражением опыта работы ...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Программа дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление....
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...