Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление.
Новизна программы заключается в целенаправленной творческой деятельности по развитию нравственно-патриотических качеств, необходимых для развития полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Актуальность программы заключается в активном использовании театрализации в воспитании нравственно-патриотических качеств детей. Чем больше ребенок будет погружен в постановочный процесс того или иного произведения, переживая чувства, мысли героев, тем правильней он построит представление о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.
Концептуальность данной программы является в воспитании нравственно-патриотических качеств в неразрывном единстве развития творческих способностей детей путем целенаправленности и организованности воспитательного процесса. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное наполнение отдельных нравственных, патриотических понятий. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Создание театральных постановок направлено на формирование основ моральных качеств, азбуку человеческой культуры. Педагог должен четко знать, как помочь дошкольнику гармонизировать его картину мира. Поскольку нравственно-патриотическое воспитание предполагает усвоение ребенком высоких ценностей, то воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д.
Развивая детей в духе патриотизма важно самим верить, что театральная деятельность не знает ограничений. А наоборот, помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Цель программы. Воспитание детей-патриотов, способных любить свою Родину через театрализованное движение.
Задачи программы:
· Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
· Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к сказкам, ознакомление с традициями и обычаями.
· Развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны.
· Побуждать детей выражать свои чувства, эмоции.
· Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.Отличительные особенности программы заключаются в том, что наш детский сад работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В программе Н.Е. Вераксы уделяется большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника, через беседы, игры, чтение. Но недостаточно, на мой взгляд, места отводится театральным постановкам. В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана программа «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление» на 1 год обучения.
Программа составлена и рассчитана на один года. Она охватывает подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Ожидаемый результат.
· Проявляют интерес к истории Родины и обладают определенной базой знаний. Умеют использовать полученные знания в театрализованных играх.
· Знают сказки и принимают активное участие в инсценировках.
· Пользуются вербальными и невербальными средствами общения.
· Вызывают эмоциональный отклик слушание стихов, сказок, пение песен, рассматривание картин и иллюстраций о родном крае.
· Объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив.
· Сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
· выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения.
· Умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Формами подведения итогов реализации программы «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» являются выставки рисунков «Герои сказок», театральные постановки, детские работы, фестиваль сюжетных рисунков по сказкам, развлечения с родителями с использованием приобретённых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor_progr_fsk.docx | 93.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №1 «БЭЛЭКЭЧ» Г.АЛЬМЕТЬЕВСКА ул. Ленина, д.197, г.Альметьевск, 423450 | ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ӘЛМӘТ ШӘҺӘРЕНЕҢ «БАЛАНЫҢ ҮСТЕРҮ ҮЗӘГЕ 1НЧЕ “ БЭЛЭКЭЧ” БАЛАЛАР БАКЧАСЫ МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ МӘКТӘПКӘЧӘ БЕЛӘМ БИРҮ УЧРЕЖДЕНИЕСЫ» Ленин ур., 197нчы йорт, Әлмәт шәһәре, 423450 | |
Тел / факс: 8 (8553) 44-05-85, e-mail: ds. belekech.@ tatar.ru, neftyshki@ mail.ru, сайт: edu.tatar.ru |
Принято на заседании Утверждено
педагогического совета №___ заведующий МБДОУ
МБДОУ«ЦРР д\с №1 «Бэлэкэч» «ЦРР д\с «1 «Бэлэкэч»
от «___»_____________201_ __________Р.Г. Бадртдинова
«__»_______________201___
Программа дополнительного образования
для детей 6-7 лет
«Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Автор-составитель:
Воспитатель
первой квалификационной категории
Фахриддинова Светлана Каусаровна
Альметьевск, 2017
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление.
Новизна программы заключается в целенаправленной творческой деятельности по развитию нравственно-патриотических качеств, необходимых для развития полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Актуальность программы заключается в активном использовании театрализации в воспитании нравственно-патриотических качеств детей. Чем больше ребенок будет погружен в постановочный процесс того или иного произведения, переживая чувства, мысли героев, тем правильней он построит представление о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.
Концептуальность данной программы является в воспитании нравственно-патриотических качеств в неразрывном единстве развития творческих способностей детей путем целенаправленности и организованности воспитательного процесса. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное наполнение отдельных нравственных, патриотических понятий. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Создание театральных постановок направлено на формирование основ моральных качеств, азбуку человеческой культуры. Педагог должен четко знать, как помочь дошкольнику гармонизировать его картину мира. Поскольку нравственно-патриотическое воспитание предполагает усвоение ребенком высоких ценностей, то воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д.
Развивая детей в духе патриотизма важно самим верить, что театральная деятельность не знает ограничений. А наоборот, помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Цель программы. Воспитание детей-патриотов, способных любить свою Родину через театрализованное движение.
Задачи программы:
- Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
- Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к сказкам, ознакомление с традициями и обычаями.
- Развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоции.
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что наш детский сад работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В программе Н.Е. Вераксы уделяется большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника, через беседы, игры, чтение. Но недостаточно, на мой взгляд, места отводится театральным постановкам. В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана программа «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление» на 1 год обучения.
Программа составлена и рассчитана на один года. Она охватывает подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Ожидаемый результат.
- Проявляют интерес к истории Родины и обладают определенной базой знаний. Умеют использовать полученные знания в театрализованных играх.
- Знают сказки и принимают активное участие в инсценировках.
- Пользуются вербальными и невербальными средствами общения.
- Вызывают эмоциональный отклик слушание стихов, сказок, пение песен, рассматривание картин и иллюстраций о родном крае.
- Объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив.
- Сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения.
- Умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Формами подведения итогов реализации программы «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» являются выставки рисунков «Герои сказок», театральные постановки, детские работы, фестиваль сюжетных рисунков по сказкам, развлечения с родителями с использованием приобретённых навыков.
Учебно - тематический план .
№ | Тема | Всего часов |
1 | Работа над театральной постановкой Т.Л. Петухова «Цыплятки курочки Хохлатки» | 8 |
2 | Показ театральной постановки по сказке «Цыплятки курочки Хохлатки»» детям среднего возраста» | 1 |
3 | Работа над театральной постановкой В.П.«Катаев Дудочка и кувшинчик» | 8 |
4 | Показ театральной постановки по сказке «Дудочка и кувшинчик» для родителей | 1 |
5 | Работа над театральной постановкой Г.Тукай «Водяная» | 8 |
6 | Показ театральной постановки на празднике по сказке «Водяная» | 1 |
7 | Работа над театральной постановкой В. Сутеев «Мешок с яблоками» | 8 |
8 | Показ театральной постановки по сказке «Мешок с яблоками» | 1 |
Итого | 36 |
Содержание программы
З А Н Я Т И Е 1 и 4
1. Ритуал начала занятия (психофизические упражнения)
закрыли глаза в кругу. Задание – поздороваться за обе руки с двух сторон
2. Развитие мелкой моторики «Утречко»
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец, Федя, разбуди соседа.
Вставай, Большак, вставай Указака,
Вставай, Середка, вставай, Сиротка,
И малютка Крошка. Вставай, Ладошка.
Все потянулись и проснулись.
3. Артикуляционная гимнастика
а) «мама шинкует капусту» – покусать кончик языка
б) сделать языком кольцо, заведя под верхние зубы
в) «жало змеи» – высовывание языка
г) «качели»
д) ставим укольчики в щеку
4. Развитие речи – проговаривание скороговорки с разным темпом и силой голоса
5. Упражнение на воображение «Добрый лес»
Представить каким может быть добрый лес. Понять что значит добро.
6. Развитие мимики
-соленый чай
-сердитый дедушка
-лимон
7. Работа над театральной постановкой «Цыплятки курочки Хохлатки»
Сказительница
Весной у курочки-хохлатки появились деточки цыплятки.
Нежно-жёлтые комочки ,её доченьки, сыночки
Прижимаются все к маме. Она закроет их крылами.
Курочка / ласково/
- Спите, дочки, сыновья, подрастай моя семья.
Цыпа-цыпа-цыпочки, сыграю вам на скрипочке,
Колыбельную свою , нежным голосом спою
/играет на скрипке ,напевая , /
Спите, цыпы-лапушки, баю-баю-баюшки
Пусть минует деток горе , петух -папа на заборе
Будет сторожить всю ночь ,кукарекать он не прочь
/грозит петушку / ты ,Петруша, не кричи!
Петушок обиженно/ опять ворчит, опять молчи,
Ку-ка-реку! ку-ку! Посижу я в уголку
без хохлаточки один, а я ведь тоже семьянин,
Показать могу свой нрав или скажешь, я не прав?
Тебя клюнуть я могу ! Ку-ка-реку! ку-ку!!! /сердито топает/
Курочка примирительно, качает головой
Ко-ко-ко!Ко-ко-ко , как с тобой мне не легко,
Ты семьи всегда глава! Разболелась голова,
Пётр- Петруша ,спать пора. Завтра всё решим с утра.
Сны волшебные смотри .Восход солнца не проспи !
Сказительница
День пройдёт ,наступит ночь ,часы бегут и сутки прочь.
/ запись боя часов-кукушки/
цыплята на глазах растут ,вместе с солнышком встают ,
.без забот то там, то тут травку, зёрнышки клюют.
Музыкальный момент.
Сказительница
Как то раз, весенним днём, курочка покинув дом,
Были срочные дела , в торговый центр она пошла.
/Курочка в кокетливой шляпке , с модной сумочкой , прощаясь с цыплятками, что- то называет им ,грозит строго петушку , он всем видом показывает, чтобы она не волновалась , курочка быстро уходит/
Сказительница
А петух, отец семьи ,крылышки сложил свои ,
достойно нёс он караул ,головку свесил и уснул .
Без родителей сейчас у цыплят весёлый час!
под весёлую музыку выскакивают цыплята, шалят
1-ый цыплёнок – Я здесь самый голосистый!
/ пытается кукарекать, но не получается /
2-ой - а я жёлтый и пушистый!
3-ий - Клюв мой длинный , всех острей! /клюёт другого /
4ый- Ах, ты так? А я сильней! / тоже клюёт/
5 -ый- Не обижай ты братца!
Все- А мы не прочь подраться!
Танец задорных петушков
1-ый - Ох, как славно порезвились!
2-ой -веселись, петушились ,пощипали всем бока!
/хочет победно прокукарекать , но безуспешно, смущенно разводит крылышками /
Не получается пока!
/Цыплята смеются над ним , дразнят , сами безуспешно пытаются кукарекать /
5 цыплёнок -ну, хватит, хватит насмехаться ,пора и делом нам заняться.
1 цып. /загадочно / а я видел у ольхи, где большие лопухи,
Очень много червяков ,кто за мной бежать готов?
2 цып- И я видел у реки ,там ТА-КИ-Е /показывает/ червяки!!!
3 цып -Ну. тогда вперёд в поход ! Кто желает с нами?
4 цып.- А если попадёт от мамы? Что без спроса все ушли ?
5 цып .- Ну, оставайся, а мы пошли ,ты, братишка, просто трус!
4 цып. - Я не трус, но я боюсь уходить от дома, где всё мне незнакомо!
1 цып. - /весело/ Ну, тогда наверняка .не получишь червяка!
/ Все весело скачут вокруг его , приговаривая /
На-вер-няка . наверняка ,не по-лу-чишь чер-вяка!!
4 цып. /задумчиво / Вкусно я люблю поесть
не останусь один здесь, я , цыплята, тоже с вами.
2 цып. -Что-нибудь соврём мы маме.
3 цып. Прижимая крылышки к груди.нежно/ -Мамочка у нас одна, . волноваться не должна !
5 цып.- папа спит,пусть отдохнёт ,а нас,друзья, свобода ждёт !
цып.-кто отважный, тот пойдёт ! За победами ,вперёд!
/На цыпочкахкрадутся мимо -петуха/
Сказочница
Обступил со всех сторон петушка волшебный сон.
Самый дивный сон на свете ,разбежались его дети,
он и не заметил даже , а курочка его на страже
Оставила, доверила ему, охранять свою семью!
Музыкальный момент
Цыплята вырвались на волю, и идут они по полю,
идут дружно всей гурьбой с весёлой песней удалой!
Цыплята , браво маршируя, уходят.
/ Появляется с покупками курочка, петух сразу встрепенулся,
По-хозяйски осмотрел всё кругом и бросился к курочке./
Петух / ласково, с поклоном/ Здравствуй ,жёнушка-хохлатка !
Курочка подозрительно / Пётр, .опять под солнцем спал ты сладко?
Петух гневно :
-Ошибаешься, не спал. Я о жизни размышлял!!!
-Курочка, усмехаясь.- знаю размышления эти. А где цыплятки,
где же дети?!
Петух с достоинством - свою семью я берегу, гулять отправил на реку, вмиг собрать я всех смогу!
Ку-ка-ре-ку! Ку- кА-ре-ку! /срывает голос .смущённо/
Голос мой совсем осип, у меня, наверно, грипп.
Курочка , с улыбкой :
Отговорка не плоха ,ха-ха-ха! Ха-ха-ха!/ .достаёт мобильный телефон ,звонит / «скорую» для петуха !
/петух обиженно отвернулся .курочка озабоченно оглядывается , ищет цыплят,разводит крыльями/
-Так говоришь, ушли они ? /гневно/ Без тебя, совсем одни?
Курочка запричитала :
Ко-ко- ко!-ко- ко-ко! зачем ушли так далеко? Куд-куда?куда-куда? Меня покинув навсегда, куд-куда?Куда?
Петух сердито:
Ну.хватит.хватит причетать. Цыпляток надо поискать,
Зачем из дому ты ушла. Опять куриные дела?
Курочка оправдывается:
-Конечно, у меня дела ,но зёрнышек вам принесла.
Петух радостно -О! я зёрнышки люблю!
Курочка с досадой - Потом тебя я покормлю.
Петух требовательно -Но я ослаб ,я весь простужен . Что приготовишь мне на ужин? Разыгрался аппетит ! /гладит живот/
Курочка перебивает его: а если коршун налетит? То дети наши пропадут. А ты сидишь спокойно тут.
Петух подскакивает к ней, грозит:
Не забывайся, ку- ри-ца!!! Ну.зачем же хмуриться?
Вот сейчас закрою дом и пойдём искать вдвоём
Курочка заискивающе:
Ах,Петруша, ты так хорош ! / петух важно задирает голову/ я верю, ты цыплят найдёшь! Опора ты семьи во всём!
Петух снисходительно :
Вот так то лучше ! Слёзы вытри и пойдём.
А меня пока хвалить , ещё нужно погодить!/ в сторону
/уходят ,петух с гордо поднятой головой , курочка семенит за ним.
Музыкальный момент
Сказительница
А тем временем цыплята забрели с тропы куда-то.
А потом вдруг впопыхах ,заблудились в лопухах,
Лопухи-то велики , жужжат страшно там жуки.
Испугались тут цыплята. Стало им всем жутковато
1 цып.-/жалобно/ Я хочу обратно , к маме .что же будет сейчас с нами ?
2 цып. -/всхлипывает/ Она пришла бы на подмогу, но как найти домой дорогу?
3 цып. -Найти хотели червячка. Теперь погубит нас река!
4 цып./строго /Ни к чему теперь рыданья. Мы заслужили наказанье, ушли без спроса и тайком. Мы бросили семейный дом.
1 цып. /вытирая слёзы/ А помнишь, папа говорил , когда устал и нет уж сил, никогда тогда не злись, а спокойно оглянись,
чтоб верное принять решенье!
2 цып.-/бодрым голосом / а если будут вдруг сомненья . и если будет очень худо,то держаться друг за друга.!
3 цып. -Унывать никак нельзя , мы же вместе.
Все - мы- СЕМЬЯ!!! /обнимаются/
Тревожный музыкальный аккорд
цып./настороженно/ Тише! Кто-то там шумит. Страшно листьями шуршит.
4 цып. -Я мышей боюсь с пелёнок, Ой , смотрите наш цыплёнок
Ты откуда младший брат?
5 цып. Испугал вас? Виноват.
Простите, что от вас отстал, камушки я собирал .
1цып.-/ласково/ Ну, что ты, братик, нас прости. Тебя бросили в пути.
2цып. - А ты у нас же маленький ,маленький и слабенький.
3 цып./с улыбкой/ но очень, очень славненький!
цып.-любим нежно мы тебя ./обнимают/
цып. - и я скажу, всех вас любя,
не беда , что ростом мал , вас спасти я прибежал.
Мы найдём сейчас тропинку ,терять время на разминку
Ни к чему сейчас, цыплята, сказку помните когда-то
Нам рассказывала мама ?
1 цып. – помню ,там герой сумел упрямо
Дорогу к дому он найти, но не сбиться чтоб с пути
2цып. Он тоже камушки бросал,
3цып. - Приметы все запоминал
5цып. И я так сделал тоже ,я думаю , поможет .
4 цып. Ура-а! найдём дорогу сами, пошли скорее к маме
1 цып. / с восторгом/Какой у нас ты умный !
3 цып./весело/ -Весь в папочку разумный!/все смеются/
Сказительница
Довольные цыплята, обнимая брата ,
с букетами цветами, домой спешили к маме ,
Вдалеке от дома они опять сдружились,
Родителей советы им очень пригодились.
А им бежал навстречу , теряя перья, пух,
Крыльями махая , их отец петух .,
Радостно и звонко кричал: Кукареку!
На ужин обещаю всем по червяку!
Курочка –хохлатка , деток обнимая, утирает слёзы,
Семейный будет праздник около берёзы ,
И опять все вместе и забыть нельзя.
Что самое прекрасное везде, всегда
СЕМЬЯ!!!
Музыкальный момент
Семья-это счастье большое на свете.
Под солнцем ЛЮБВИ пусть
растут всегда дети.
Родная семья- это радость и свет.
Поможет всегда семейный совет,
Если что- то не так, семья не осудит.
Потому что она доверительно любит!
Как хорошо, когда одной живём мы дружною СЕМЬЁЙ !
8. Ритуал окончания занятия «Передай свое доброе другим»
Передаем рукопожатие по кругу.
З А Н Я Т И Е 2
1. Ритуал начала занятия «Цветик-семицветик»
Выбирают лепесток и семицветика, по кругу каждый показывает свои и передает то настроение, которое почувствовал, выбрав лепесток.
2. Пластика движений (имитация движений животных)
как ест, как пьет, как идет на охоту, как спасается от врагов, как отдыхает
3. Составление рассказа «Что такое Родина»
Каждый говорит по одному предложению. Педагог составляет текст. Главное правило – не повторяться.
4. Игра – пантомима «Утка»
Цель: развитие пантомимических навыков, мелкой моторики рук.
Педагог читает стихотворение:
Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:
В толстую дудку утка гудела «Кря, кря, кря!»
Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок.
Реплику утки говорят громко все вместе.
Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:
- Утятки мои, идите ко мне. Я вас покормлю.
Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями.
Вытягивают шеи, едят.
5. Театральный этюд «Невоспитанный мышонок»
Мышонок идет по лесу. С ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.
6. Пальчиковая гимнастика «Испечем пирожки и плюшки»
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места(руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто («месим»)»Отдохни,- сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
7. Работа над театральной постановкой «Цыплятки курочки Хохлатки»
8. Релаксация «Подари улыбку»
З А Н Я Т И Е 3
1. Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек»
Передаем по кругу воображаемый «клубочек» и говорим ласковые слова, доброе пожелание
2. Упражнение на толерантность «Какой я»
Рассказ о себе: -как зовут, - сколько лет, - национальность, -кто друзья.
3. Игры на развитие выразительной мимики.
Соленый чай.
Ем лимон.
Сердитый дедушка.
Лампочка потухла, зажглась.
4. Артикуляционная гимнастика
-надуйте губы
-погладьте зубками губы
-натяните губы на зубы, широко открыв рот
-надутыми губками нарисуйте солнце
-мотоцикл (гора на подъем –усиливается звук, спуск – остановились)
5. Составление рассказа «Моя деревеня»
Каждый говорит по одному предложению. Педагог составляет текст. Главное правило – не повторяться.
6. Развитие выразительности и воображения «В царстве Снежной королевы».
Предлагаем детям с помощью волшебного пера Жар –птицы перенести в царство Снежной королевы. Дети, вспомнив ощущения холодного колючего снега, бьющего в комочек, закрывают лицо.
7. Работа над театральной постановкой «Цыплятки курочки Хохлатки»
8. Ритуал окончания занятия «Дружба крепкая»
Назвать свое имя, имя соседа справа, пожать руку или обняться. То же проделать с соседом слева
З А Н Я Т И Е 5
1.Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
Передают по кругу улыбку
2. Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких мышат (участвуют обе
руки).
Пять маленьких мышат забрались в кладовку.
В бочонках и банках орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка, в сметану ныряет вторая малышка.
А третья с тарелки все масло слизала.Четвертая в миску с крупою попала.
А пятая мышка медком угощается…Все сыты, довольны, вдруг –
Кот просыпается! (одна из рук становится котом)
«Бежим»,-пропищала подружкам малышка,
Испрятались в норку проказницы мышки. (руки за спину).
3. Артикуляционная гимнастика
- «маляр» –язык гладит верхнее небо
«улыбка-бублик-хоботок»
«чашечка»
«язычок прячется за заборчик»
4. Интонационная выразительность – надо попросить игрушку вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя. И дать понять, что из увиденного и услышанного приятнее.
5. Упражнение на воображение «Оживлялка»
Кто то из детей - добрая книга, яркая лампочка, мягкий диван, жесткий стул, старый ботинок. Задавая вопросы дать понятие добра, милосердие.
6. Игры на развитие мимики
1. Лампочка потухла, зажглась.
2.Грязная бумажка.
3.Тепло-холодно.
4.Рассердились на драчуна.
5. Встретили хорошего знакомого
7. Работа над театральной постановкой «Цыплятки курочки Хохлатки»
8. Ритуал окончания занятия «Шире круг»
З А Н Я Т И Е 6-8
1. Имитация движений животных
Ребята, что это у меня в руках, как вы думаете – Правильно, волшебная палочка. Стоит мне ею взмахнуть, как вы превратитесь в лесных обитателей. Хотите попробовать. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть. (педагог машет палочкой и начинает звучать музыка, характерная для обитателей леса –медведя, льва, птички, черепахи). Дети имитируют движения этих персонажей.
2. Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
3. Упражнение на развитие интонационной выразительности
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
4. Упражнение на воображение «На что похоже настроение»
Дети в кругу по очереди говорят, на какое время года похоже их настроение, на природное явление, погоду («Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое»)
5. Театральный этюд. «Злая собака».
6. Работа над театральной постановкой «Цыплятки курочки Хохлатки»
7.Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
В кругу, взявшись за руки тихо постоять, пытаясь представить себя теплым солнечным лучиком.
З А Н Я Т И Е 7
1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»
Возьмитесь за руки и представьте, что мы с вами одно большое доброе животное. Вы хотите послушать, как оно дышит Закройте глаза и глубоко вдохните, а теперь все вместе выдохнете. (несколько раз). У нашего большого доброго животного большое и доброе сердце. Хотите услышать как оно стучит Все вместе делаем шаг вперед и произносим «тук», делаем шаг назад и тоже произносим «тук» (несколько раз).
2. Упражнение на размышление. Хорошо быть честным?
3. Развитие речи – скороговорка
4. Фантазеры
Ребенок произносит фразу, имеющую определенную эмоциональную окрашенность: выражавшую радость, печаль, испуг, восторг…
Остальные дети, используя сказанное в качестве опоры, придумывают историю в заданном настроении.
5. Упражнение на выразительность движения – танец к постановке
6. Этюды на выразительность жеста
Пошла Маня на базар
Ведущая: Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар.
Ребенок: Родной матушке –платок,
Посередочке цветок.
Братьям- соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам –лебедицам –
Да по белым рукавицам.
(Ребенок с поклоном дарит воображаемые подарки своим близким, те их рассматривают, благодарят).
7. Работа над театральной постановкой «Цыплятки курочки Хохлатки»
8. Ритуал окончания занятия «Волшебные слова»
Добрые слова не лень говорить нам целый день.
З А Н Я Т И Е 8
Показ театральной постановки «Цыплятки курочки Хохлатки»
З А Н Я Т И Е 10 -12
1.Ритуал начала занятия
Ребята, хотите я вам подарю радость! У меня ее столько много, что хватит всем и еще много-много останется. (в кругу) Тебе я подарю круглую радость, как воздушный шарик. Держи ее крепче. А тебе подарю сладкую радость, много сразу не ешь и т.д. И себе оставлю немного, чтобы быть радостной.
2. Пальчиковая гимнастика «Я все умею»
3. Артикуляционная гимнастика
4. Развитие речи – составь рассказ «Мой родные и близки»
Каждый говорит по одному предложению. Педагог составляет текст. Главное правило – не повторяться
5. Театральный этюд
Изобразить закипающий чайник
Скрипучую дверь
6. Упражнение на развитие воображения. Жила-была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнется праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что было дальше
7. Работа над театральной постановкой «Дудочка и кувшинчик»
Действующие лица:
Девочка Женя
Папа
Мама
Маленький братик Павлик
Старик-боровик
Грибы
Ягоды
Действие 1
Сцена1
МАМА: Лето уже в разгаре, пора в лес – собирать землянику. Вот кружка для папы, вот чашка – для меня, вот кувшинчик – для Женечки, а вот блюдечко – для Павлика.
Раздает всем посуду.
А теперь посмотрим, кто раньше всех ягод наберет!
Мама, папа, Павлик и Женечка разбредаются и начинают искать ягоды. Через несколько минут собираются вместе.
Сцена 2
МАМА: У меня полчашки!
ПАПА: У меня полкружки!
ПАВЛИК: А у меня только две ягодки!
ЖЕНЕЧКА (обиженно): А у меня ничего, совсем ничего. Наверное, мне плохая полянка попалась!
МАМА: А ты хорошенько искала?
ЖЕНЕЧКА: Хорошенько. Там ни одной ягоды, только листики.
МАМА: А под листики ты заглядывала?
ЖЕНЕЧКА: Не заглядывала.
МАМА: Вот видишь! Надо заглядывать.
ЖЕНЕЧКА: А почему Павлик не заглядывает?
МАМА: Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
ПАПА: Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Папа садится на корточки, заглядывает под листики и ищет ягодку за ягодой, приговаривая:
ПАПА: Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
ЖЕНЕЧКА: Хорошо, папочка, я так и буду делать.
Мама, папа и Павлик уходят. Женечка остается одна.
Сцена 3
Женечка нагибается, ищет ягоды, приговаривая: Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится. Заглядывает в кувшинчик: Ой, там всего четыре ягоды! Снова начинает собирать: Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится. Снова пересчитывает ягоды.
ЖЕНЕЧКА (садится на пенек): Всего восемь ягод! Нет, так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Садится на пенек, съедает ягоды.
ЖЕНЕЧКА: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог?»
Сцена 4
Из-за пенька появляется Старик-боровик.
СТАРИК-БОРОВИК: Здравствуй, девочка.
ЖЕНЕЧКА: Здравствуй, дяденька.
СТАРИК-БОРОВИК: Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
ЖЕНЕЧКА: Обидели меня, дедушка, ягоды.
СТАРИК-БОРОВИК: Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
ЖЕНЕЧКА: Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
СТАРИК-БОРОВИК (усмехаясь и оглаживая бороду): Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся…
Старик-боровик достает дудочку, играет. Сейчас же показываются Ягоды и Грибы, медленно-медленно поднимаются, размахивают шляпами. Как только дудочка перестает играть, немедленно прячутся.
ЖЕНЕЧКА: Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
СТАРИК-БОРОВИК: Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик: он мне очень понравился.
ЖЕНЕЧКА: Хорошо. С большим удовольствием.
Обмен состоялся. Девочка от радости хлопает в ладоши. Старик-боровик снова прячется за пенек.
Сцена 4
Женечка радостно играет на дудочке. Грибы и ягоды снова показываются, медленно танцуют вокруг нее, то приближаясь, то слегка отдаляясь. Но, стоит протянуть руку, делают поклон.
- Я земляничка.
- А я брусника.
- Я сыроежка.
- А мы – лисички-сестрички, просимся в кузовок!
ЖЕНЕЧКА: Ой, мне же ягоды некуда класть! У меня же нет кувшинчика. Дедушка, дедушка!
Сцена 5
Ягоды и грибы быстро прячутся. Вновь появляется Старик-Боровик.
ЖЕНЕЧКА: Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
СТАРИК-БОРОВИК: Хорошо, я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Женечка и Старик-боровик снова меняются. Старик-Боровик прячется за пень опять. Женечка оглядывается – а ягод и грибов снова нет!
ЖЕНЕЧКА (зовет Старика-Боровика): Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
СТАРИК-БОРОВИК (снова показывается): Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
ЖЕНЕЧКА: Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
СТАРИК-БОРОВИК: Ну, так я тебе не дам дудочку.
ЖЕНЕЧКА (умоляюще): Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
СТАРИК-БОРОВИК: Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
ЖЕНЕЧКА: Не обойдусь, дедушка.
СТАРИК-БОРОВИК: А как же другие-то люди обходятся?
ЖЕНЕЧКА: Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвертая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
СТАРИК-БОРОВИК: Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда? Не будет тебе никакой дудочки!
Старик-боровик гневно топает ногой и исчезает. Женечка смотрит на кувшинчик, потом нагибается и начинает собирать ягоды, приговаривая:
ЖЕНЕЧКА: Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится! Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится! Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится!
Сцена 6
Раздается «Ау, аууу!» Появляются мама, папа и Павлик.
МАМА: У меня полная чашка!
ПАПА: У меня полная кружка!
ПАВЛИК: А у меня полное блюдечко!
ЖЕНЕЧКА (обиженно): А у меня полный кувшинчик!
ПАПА (заглядывая в кувшинчик): Вот умница, полный кувшинчик принесла. Небось, устала?
ЖЕНЕЧКА: Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.
Ритуал окончания занятия (снятие мышечного напряжения)
Все вы гуси. Идете друг за другом на корточках и гогочете. Руки-крылья за спиной, шипите –ш-ш-ш, а теперь поднимаетесь и медленно летите (выходят из зала).
8. Релаксация на тему «Морской берег»
З А Н Я Т И Е 11
1. Ритуал начала занятия «Поприветсвуем друг друга»
Дети в круге произносят фразы - здравствуй, привет, приветствую тебя, рад тебя видеть, добрый день, доброе утро, счастливого дня.
2. Упражнения на мелкую моторику
3. Артикуляционная гимнастика
4. Ритмические движения «Я – мои друзья!»
Дети садятся в круг. При слове «Я» произносимом ведущим, каждый хлопает себя по коленкам, а услышав «МОИ ДРУЗЬЯ», касается обеими руками плеч или коленей своих соседей. Эти слова произносятся в определенном ритме с той скоростью, которая нравится детям. Можно увеличивать или уменьшать скорость речи и движений «создавать волну».
5. Игры на творческое воображение Нам грустно
Предлагаем детям что – нибудь вообразить: например, что в воздухе разлита печаль, но сами они свободны от нее. Они могут вести себя в этой комнате как хотят: передвигаться в ней, говорить, сидеть, но при этом стараться быть в гармонии с воображаемой атмосферой.
И когда дети станут двигаться, внутри них начнется как бы новая жизнь, и они скажут: «Нам грустно».
Создав вокруг себя воображаемую атмосферу и находясь с ней в мысленной гармонии, они почувствуют, что и действовать могут в согласии с ней.
«Свет мой, зеркальце, скажи»
Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами «зеркало» – лицо вашего друга.
К вам прилетел Карлсон. Обрадуйтесь – какая приятная встреча! Карлсон вынужден улететь. Огорчитесь – как плохо, что мы расстаемся! Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощение. Ваш друг исчез совершенно внезапно! Удивитесь, не может быть! А что это за резкий звук Испугайтесь! Теперь, успокойтесь – все будет хорошо!
7. Работа над театральной постановкой «Дудочка и кувшинчик»
8. Ритуал окончания занятия «Бусы из слов для друга»
З А Н Я Т И Е 13-16
1. Ритуал начала занятия «Передай хлопок»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Упражнения на развитие воображения «Оживлялка»
Кто то из детей – старый портфель, старая кукла, исписанная ручка, сломанный карандаш. Другие вопросами, создают характер того или иного предмета
4. Развитие детской пластики «Немое кино»
Дети делятся на две группы. Воспитатель – Вы стоите по разным берегам бурной реки. Одни должны сообщить другим, что им нужно перебраться к вам. Воспитатель обращается к детям другой группы – На том берегу вас не слышат, а вы видите, что к ним приближаются злодеи. Покажите им, что нужно спрятаться.
5. Развитие воображения «Разговор предметов»
Все предметы разговаривают со мной, и я их понимаю. Когда я захожу на кухню, чайник говорит мне – «Привет, хорошо, что ты зашла! Я уже приготовил тебе чай.» Сажусь, а стул говорит мне – «Вот и ты, вдвоем нам будет веселее». А как с вами разговаривают предметы
6. Театральный этюд «Дерево».
Исходное положение: свободная стойка, руки опущены.Задание: представьте, что ваше тело — это замёрзший и окаменевший за зиму ствол дерева. Весна, согрелась почва, дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя ветки. Очень валено добиться ощущения разницы между теми участками ствола (тела), которые уже «ожили», и теми, которые ещё «мертвы». Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает ученик. Какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость берёзы.Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвление от пальцев рук через расслабление мышц.
7. Работа над театральной постановкой «Дудочка и кувшинчик»
8. Ритуал окончания занятия «Гусята на озере»
З А Н Я Т И Е 14-17
1.Ритуал начала занятия «Солнечные лучики в разное время года»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.
2.Танцевальная минутка- разучивать танец к постановке.
3. Упражнение на развитие мимики
грязная бумажка, мне грустно, показать, как кошка выпрашивает колбасу, лампочка потухла и зажглась.
4. Пальчиковая гимнастика «Расскажи стихи руками»
5. Этюд «Корабль».
Задание: представьте своё тело как большой корабль. Рисунок позы произвольный (по воображению).Корабль тонет, медленно погружается в воду. Верхняя его часть ещё ощущает солнце и воздух, нижняя скрылась под водой. Вот уже не виден весь корабль. Всё глубже опускается он в пучину, всё больше давление воды, всё гуще темнота. Вот корабль лёг на дно, погрузился в ил. Так пролежал он 300 лет, оброс водорослями и ракушками, но вот он поднимается на поверхность. Медленно и тяжело он отрывается от грунта и, преодолевая давление воды, поднимается. Всё больше света, всё прозрачнее вода, вот после 300-летней тьмы он ощущает солнце, голубое небо и вновь качается па волнах. Все этапы жизни корабля ученик должен ощутить своим телом: кожей, суставами, мышцами. Рисунок при этом прост. Приседаешь (тонешь), не меняя позы «корабль», а затем поднимаешься в исходное положение.
6. Развитие воображения Какой сон могла видеть фея?
7. Работа над театральной постановкой «Дудочка и кувшинчик»
8. Ритуал окончания занятия – Пропевка
Утром солнышко встаёт.
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй улица моя
Я пою, и в вышине,
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути,
Ты скорей, дружок , расти.
Подпеваю травам я,
Подпеваю ветрам я,
Подпеваю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
З А Н Я Т И Е 1 5
1. Ритуал начала занятия «Слушаем звуки вокруг»
2. Пальчиковая гимнастика «Расскажи стихи руками»
3. Составить рассказ на тему «Мои город». Каждый говорит по одному предложению. Педагог соединяет в текст.
4. Развитие речи – скороговорки
5. Театральный этюд «Рисунки на заборе»
Педагог предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал»на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра
6. Работа над театральной постановкой «Дудочка и кувшинчик»
7. Ритуал окончания занятия. Слушание музыки с закрытыми глазами.
З А Н Я Т И Е 18. Показ театральной постановки «Дудочка и кувшинчик»
З А Н Я Т И Е 1 9-22
1. Ритуал начала занятия. «Комплименты»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика «Немой диалог»
4. Упражнение на развитие эмоциональных чувств. Детям предлагаются карточки-фотографии детей с выражением разных эмоциональных состояний.
-В этом домике мы нашли заколдованных детей. Если мы правильно назовем те чувства, которые они испытывают, мы их расколдуем. Поможем детям (работа по карточкам).
5. Этюды на выразительность жеста На двери висит замок
На двери висит замок (дети сцепили руки в замок.)
Кто его открыть бы мог? (дети стараются разъединить сцепленные руки.)
Повернули, покрутили…(выполняют вращательное движение руками.)
Постучали и открыли. (стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки .)
6. Игра «Знатоки сказок».
7. Работа над театральной постановкой Г.Тукай «Водяная»
На заднем плане стоят декорации леса: ёлки, деревья, озеро, мостик. На переднем плане декорация деревни, дом и лавочка, забор.
Ведущий: В одной татарской деревне жила-была женщина. Было у неё большое хозяйство. И было в нём много кур и цыплят.
«Танец цыплят» (Мелодия Р. Урманова, слова Л. Лерона)
Ведущий: Был у этой женщины сын. Он очень любил ходить на речку. Однажды он взял удочку и отправился на рыбалку.
(Мальчик идёт с удочкой в руке и поёт песню «Голубое озеро»)
Зәңгәр күл бик матур күл
Тирәсе камышлык.
Аның белән без әле
Тик быел таныштык.
Он подходит к озеру и закидывает туда удочку.
Мальчик: Будет ли улов, или нет? (Мальчик ловит рыбу)
«Танец рыбок» (Слова Р. Батуллы, музыка М. Минхажева).
Мальчик сидит и восхищается:
- Как красиво вокруг!
Песня «Ребёнок и бабочка».
(Слова Г. Тукая, мелодия З. Хабибуллина).
Мальчик:
- Уф, жара!
- Бигрәк эссе! (Вытирает пот со лба).
- Надо искупаться!
Мальчик начинает раздеваться. В это время, на мостике появляется Водяная. Она сидит и расчёсывает свои волосы золотым гребнем. Мальчик прячется за кусты, со страхом выглядывает оттуда.
Водяная поёт песню. (Песня “Водяной”, музыка Л. Хисматуллиной)
Суларга карыйм әле,
Чәчемне тарыйм әле.
Чумып балыклар белән,
Бер уйнап алыйм әле.
Мальчик озираясь, подходит к мостику, хватает гребень и убегает.
Водяная: - Стой! Стой! Отдай мой гребень золотой.
- Зачем ты взял его? Ведь он не твой!
Обегают 2-3 раза вокруг озера.
Мальчик добегает до “деревни”, там собаки лают на Водяную. Та убегает. Возле домика стоит мать.
Мальчик: - Мама! Смотри! Я нашёл, гребень золотой! Красивый!?
Мама: - Зачем ты взял его? Ведь он не твой!
(горестно качает головой)
Уходят в дом.
(Слышится шум вечернего леса)
Ведущий: - Солнце закатилось. Ладно, спать ложатся. День потух.
И в избу вошёл прохладный и сеной вечерний дух. Стук да стук. Стучится кто-то к нам в окно.
Мама: - Кто там ?Кто стучится громко? Кто людей пугает ночью?
Водяная: - Это я - Водяная! Сегодня днём твой сын-воришка, украл мой гребень золотой!
Мать выбрасывает в окно гребень. Водяная убегает. Мать с сыном выходят из дома.
Мама: - Ох, сынок, что ты наделал?
Мальчик: - Прости меня, мама! Я больше никогда не возьму чужую вещь!
Вместе поют песню “Солнечный край” (Слова А. Рашита, музыка Л.Б. Болгари )
8. Ритуал окончания занятия «Рыбки»
З А Н Я Т И Е 20
1. Ритуал начала занятия «Радость».
2. Развитие речи – скороговорка
3. Этюды на выразительность жеста Сорока – сорока
Ведущая: Сорока –сорока, где была?
Ребенок: Далеко. (машет рукой.)
Кашку варила (помешивает воображаемой ложкой в воображаемой кастрюле.),
Детушек кормила. (раздает детям воображаемые миски.)
Ведущая: На порог скакала (прыгает на двух ногах в ритме прибаутки,
машет «крыльями»,)
Гостей созывала.
Гости услыхали.
Быть обещали.
4. Развитие мелкой моторики рук «Веселый оркестр»
5. Упражнение на понимание эмоциональных состояний
Детям предлагаются разрезные карточки с различными эмоциональными выражениями лиц. Прослушав музыку разного характера, дети должны собрать лица, отражающие эмоции, соответствующие данной музыке.
6. Составление рассказа «Лес»
Каждый говорит одно предложение, педагог соединяет в текст.
7. Работа над театральной постановкой Г.Тукай «Водяная»
8. Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
З А Н Я Т И Е 21
1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету рукопожатие.
2. Пальчиковая гимнастика
3. Развитие речи - скороговорки
4.Игра на развитие воображения «Роботы»
Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:
1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».
2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Педагог должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности
5. Упражнения на развитие памяти
Кто пришел?
Ведущая показывает детям настольный кукольный спектакль, в котором участвуют четыре, пять и более действующих лиц, по ходу сказки появляющихся друг за другом («Репка», «Теремок», Заюшкина избушка»). Дети на память отвечают на вопросы:
- кто пришел первым?
- кто последним?
Просит назвать всех
6. Работа над театральной постановкой Г.Тукай «Водяная»
7. Ритуал окончания занятия «Веселые цыплята»
З А Н Я Т И Е 23
1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Развитие речи – скороговорка
4. Этюды на выразительность жеста
1) Ох, ох, что за гром?
Ребенок: Ох, ох, что за гром? (руки к щекам, покачивание головой из стороны в сторону).
Муха строит новый дом. (улачок стучит об кулачок)
Молоток: стук –стук,
Помогать идет петух. (взмахи руками.)
2) Самолеты загудели
Ребенок: Самолеты загудели, (вращательные движения руками, согнутыми в локтях)
Самолеты полетели, (легкий бег, руки отведены в стороны)
На полянку тихо сели. (присаживаются на одно колено, руки в сторону.)
Да и снова полетели. (легкий бег, руки в стороны
4. Творческая игра «Договори»
-Захотела кошка спать –
Вот и лезет на… кровать.
-Сидит на окошке
Маленькая … кошка.
-Это миска. В миске
Молоко для… киски.
-Укусила кису муха
И болит у кисы… ухо.
-Зайка под кустом сидит
И ушами… шевелит
-Зайка маме говорит:
«Хвостик у меня… болит».
-Мой маленький мишка
Читает мне… книжку.
-Петушок, петушок,
Золотой… гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе… горошка.
5. Упражнение на развитие памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, выдержку.
Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
6. Развитие пластической выразительности при создании образа
Предложить ловить бабочку от лица различных персонажей (кошки, Карабаса Барабаса, бабушки, птички, мальчика с сачком).
7. Работа над театральной постановкой Г.Тукай «Водяная»
8. Ритуал окончания занятия «Снежинки»
З А Н Я Т И Е 24-26
1. Ритуал начала занятия «С добрым утром»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика
4. Упражнение на развитие интонационной выразительности
Произнести фразы с разной интонацией.
5. Упражнение на развитие памяти
Дать описание предмета.
6. Упражнение на выразительность мимики:
-обиделись
-встретили лучшего друга
-испугались забияку
-тепло-холодно
7. Работа над театральной постановкой Г.Тукай «Водяная
8. Ритуал окончания занятия «Воробышки»
З А Н Я Т И Е 25
1. Ритуал начала занятия «Колечко»
Рассказывать стихотворение. Говорит только тот, у кого в руках «колечки».
2. Упражнение на развитие мелкой моторики рук
3. Развитие речи – скороговорка
4. Развитие выразительности мимики
Умеем лукавить (подмигивать)
Мне грустно
Рассердились на драчуна
Не сердись!
Получил подарок.
5. Составление рассказа «Мой друг»
Каждый говорит, педагог соединяет в текст
6. Работа над театральной постановкой «Водяная»
7. Ритуал окончания занятия
8. Релаксация
З А Н Я Т И Е 27 Показ театральной постановки «Водяная»
З А Н Я Т И Е 28-30
1. Ритуал начала занятия «Воздушный поцелуй»
2. Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
3. Артикуляционная гимнастика
4. Развитие творческого воображения «Одуванчик»
Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы – корни растения – одуванчика. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Прорезываются сквозь землю нежные листочки одуванчика.
Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется. Приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих (наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу. Наступил вечер, бутоны закрываются и готовятся к ночному отдыху (руки соединяются, изображая бутон). Используется запись из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.
5. Развитие песенного творчества.
Пропеть свои имя, фамилию, имя мамы, папы.
6. Работа над театральной постановкой В. Сутеев «Мешок с яблоками»
Сцена 1
Оформление зала: Лес, яблоня посреди леса. Заяц выходит с мешком и грустно идет по лесу.
Заяц: Целый день хожу пешком До сих пор с пустым мешком.
Мои детки есть хотят. Чем же мне кормить зайчат?.
Садится на пенек и плачет. К его ногам падает яблоко.
Заяц: Ах, какие чудеса! Яблоня под небеса.
Вот порадую детишек, своих маленьких зайчишек.
Заяц начинает собирать яблоки в мешок. Вдруг появляется ворона.
Ворона: Кар-кар, кар-кар. Балаган, какой кошмар!
Каждый яблоки хватает, даже мне не оставляет!
Заяц: Да не бойся ты, ворона. Нет большого здесь урона.
Яблок много – посмотри, хватит всем. Иди – бери.
Заяц протягивает яблоко вороне. Ворона отворачивается и улетает. Заяц начинает собирать яблоки в мешок и тащит его домой. Вдруг появляется медведь. Заяц в ужасе прячется за мешком.
Медведь: Что в мешке твоем дружок?
Заяц (испуганно): Яблок я набрал в мешок.
Протягивает медведю мешок. Медведь берет яблоко и откусывает кусочек.
Медведь: Вкусно, что же тут сказать. Надо мне себе набрать.
Заяц: Возьми мишка, угощайся
Медведь набирает яблоки и уходит.
Медведь: Что ж спасибо. Оставайся.
Заяц идет дальше. Навстречу ему выбегают бельчата.
Танец бельчат
1 бельчонок: Дядя заяц, дорогой. Что несешь в мешке с собой?
Заяц: Деткам-зайчикам мохнатым яблок я несу, ребята.
2 бельчонок: Дядя заяц, угости. Нам до яблок не дойти.
Заяц: Выбирайте, малыши. Мне не жалко. От души.
1 бельчонок: Вот спасибо, мы так рады
Заяц: Это лучшая награда.
Заяц идет дальше и встречает на дороге ежа.
Заяц: Здравствуй, старый друг мой еж. Далеко ли ты идешь?
Еж: За грибами в лес иду. Да вот что-то не найду.
Есть хотят мои ежата. Скрылись все грибы куда-то.
Заяц: Ты взгляни лучше сюда - вот в мешке моем еда.
Угощайся ежик мой.
Еж: Вот спасибо дорогой.
Любят яблоки ежата.
Заяц:(улыбается) Также как мои зайчата.
Еж: Так ты деткам их несешь?
Заяц: Не волнуйся, милый еж
Много яблок у меня. И моя поест семья.
Заяц идет дальше.
Танец Зайца, козы и крота.
Сцена 2.
Дом зайца, в доме сидит Зайчиха и поет зайчатам песню «Добрый жук». Вдруг стучат в дверь. Зайчиха открывает дверь и видит бельчонка.
Бельчонок: Вам от беличьей семьи мы подарок принесли.
Зайчиха: Вот спасибо. Что за праздник?
(бельчонок исчезает)
Ой, пропал. Какой проказник.
Снова стук в дверь. Появляется еж.
Еж: Здравствуйте, Зайчиха-мать. Мне бы зайца повидать.
Зайчиха: Так с утра не возвращался. Как бы волку не попался.
Еж: Он придет. Ты не грусти. Вот, грибочком похрусти.
Появляется коза.
Коза: Бе-бе, привет соседка. Кот капуста твоим деткам
Да кувшинчик молока. Будь здорова. Бе (ой) Пока!
Появляется крот
Зайчиха: Ой, а кто же тут еще?
Крот: Заяц щедрый здесь живет?
Зайчиха: Да живем мы всей семье
Зайца ждем, сидим домой.
Крот: Значит верно я копал. Куда надо я попал.
Вот возьми себе на щи молодые овощи.
Мужу твоему привет. Пусть заглянет на обед.
Сцена 3.
Лес. На небе появляется туча. Идет заяц, за ним летит ворона.
Ворона: Кар-кар. Все яблоки раздал.
Хоть бы птицу угостил. Всем добро все раздарил.
Заяц (достает из мешка последнее яблоко): Вот последнее возьми.
Ворона: Очень надо. Сам бери.
Не люблю их с детства я. Пусть их ест семья твоя.
Заяц (заглядывает в мешок): А мешок то мой пустой.
Ворона (смеется): Кар. Несет еды домой.
Заяц: Побегу я в лес опять. Снова буду собирать.
Ворона: Да куда тебе, косойтуча движется, постой.
Заяц бежит за яблоками. Возле яблони ходит волк.
Волк: Что здесь надо?
Что пришел? Место сытное нашел?
Заяц (испуганно): Яблочек хочу набрать Буду деток угощать.
Волк: Значит яблочки ты любишь?
Заяц: Да люблю, ты тоже будешь? (протягивает яблоко волку).
Волк: Нет. Я зайцев обожаю. С яблоками запекаю.
Танец волка и зайца.
Заяц убегает с волком за ширму и выносит уже мешок, в котором сидит волк.
Сцена 4.
Дом зайца. Заяц заходит в дом.
Зайчата: Папа, папа наш пришел
Зайчиха: Ну-ка тише, марш за стол.
Где ты был, мой муж родной?
Что случилось там с тобой?
Заяц: Ничего я не принес. Еле-еле хвост унес.
Стук в дверь.
Заяц: Волк! Спасайтесь, убегайте!
Входит медведь
Медведь: Где вы все? Эй, открывайте.
Я принес тебе медок.
Свежий, сладкий. Ешь, дружок.
Заяц: Что за чудо из чудес!
Да ведь здесь почти весь лес.
И орехи, и грибы, И капуста, и бобы.
Вот так звери, Ну щедры!
Вот спасибо за дары!
Все садятся за большой стол. Влетает Ворона.
Ворона: Ничего не понимаю. Век ведь по лесу летаю.
Как же из мешка пустого. Он достал столько съестного?!
Заяц: Ты запомни чудо-птица.
В щедрости ведь клад таится.
Если сделать раз добро
Втрое в дом войдет оно!
7. Ритуал окончания занятия «Фигуры»
З А Н Я Т И Е 29
1. Ритуал начала занятия «Именины»
Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (Хрустальные башмачки, аленький цветочек, корона, карета), так и реальные (конфета, мяч, воздушный шарик, кукла). Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.
2. Пальчиковая гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика
4. Развитие творческого воображения «Царевна - лягушка»
Представить жизнь царевны –лягушки.
5. Театральный этюд «Жадный пес»
Жадный пес дров принес, воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напек, спрятал в уголок и съел сам. Гам,гам,гам!
6. Работа над театральной постановкой В. Сутеев «Мешок с яблоками»
7. Ритуал окончания занятия «Пузырь»
З А Н Я Т И Е 31-33.
1. Ритуал начала занятия «Волшебное вежливое слово».
2. Развитие мелкой моторики
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Развитие речи - скороговорки.
5. Выразительность жестов.«Расскажи стихи руками»
Рыбка плавала в пруду, Волнообразные движения рукой.
Хвостиком виляла, Большой и указательный палец
Корм глотала на ходу, «показывают рот»
Ротик открывала
Лягушонок мимо плыл, Руками «делают» боль-
Щеки раздувал. шие щеки.
Ножкой дрыгал влево, вправо Движения ногами
Устали не зная.
Уж шуршал по камышам. Камыши шумели И над всеми в небесах Птицы звонко пели.
|
Движения руками вол- нообразные, движения рук вверху.
Пальцы вверх «крылья» птицы
6. Размышление на тему «Кто такой герой»
7. Работа над театральной постановкой В. Сутеев «Мешок с яблоками»
8. Ритуал окончания занятия «Котята спят»
ЗАНЯТИЕ 32 - 34
1. Ритуал начала занятия «Похлопаем - потопаем»
2. Выразительность речи.
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
3. Игра- пантомима. Отрывок стихотворения В. Суслова «Шенок и шорох». Ребенок заранее подготовленный. Дети имитируют движения по тексту.
Воспитатель: Тише, шорох, не дыши! Слышишь, стихли камыши? Слышишь?
Ребенок: Слышу...
Воспитатель: По болоту вышли цапли на охоту. Цапли ужинать спешат, рыщут, ищут лягушат. Слышишь?
Ребенок: Слышу...
Воспитатель: Две букашки спать устроились в ромашке. Под простынку влезть хотят, лепестками шелестят. Звинь - звинь - звинь. А это шмель полетел, полетел и сел на ель. Слышишь?
Ребенок: Слышу…
4. Развитие речи.
«Мы - поэты» (придумывание рифм к словам):
Кровать, дозор, снег, стакан, сумка, пол, вилка, носок, шапка, поросенок, корова, кот, петушок, лев, лисичка.
5. Развитие памяти.
«Фотограф» трое детей замирают в любых позах. «Фотограф», «фотографирует» (запоминает) и потом должен точно повторить их позы.
6. Актерский этюд «Добрый мальчик».
Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу.
7. Работа над театральной постановкой «Истинная правда»
8.Ритуал окончание занятия. «Сон гномика».
ЗАНЯТИЕ 35
1. Ритуал начала занятия «Выбери пару»
2. Размышляка. Что значит «Мой дом – моя крепость»
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Выразительность речи.
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт —
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.
5. Пантомима «Хорошие поступки и добрые дела»
Кто-то показывает, другие должны отгадать.
6. Работа над театральной постановкой В. Сутеев «Мешок с яблоками»
7. Ррасслабляющая гимнастика
З А Н Я Т И Е 36 Показ театральной постановки «Мешок с яблоками»
Театрализованную деятельность дошкольников можно разделить
на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.
Классификация режиссерских игр, используемых в программе.
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза и вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Виды игр-драматизаций.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений,
Технология организации театрализованной деятельности.
Основные требования к организации.
Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение иъх во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Основная литература.
Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Дополнительная литература.
Л.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника», М; Просвещение, 1987г.
Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
Ю. Алянский «Азбука театра» М.:1998г
О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002г.
Ю.Е.Антонов «Как научить детей любить Родину», 2003г. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.
В.И., Петрова Г.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», М; Мозаика – Синтез, 2006г.
Программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр — творчество — дети», Дошкольная педагогика, М; Просвещение, 1983г.
Материалы, предоставленные из фондов краеведческого музея.
Интернет ресурсы.
- http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
-http://www.udou.ru/vzaimodejstvie-dou-i-semi-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое...
Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»
«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...
ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду.
ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду....
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития высших нравственно - патриотических чувств у ребенка. Он растет и развивается в гармонии с окружающим миром, ему необходимы...
Методические рекомендации к проекту: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей очевидна, так как в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о до...
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством театрализованной деятельности
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством театрализованной деятельности...