«Организация и проведение сюжетно – ролевых игр в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)

Наружная Ольга Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_naruzhnoy_o.v.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

         

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

   

Консультация

«Организация и проведение сюжетно – ролевых игр в ДОУ»

                                                                         

Автор составитель

Наружная О.В.

воспитатель

                                                                         

                                               

2024

         

  Все, кто работает с детьми, понимает, что сюжетно – ролевая  игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности дошкольников, выступает как ведущая деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей,  и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях,  воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

           Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка,  через игру ребенок овладевает моральными ценностями, усваивает социальный опыт.  В игре удовлетворяются его основные потребности в самостоятельности, в общении со сверстниками,  развиваются все психические процессы, особенно воображение и образное мышление в игре происходит нравственное развитие: ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе, развивается волевое поведение, умение подчинять свое поведение игровому правилу развивается его эмоциональная сфера.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения). Здесь большое место занимают игры с куклами.
  • Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека,  почта, парикмахерская, больница, транспорт, полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
  • Игры на героико-патриотические темы (космос)
  • Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.
  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.

         Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от того, где  живут дети, быта семьи и др. Эта связь сюжетов детских игр с жизнью нашего общества хорошо выражена в стихотворных строках:

Есть не в пример наукам хитрым

Совсем нехитрая одна:

Распознавать по детским играм,

Чем озабочена страна.

Общая характеристика сюжетно – ролевой игры

Игра, как любой вид деятельности, имеет свои структурные компоненты:

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.

Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.

Ролевое действие - это деятельность ребенка в роли. Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.

Этапы формирования сюжетно – ролевой игры

            Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее, поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества.

Руководство игрой направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях дошкольного детства:

- на первом этапе (1,5-3 года) Основным содержанием игры являются действия с предметами. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты - бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.

- на втором этапе (3 года - 4 лет), как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становиться правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

-на третьем этапе (4 - 6 лет) основное содержание игры по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры.  Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность, определяется ролью. Это разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.

- на четвёртом этапе (6-7 лет) основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная.  Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей.

 Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру детей увеличивается до 5-6.

       Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей, и на каждом этапе становления игры присущи свои приёмы руководства

В 1 младшей и во 2 младшей группе:

          Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками. По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу.

В средней группе:

         В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме. Воспитатель в качестве партнёра по игре демонстрирует, как правильно распределить роли, выбрать предметы для игры, договориться. В игре развиваются способности детей тогда, когда между ребятами установилась атмосфера дружбы и понимания.

В старшей группе:

        Игра остаётся основным видом деятельности у старших дошкольников. Разнообразие сюжетов, свободный полёт фантазии, активный обмен репликами — отличительные черты игр детей 5–6 лет. Воспитатель всё реже выступает в качестве партнёра. Он стимулирует и направляет игровую деятельность детей, является активным наблюдателем. Дети проявляют инициативу в подготовке пространства для игры, в выборе атрибутов.

Подготовительная группа:

           Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль — партнёра и ненавязчивого помощника. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.

1 принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы.

Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.

2 принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия.

  1. принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.                             Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на прямые и косвенные.

Косвенные приемы руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.

Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Сюда входят:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассматривание иллюстраций;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»;

• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).

Следующий прием косвенного руководства – внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей. Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру

  • ролевое участие в игре;
  • показ образца игрового действия;
  • беседа о содержании предстоящей игры;
  • участие воспитателя в сговоре детей;
  • предложение готового сюжета игры;
  • помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов;
  • разъяснение;
  • предложение готовой темы игры;
  • обучение ролевому поведению;

                          Алгоритм сюжетно-ролевой игры:

1. Выбор игры (наблюдение, беседа с детьми с целью определения интересов) Перед проведением игры нужно выяснить, что дети знают о предстоящей теме игры. Допустим, мы планируем провести сюжетно-ролевую игру на тему: «Больница для животных». Нам надо знать, имеют ли дети представления о больнице для животных, знают ли, кто там работает, кто посетители и т.д. Если же у детей маленький запас знаний по данной теме, как обычно бывает во 2 младшей группе, то нужно его пополнит;

2. Определить цель игры (что можно развить через игру «Больница для животных», например: разнообразить ролевое участие детей в игре; учить выполнять соответствующие игровые действия; воспитывать навыки диалогической речи; обогащать представление детей о профессии врача; вызвать интерес к совместной игре с взрослыми и сверстниками.);

3. Продумать приемы и методы организации сюжетно-ролевой игры (исполнение главной роли воспитателем, приём игровой среды с подражанием (голоса животных), разыгрывание воображаемой ситуации (высокая температура), использование много персонажного сюжета – 2 врача. 2 м/сестры);

4. Привлечь к изготовлению необходимой атрибутики или макетов (вывески: «Больница», «Прививочный кабинет», маски животных);

5. Наблюдение за игрой детей, пополнение знаний детей по теме игры (беседа о том, где живут животные, кто их лечит, что может болеть, какими голосами разговаривают);

6. Анализ с детьми игры (Молодцы, ребята, интересная игра у нас с вами получилась. Маша правильно брала кровь у больных, со всеми здоровалась, добрая, внимательная. Умница. Валя внимательная медсестра, хорошо колола уколы, Андрей был замечательным доктором. Звери были вежливыми, терпеливыми, не капризничали.).

Умелые инженеры в детстве многое делали своими руками: разбирали часы, строили крепости и собирали аудиосистемы. Во взрослом возрасте они стали хорошими инженерами не потому, что тренировались. Просто они до сих пор играют.

Стюарт Браун

 

Игра — это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся превалирующей формой деятельности в детском саду и используется как основа для воспитания. Сюжетно-ролевые  игры формируют у детей коммуникативные игровые навыки, моделируют реальные жизненные ситуации и способствуют успешной социализации.

         В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт

оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру.

Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет

собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра

приобретает статус отобразительной  игры, в которой операции с предметами

переходят в ранг действий,  направленных  на достижение  с помощью

данного предмета, определённого эффекта.

Первая младшая группа

«Кукла Катя собирается в детский сад»

Цель: Активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

Оборудование: одежда для кукол, кукла, кроватка.

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Ход игры:

Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует ее.

Вторая младшая группа

«Печем пирожки»

Цель: знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне; учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.

Оборудование:  кухонная посуда, куклы, фартуки, детали строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам, предметы-заместители).

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Ход игры:

Воспитатель: - Дети, вы хотите со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом).

-Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя.)

С чем вы любите пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок).

-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно использовать лежащую на столе крышку от коробки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне.

-Вот здесь будет Сонин пирожок с повидлом. А с чем Сережа любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, пирожок с яблоками и Эле пирожок слепим, и Альбине.

-У нас осталось еще место, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет?

-Полина, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается!

-А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.) Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас будет духовка?

-Оля, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.) Это плита? Включай! Поставили пироги.

- А как там наши пирожки?

-Понюхайте, как вкусно пахнет.

-Оля, посмотри, пирожки уже зарумянились?

-Конечно, они готовы. Я сейчас их выну из духовки. Осторожно, горячо!

-Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Вкусно?

(Раздают  пирожки  всем. Если  дети будут брать «пирожок» в рот, остановить их.)

Вот какие пирожки получились вкусные.

Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков, давайте и кукол угостим.

Средняя группа

«Шофер»

Цель. Знакомить детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Оборудование: Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, гаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «Маленькие шоферы». Постройка гаража из строительного материала.

Игровые роли. Шофер, механик, бензозаправщик.

Ход игры. После прогулки в беседе с детьми воспитатель задает им следующие вопросы: «Какие машины вы видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?».

1.Затем воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики — «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки — «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.

В последующей работе педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

При последующем проведении игры воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым — любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру «Как будто шоферы уходят в рейс».

2.В следующий раз игру можно начать с прочтения рассказа «Как машина зверят катала».

«Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов желтый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Аи, да машина! Хороша машина!

Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а машина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип!

Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип!

Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура!

Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней..? — зайчик. Потом вылез..? — медвежонок. А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть. Расстроился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протянул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда помогают друг другу.

Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — закричали ей вслед зверята».

После прочтения рассказа воспитатель может предложить детям самостоятельно покатать игрушек в машинах.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель: раскрытие смысла деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли. развивать интерес к игре.

Оборудование: ширма, различные медицинские принадлежности, белый халат, телефон.

Ход игры:

 Ситуация 1:  Воспитатель предлагает ребенку дополнительную роль пациента, а сам берет основную роль доктора.

Воспитатель: «давай поиграем в «Доктора»: я буду доктором, а ты - пациентом. Где будет кабинет врача? Давай, как будто бы это кабинет (ставит ширму). А что нужно врачу? (ребенок с помощью взрослого раскладывает на столе медицинские принадлежности из аптечки).

А это у нас баночка с мазью, а это шприц...» (Постепенно ребенок сам начинает называть и расставлять необходимое)

Воспитатель надевает шапочку и белый халат: «Я – доктор. Здравствуйте! Проходите ко мне на прием. Что у вас болит? Когда вы заболели? Давайте посмотрим горлышко. Откройте рот. Скажите: а-а-а-а.  Ай, ай, какое красное горлышко. Сейчас смажем, не больно? А голова у вас не болит?

Игра с одним ребенком привлекает внимание других детей.

Воспитатель, заметив наблюдающих за игрой детей, говорит:  «У вас тоже что-то заболело? Становитесь в очередь, больные, Подождите»

Ситуация 2:   Воспитатель играет доктора, двое детей - больных.

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем так. Как будто я - доктор. Я у себя в кабинете. У меня есть телефон. Вы заболели, звоните мне и вызываете врача.

У меня звонит телефон. Алло! Доктор слушает. Кто звонит? Девочка Катя? Вы заболели? У тебя болит голова или животик? А температуру ты измеряла? Какая, высокая! Скажи мне Катя, где ты живешь? Я приеду к тебе. Буду тебя лечить. А пока пей чай с малиной и ложись спать. До свидания!

У меня опять звонит телефон. Алло, кто звонит? Мальчик Дима? На что жалуешься? Насморк? Давно заболел? Ты капли закапывал или пил таблетки? Не помогает? Приходи ко мне сегодня. Я тебе другое лекарство выпишу. До свидания!

Старшая группа

Игра «Азбука дорожного движения»

Цели: Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход». Развивать диалогическую речь.

Предметно-развивающая среда (оборудование): костюмы «Транспорт», «Сотрудник ДПС», «Полицейский», регулировочный жезл, рули, переносные дорожные знаки, светофор, полотно «Пешеходный переход», флажки для перехода улицы, макеты зданий и деревьев, макет автозаправочной станции (АЗС): бензоколонка, канистра, касса, макет автомастерской: инструменты, ведро со щёткой, насос, коляски и куклы, игрушки – машины «Виды транспорта», кошельки, деньги, билеты для проезда в общественном транспорте, маски наголовники с изображением машин.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии «Дошкольникам о правилах дорожного движения»; дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор»; чтение художественной литературы: А. Усачёв «Правила дорожного движения», Х. Тайдре «Я и улица», М. Каменский «На перекрёстке».

Примерные игровые действия:

1. «Дорожно-транспортное происшествие». По сигналу тревоги, выезжают на место ДДП полиция, скорая помощь, пожарная машины, осматривают  место происшествия. Пожарные тушат огонь. Врач оказывает первую помощь пострадавшему (кукле).

2. «Экскурсия к светофору». Ребёнок берёт на себя роль воспитателя. За ним следует группа детей. На перекрёстке у светофора ребёнок – воспитатель спрашивает, как правильно переходить дорогу. Дети отвечают. Ребёнок – воспитатель встаёт посередине дороги и поднимает красный флажок, дети переходят дорогу.

3. «Красный, зелёный». Дети – пешеходы. Загорелся красный свет – дети стоят на месте, зелёный – переходят дорогу.

4. «Затор на дороге». На перекрёстке случился затор. Полицейский – регулировщик помогает разрешить ситуацию.

5. «Дорожные знаки». Дети ,изображающие автомобили едут по «улице» обращая внимание на дорожные знаки.

6. «Мяч выкатился на дорогу». Дети играют с мячом. Мяч выкатился на дорогу. Происходит затор. На помощь приходит регулировщик. Он помогает автомобилям проехать. Затем подходит к детям и объясняет, что играть около дороги нельзя.

7. «Нет светофора или светофор сломался». Образовался большой поток машин из-за сломанного светофора. Пешеходы не могут перейти дорогу. На помощь приходит сотрудник ДПС - «регулировщик», помогает

 разрешить ситуацию.

8. «Правила пешеходов». Дети пешеходы идут по тротуару, соблюдая правила для пешеходов: идти, придерживаясь правой стороны; не подходить близко к проезжей части.

9. «Пассажирский транспорт». Автобус «едет» по городу, останавливаясь на остановках. «Пассажиры» выходят из автобуса и переходят на другую сторону дороги, соблюдая правило «обходи автобус сзади»

Подготовительная группа

«Парикмахерская»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.

Оборудование: зеркало, набор расчесок, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.).

Игровые действия: Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»

Тематика сюжетно-ролевых  игр в ДОУ

 «Дом», «Семья», «Детский сад», «Школа», «Путешествие по морям и океанам», «Российская Армия», «Магазин», «Супермаркет», «Музей», «Стройка», «Скорая помощь», «Больница», «Аптека», «Поликлиника», «Телевидение», «Ветлечебница», «Станция технического обслуживания автомобилей», «Ателье», «Дом мод», «Фотоателье», «Азбука дорожного движения», «Пираты», «Модельное агентство», «Военные моряки», «Рыбаки», «Подводная лодка», «Парикмахерская», «Цирк», «Театр», «Исследователи», «Редакция журнала», «Зоопарк», «Кафе», «Пиццерия», «Химчистка», «Исследователи космоса», «Библиотека», «Служба спасения», Банк», «Экологи», «Гараж», «Путешествие по России», «Путешествие по Санкт-Петербургу», «Почта», «Салон красоты», «Дизайнерская студия», «Турагентство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "роль воспитателя в организации и проведении сюжетно- ролевых игр во всех возрастных группах"

консультация для воспитателей дошкольных учреждений1. особенности сюжетно- ролевой игры2.виды сюжетных игр.3.этапы формирования сюжетной игры...

Организация и проведение сюжетно- ролевых игр мальчиков и девочек в I младшей группе

Организация и проведение сюжетно- ролевых игр мальчиков и девочек в 1 младшей группе...

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста...

"Организация и проведение сюжетно-ролевой игры детей в свободной и организованной деятельности".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способност...

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «У куклы Маши болит горло» 1 младшая группа

Цель: учить детей принимать на себя роль(доктор, больной), закрепить знания о профессии доктор.Ход игры:Воспитатель вносит в группу куклу и обращает внимание, что у куклы болит горло.Воспитатель: Дети...

Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада

Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...

Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр для детей в старшей группе в условиях семьи

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Огромная роль ...