Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр для детей в старшей группе в условиях семьи
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospektno1.docx302.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации и проведению

сюжетно-ролевых игр

для детей в старшей группе

в условиях семьи

Москва 2015

Пояснительная записка

Учим детей играть

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

 Задачи игры:

Образовательные: 

  • Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга.
  • Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.
  • Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.
  • Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.
  • Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.
  • Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.
  • Учить выполнять установленные правила.
  • Учить игровым действиям, умению договариваться на игру

       Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.
  • Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.
  • Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.
  • Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.
  • Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.
  • Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.
  • Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

      Воспитательные:        

  • Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.        
  • Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.
  • Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
  • Закрепить положительные чувства и привычки.
  • Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.
  • Воспитывать чувство юмора.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.
  • Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.
  • Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  • Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

  • Таким образом, через сюжетно-ролевые игры, и предварительную работу решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.

В процессе сюжетно-ролевых игр и общения с детьми, родитель:

  • Дает информацию детям о социальной жизни человека через чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение,  дидактические игры и так далее.
  • Помогает ребенку определиться с ролью в игре, что в дальнейшем позволит делать это ребенку самостоятельно.
  • Помогает ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.
  • Постепенно от совместной деятельности ребенок переходит к самостоятельной  деятельности со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.
  • В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Построение игровой деятельности должно происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Особенности

организации сюжетно-ролевых игр

     Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Сюжетно-ролевая игра – обязательная программа любого детского сада и важный этап в развитии дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности давно доказано. Ведь много детей воспитываются дома, вне сада. В таких случаях именно родители должны восполнять проблемы воспитания – организовать сюжетно-ролевую игру в условиях семьи. Иначе ребенок не получит очень много важного для него.

С помощью ролевой игры ребенок познает мир человеческих отношений и то, как он их познает, зависит от родителей. И особенную роль играет в этом отец, умеющий передавать житейский опыт и воспитывать нравственность в простой форме. Не должны оставаться в стороне и мама, и бабушка.

В освоении ролевых игр, нет ничего сложного. Ребенок должен играть

столько, сколько ему необходимо.

Для того чтобы правильно организовать игру, надо помнить три правила:

  • Игра-творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие-то рамки.
  • Игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка.
  • Игра должна меняться и иметь свое развитие.

Не бойтесь повторов: если ребенок «ставший поваром», второй день жарит блины не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык.

Поощряйте его. Если игра становится жестокой и злой, вмешиваться, в такой ситуации, надо аккуратно. Вспомните, хорошо ли вы ему объяснили понятия добра и зла, хорошего и плохого? Приглядитесь, может это всего лишь «чудовище», и оно вовсе не злое. Если ребенок сознательно играет в злую игру, дайте ему выговориться, может – это агрессия и ей необходим выход. Постарайтесь заинтересовать ребенка новой игрой.

Любите своих детей! Играйте вместе с ними! Ведь в дошкольном возрасте у ребенка только одна возможность побыть взрослым - в сюжетно – ролевой игре.

Сюжетно – ролевые игры

               

  Рекомендации для родителей

  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно.
  • Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и
    уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские
    постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами,
    зарисовывайте его постройку и т.п.) - и только после этого убирайте
    игрушки для хранения.
  • Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы
    играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте
    известные вам детские игры.
  • Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
  • Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорять.
  • Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании
    игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.
  • Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
  • Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.
  • В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,
    уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,
    связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой - доброй или злой?»).
  •  Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).
  •  По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
  • Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.
  •  Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).
  • Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное
    в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т.д.
  • Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играми и игрушкам. Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.

Правила игры для детей:

1.        Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

2.        Подумай, чем ты будешь играть.

3.        Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

4.        Играй дружно.

5.        Бережно относись к игрушкам.

6.        Содержи игрушки в порядке.

7.        Говори с другом спокойно и ласково.

8.        Не мешай играть товарищу.

9.        Играй самостоятельно.

Руководство игрой:

1.        Не подавлять инициативу и творчество детей.

2.        Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

3.        Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

4.        Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек- заменителей.

5.        Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.

6.        На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

7.        Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

8.        Помогать детям договариваться в игре.

9.        Не заставлять играть в то, что они не видели.

10.        Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.

11.        Наблюдать за играми детей.

12.        Анализировать увиденное в игре.

13.        Учить ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы, действия.

14.        Обучать всех детей брать главную роль на себя.

15.     Беседа перед началом игры о ее ходе.

16.        Предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль,

17.        Подведение итогов игры,

18.        Дальнейшее планирование развития игры (напоминание, советы, предложения по использованию в игре знаний, полученных на занятиях, указания, поручения, задания).

    Примеры игр

      «Пароход»

Цель: расширять, уточнять и конкретизировать знания детей о пароходе

Образовательные:  Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта.

Развивающие: Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта. Воспитывать у детей любознательность. Прививать уважение к труду взрослых. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.

Предварительная  работа:

  1. Чтение  рассказов о моряках, о  водном транспорте.
  2. Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.
  3. Просмотр слайдов или мультфильмов («В порту») о пароходах и работе речного транспорта.
  4. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.

Роли: капитан корабля, матросы.

Предметно-игровая среда:

Бинокли, штурвал, якорь на веревке, флажки сигнальные (красные, желтые),  компас, карта, рупор., глобус

Игровые действия и ситуации:

«Путешествие на корабле»

Строим корабль, отправляемся в кругосветное путешествие. Берем с собой бинокль, карту, компас, рупор. Придумываем название кораблю. Пассажиры поднимаются на борт, расходятся по своим каютам. Капитан корабля приказывает поднять якорь. Матросы слушают команды капитана.

Корабль плывет в Африку. Выходим на берег. Встречаем жителей, знакомимся. Гуляем по Африке. Встречаем обезьян, слонов, тигров.

Плывем в Австралию. Там  увидим кенгуру, жирафов. Изучаем природу, плаваем в океане, изучаем морское дно. Возвращаемся домой.

«Пароход»

Пароход строят  из кубиков, блоков, кирпичиков, веревки, стульчиков.

Капитан отдает команды, смотрит в бинокль. Штурвальный ведет пароход, крутит руль. На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии. Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана.  

        «Почта»

Цель: расширять, уточнять и конкретизировать знания детей о почте

Задачи:

Образовательные: расширять знания о профессии почтальона, о средствах связи между людьми на расстоянии.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду почтальона. 

Активизация словаря: почтальон, телеграф, телеграмма, конверт, письмо.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за работой почтальона (видеофильм)
  2. Беседа о труде работников почты.
  3. Чтение рассказов: «Почтальон Печкин», «Кем быть?»
  4. Аппликация: «Поздравительная открытка другу»
  5. Ручной труд: изготовление атрибутов для игры в почту

Роли:         почтальон, водитель.

Предметно-игровая среда: Кепка почтальона, сумка почтальона,  газеты, письма, открытки, бланки разные, посылочки маленькие из коробок, почтовый штамп, весы, почтовый ящик из коробки, карандаш для записей.

Игровые действия и ситуации: Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.

Телеграммы и письма разносит почтальон. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.

Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город. Почтовый работник взвешивает посылку, ставит на ней печать, отправляет на железнодорожную станцию.

       «Строители»

Цель: расширять, уточнять и конкретизировать знания детей о профессии «Строитель»

Задачи:  

Образовательные: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; Строить модель по схеме.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные:  воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Активизация словаря:  строитель, каменщик, крановщик.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил зтот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.
  2. Беседа о технике безопасности на стройке.
  3. Дидактическая игра: «Инструменты»
  4. Напольные строительные игры: лего, кубики, модули.
  5. Ручной труд: Изготовление атрибутов для строительных игр.

Роли:         строитель, грузчик.

Предметно-игровая среда: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.

Игровые действия и ситуации: «Строительство». Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Строят дом, заборчик, дорожку из кубиков, кирпичиков. Строят гараж для машины. Строят дом для кукол, украшают его. Строят детский сад, башню, мост по которому потом поедут машины. Делают перекрытия. Строят пароход. Строят дорогу, мост через реку. Строители работают дружно, не ссорятся, строят красиво.

Строительство города: дома, магазины, больница, театр. Рабочие строят  дома из блоков, кирпичей, панелей, досок. Проводят отопление, электричество. Возле домов сажают деревья, делают тротуары, дороги.

Строительство улицы: с двух сторон дороги стоят дома, по дороге едут машины.

Строим гараж: в нем поместятся много  разных машин. Строим космическую ракету, военный катер, туристический пароход, рыболовецкое судно и т.д.

C:\Users\overl_000\Desktop\play.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по проведению сюжетно-ролевой игры "У врача"

Подробный конспект проведения игры с разъяснениями для воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста....

Проект организации строительной и сюжетно – ролевой игры. Тема: «Морские путешествия» (в старшей группе).

Цель. Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации, уч...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста.Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и дея­тельность взрослых и сверстник...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рожденье бабушки» в старшей группе

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рожденье бабушки» в старшей группе...