Использование личностно-ориентированных технологий
консультация (младшая группа)

Бабаева Аида Рагибовна

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orienirovannaya_tehnologiya.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «МАРГАРИТКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОТЕЛЬНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140053 Московская область, город Котельники, Яничкин проезд, д. 11.

тел.(498) 659-89-02, тел./факс (495) 659-89-01

ktln_dsmargaritka@mosreg.ru  0000000000000000000000 000000000  http://margaritka-kotel.edumsko.ru

 «Использование личностно-ориентированных технологий

 в развитии детей дошкольного возраста»

                                                          Подготовил:  

             Бабаева Аида Рагибовна

2024г.


 Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Основная и очень ответственная задача ДОУ, раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстникам.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей

Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает:

проявление уважения к личности каждого       ребенкадоброжелательное внимание к нему:

-необходимо обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживая, обнимая: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

- стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребности в поддержке педагога;

- слушать детей внимательно с уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы; - успокаивать и подбадривать расстроенных детей, помочь в устранении дискомфорта; - разговаривая с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз»

- общаясь с ребенком, присаживаться рядом или брать его на руки;

- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьмисоздавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждать детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игр;

- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.

Обеспечение комфортных условий в учреждении. Взять за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- своим голосом не доминировать над голосами детей;

- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию, игровые приемы;

- служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

Воспитательно- образовательный процесс выстраивать таким образом, что :

- в ходе организованной образовательной деятельности учитывать возрастные возможности и интересы детей;

- организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;

- организовывать игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

- обучение проводить в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направлять его движение своей рукой, а затем давать ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объяснять причину и просить подождать;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявлять заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставлять участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешать ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

- организовывать игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагать и обсуждать разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- помогать наделить персонажи игр именами, характерами, разговаривать от их имени, стимулировать развертывание диалога;

- увлекать поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

- проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла; - организуя совместные игры, помогать распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением:

- порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности; для исправления ошибок;

- намеренно создавать ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста ненавязчиво включатся в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагать более простую деятельность;

Каждому педагогу вносить в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное

Родители.

Реализация личностно-ориентированного подхода требует тесного взаимодействия педагогов и родителей, так как семья – это один из важнейших институтов социализации ребенка.

В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Известно, что ребенок старается «примерять» межличностные и социально-бытовые модели поведения своих родителей, отношение к труду и творчеству, не говоря уже о вербальной модели общения.

Основными формами взаимодействия между педагогами ДОО и родителями традиционно являются:

- общение в ходе ежедневного утреннего приема детей в ДОО и возвращения их родителям;

- проведение периодических родительских собраний;

- проведение праздничных мероприятий с привлечением родителей;

- организация работы родительских комитетов и попечительских советов.

-индивидуальные беседы.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо максимально вовлечь их в жизнь детского сада. Вовлечение должно строиться по принципу постоянного убеждения их в важности совместной работы.

Подобный подход может содержать следующие этапы:

- формирование доброжелательных отношений с установкой на сотрудничество за счет постоянной демонстрации родителям именно положительного образа ребенка, основанный на конкретных успехах и достижениях ребенка.

- привлечение к совместному выполнению родителями и детьми учебных и творческих заданий (поделок, костюмов и т. д.). При этом всегда объяснять необходимость именно совместной работы родителей и детей.

- интересоваться поведением детей дома;

-привлекать родителей к совместному участию в праздниках, субботниках, ремонте игрушек, обустройстве детской площадки.

В качестве фактора повышения эффективности такой работы можно считать наличие в детском саду на доступных и заметных для родителей местах информационных материалов о деятельности детей и детского сада

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы использования личностно- ориентированной технологии. Сообщение.

Опыт применения личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста....

Планирование и подготовка к занятиям с использованием личностно- ориентированной технологии.

Часто мы под личностно-ориентированным занятием понимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя свою задачу прежде всего в том, чтобы создать эмоционально-положительный настрой группы на работ...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшей группыпо теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)...