Использование личностно-ориентированных технологий в процессе экспериментирования «Плавающее перо»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе экспериментирования «Плавающее перо»
Цели: Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека, учить рассуждать, доказывать свои мысли, воспитывать умение работать в группе.
Задачи:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;
- формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.
Материал для опыта и оснащения среды:
- Тазики с водой, гусиные перья, жир, крем для рук.
- Два белых куриных пера.
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.
Ход.
Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось? А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, в парках много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной? Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с вводом. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать?
Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике увидим голубой цвет.
Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.
Зарисовка опыта.
Вопросы для круглого стола.
В.: Отгадайте загадку: «В воде купался, сухим остался?»
Ответы детей.
В.:А почему гусь выходит из воды сухой?
Предложения детей.
Если нет правильной версии, воспитатель предлагает проделать опыт.
В.: Что же нам надо узнать?
Ответ. Почему перья у гуся не намокают?
В.: Что нам для этого надо, чтобы узнать намокают или не
намокают?
Ответ: нам нужна вода, перья.
Дети планируют свою деятельность.
В.: Расставляет три тазика с водой.
Дети решают разделиться на группы по количеству имеющихся тазиков, берут перья, опускают их в воду, набирают информацию, делают выводы:
- перо сухое, оно покрылось капельками;
- если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим.
- Может быть кто-то знает, как сделать, чтобы наши руки в воде
тоже не намокали?
Дети выдают версии и проверяют:
- Может их завернуть в ткань?
- Надеть резиновые перчатки
Если нет правильной версии, воспитатель говорит: «А я вот попробую их смазать кремом, а потом намочить, вы хотите тоже так сделать?»
Действия детей.
Выводы:
- руки, смазанные кремом не намокают.
В.: Ну теперь догадались, почему гусиные перья не намокают в
воде?
Вывод: «Потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром».
В.: А кто еще так делает?
Д.: Все водоплавающие птицы и белый медведь.
В.: А человек узнал про эту хитрость и металлические предметы,
детали машин чтобы они в воде не промокали и не ржавели,
смазывает жиром.
Перед детьми 3 картинки – курица, утка, гусь.
Игровые упражнения: «Какая лишняя». Почему? Чем они
похожи?
Ответы детей.
В.: Обращает внимание на перья на столе. (На столе лежат гусиные
и куриные перья).
Ребята мне нужна помощь, я перепутала гусиные и куриные
перья. Как мне их различить и разобрать на куриные и
гусиные?
Дети высказывают предположения.
С прошлого занятия мы знаем, что гусиные перья не намокают.
Надо проверить: какие намокают – куриные, а не намокают –
гусиные.
В.: Как мы проверим?
Дети готовят тазики с водой, берут перья и опускают их в воду по очереди, раскладывают на две кучки: на намокшие и сухие.
Вывод:
- Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли,
они смазаны жиром;
- Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на
полоску, с них течет вода.
Не зря говорят: «Ты, как мокрая курица».
В.: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и
приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить на воде, а курица
на суше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"
Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе активизирующего общения «Почему Мертвое море так называется?»
конспект по развитию речи...
Оптимизация воспитательно-образовательного процесса посредством использования личностно-ориентированного подхода
Обобщение психолого-педагогического опыта работы в ДОУ...
«Использование личностно – ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ»
Выступление на муниципальном методическом объединении....
Методическая разработка "Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ"
Методическая разработка "Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ"...
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"...
ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование технологии личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников»
Технология личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...