Игровые технологии в воспитании и развитии детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Орехова Светлана Ивановна

В докладе раскрывается важность использования игровых технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста, специфические особенности их применения в этом возрастном периоде дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в воспитании и развитии детей раннего возраста.

            В последнее время все больше педагогов дошкольного образования и родителей обращают внимание на важность воспитания и развития детей от рождения до 3 лет. Ученые считают, что в этом возрасте дети особенно чувствительны к развитию речи, сенсорных, умственных, физических, эстетических и патриотических навыков. Ранний возраст считается уникальным для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Особенно важно в первые годы жизни обеспечить детей физическим, умственным, нравственным и художественным развитием.                            Правильная организация жизни во время адаптации к детскому саду имеет огромное значение для воспитания здоровых и хорошо развитых детей. Этот процесс адаптации сложен для формирующейся нервной системы малыша, поэтому важно выбрать единые методы воспитания, используемые в семье и детских учреждениях. Это одно из условий для полноценного развития детей и поддержания их уравновешенного и хорошего настроения.                                                   Чтобы не упустить важные моменты в развитии и воспитании детей раннего возраста, мы создаем современное образовательное пространство. В этом нам помогают развивающая предметно-пространственная среда и современные технологии.                                                                                             Содержание предметно-развивающей, игровой среды группы

           Обстановка в группе прежде всего должна быть создана для комфорта и безопасности ребенка. Так как маленькие дети предпочитают стабильность пространственным изменениям, то расстановку оборудования нужно  спланировать  еще до прихода малышей в детский сад.

    В построении развивающей предметно- пространственной среды в группе должны учитываться основные характеристики:

        Разнообразие: наличие любого и наиболее разнообразного детского и образовательного материала, который позволяет развивать ребенка, осваивать знания, умения и навыки в одном и том же плане, но разными способами. 

      Доступность: расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка, а также доступность по показателям возрастного развития.

       Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда группы, яркая, вызывающая интерес ребенка и положительные эмоции, которые он проявляет.

        Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, все это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом.

        Взаимодополняемость, возможность самостоятельно заменить предметы из разных зон.

        Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст — это период повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами. Для «благоустройства» развивающей среды можно привлечь родителей.

    Роль родителей определяется в непосредственном участии в создании среды, изготовлении своими руками пособий для развития детей в группе.

При этом решаются и другие важные задачи:

1.Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

2.Объединение усилий семьи и ДОО для развития и воспитания детей.

3.Создание атмосферы взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов ДОО, общности их партнеров, эмоциональной поддержки.

4.Активация и обогащение воспитательных умений родителей.

5.Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

         Современные изменения в обществе в первую очередь затрагивают систему дошкольного образования, которая стремится к использованию инновационных технологий для перехода на новый уровень. Инновации включают в себя новые методы, формы, средства и технологии, которые ориентированы на развитие личности ребенка. Мы также сочетаем традиционные и современные методы обучения и воспитания, чтобы стимулировать познавательное развитие детей. Важно уметь ориентироваться в разнообразии интегративных подходов и современных технологиях.

  Среди многообразия технологий хотелось бы отметить игровые технологии, которые активно используются в нашем дошкольном учреждении.

Цель технологии: создание мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, развитие самостоятельности, приведение в движение внутренних процессов психических новообразований.

          Самое главное, не пытаться изменить ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

      В работе с детьми раннего возраста можно использовать Блоки Дьенеша, которые объединяют ребенка и взрослого. Это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.

«Логические блоки» развивают умения анализировать форму предметов, сравнивать геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету и величине

        В познании и изучении окружающего мира, помогают игры-исследования Палочки Кюизенера. Дети упражняются с палочками индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Все эти упражнения проводим в игровой форме. Можно использовать различные варианты игр с палочками: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т. д. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально — коррекционной работе с детьми.

        Игры: возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую; можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

     «Развивающие игры Воскобовича»

      Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. Обучение с помощью этих игр проходит весело и непринужденно. В этой методике нужно внимательно относимся к развитию творческих способностей детей. Для выполнения таких заданий дети проявляют креативный подход и включают воображение.

Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)

Игра «Черепашки»

Игра «Фонарики»

        Конструирование с детьми простых плоскостных фигур (домик, бант, конверт, колокольчик) помогают в развивается наглядно-действенного мышления (знакомство с квадратом и его превращения)

      Эти игры хорошо справляются со своими задачами – развивают маленького человека, корректируют то, что в нем заложено и проявлено, выводят его на творческое, поисковое поведение. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

      Пескотерапия – это один из методов, который мы применяем в работе с детьми раннего возраста. Развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь, творческое мышление, воображение и фантазия. Это метод очень эффективен в работе с замкнутыми детьми. Он помогает заинтересовать малыша, позволяет войти с ним контакт. Ребёнок расслабляется, снижается напряжение и вместе с этим идет развитие мелкой моторики.

          Воспитать чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

помогают другие игровые технологии, такие как квест-игры. Это одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью таких игр достигаются такие образовательные цели как: реализация проектной и игровой деятельности, знакомство с новой информацией, закрепление имеющиеся знания, отрабатывание на практике умений детей.

           Хочется, сказать еще об одной игровой технологии - бизиборд – это развивающая игрушка, в виде деревянного домика с множеством мелких предметов. Для игры можно использовать замочки, дверцы, щеколды, шнуровки, различные кнопки, розетки, небольшие головоломки, счеты, выключатели, пуговицы с тканевыми петлями и пр. Чем больше разнообразных по цвету и назначению предметов, тем увлекательнее детям их изучать. Играя, ребенок активно работает пальцами, тем самым развивает мелкую моторику рук, кроме того, подобное развлечение полезно для общего развития.

         Не нужно оставлять без внимания и игровые пособия, сделанные своими руками. Широко используется Лепбук – это интерактивная папка для детей на заданную тему. Это отличный способ для повторения пройденного.

            Работа с «лэпбуком» отвечает основным направлениям в организации партнерской деятельности взрослого с детьми. Лепбук помогает в развитии всех познавательных процессов, сенсорного восприятия и мелкой моторики.

Игры, сделанные своими руками, несут особую позитивную энергетику создателя, а если в их создании принимали участие родители, то это ещё и положительные эмоции детей. Они способствуют осуществлению индивидуального подхода, ведь для их создания учитываются желания, склонности, возможности детей.

           Игры с прищепками хорошо подходят для малышей. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме этого, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.

С малышами в возрасте до 2 лет полезно играть с крупами, перебирать сухие макароны, собирать маленькие предметы (самое главное следить за ребенком, чтобы он не брал мелкие предметы в рот). В этом возрасте дети осваивают щипковый захват и навык проталкивания предметов в отверстия. Для этой цели отлично подходит развивающая игрушка сортер. Это не только весело, но и полезно: пытаясь просунуть фигурку разных форм в отверстия, дети не только отрабатывают новый навык, но и знакомятся с формами. А вот для детей 2-3 лет подойдет осваивание нового умения: наматывание. На помощь приходят игры моталочки, которые можно изготовить самостоятельно.

Игра «Четыре времени года»

   Сюжетное панно привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, простотой в использовании, разнообразием содержания. Представляет собой композицию, на которое прикрепляются различные модули, в зависимости от времени года.

Способствует формированию сенсорных умений, развивает общую и мелкую моторику, формирование различных операционных умений, воспитывает эмоциональную отзывчивость. 

Дидактическое панно можно использовать:

- в игровой деятельности детей раннего возраста – предметно-игрового манипулирование;

- в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов.

Еще одним нашим помощником в работе стали ИКТ без которых мы уже обойтись не можем. ИКТ, как важный элемент учебного процесса, значительно улучшают познавательную активность у детей, помогают им с большим интересом осваивать что-то новое. С их помощью достаточно легко смоделировать условные ситуации, которые бывает сложно проиллюстрировать.

 В своей практике мы используем календарь занятий, называется он «Занимательная неделя».     

  1. Пластилиновый понедельник. Вместе с детьми лепим из пластилина всевозможные фигурки по желанию детей.
  2. Нарисованный вторник. Рисуем нетрадиционными способами: кляксография, из брызг, отпечатки, даже рисуем на ватмане, который прикреплен к стене, что очень нравится малышам.
  3. Театральная среда. Разыгрываем сценки с помощью игрушек, проигрываем жизненные эпизоды. Играя, дети учатся тонко чувствовать другого, снимается эмоциональное напряжение.
  4. Фантастический четверг. Совместно с детьми придумываем сказочные истории, имитируем животных, птиц.
  5. Природная пятница. Устраиваем игры с водой, песком, крупами, шишками, желудями.    
  6. Веселые выходные. Рекомендуем родителям, как с пользой провести выходные с детьми: походы, чтение книг, совместные игры на свежем воздухе.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровые технологии наполняют сосуд знаний, умений и навыков ребёнка.    

    Важной особенностью современных игровых технологий, которые мы используем в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.     

     Вывод: наша основная задача в воспитании и развитии детей раннего возраста состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте мы должны заложить основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно современное образовательное пространство, с его технологиями и предметно-пространственной средой помогают нам решать эти задачи.                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления пред...

«Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»

В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...

Доклад на тему: «Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»

В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...

Игровые технологии, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка раннего возраста  всех психических процессов – внимания, памяти, мышления, речи и воображения. Ученый Н.М. Щелованов называл...

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста. Яблокова Ольга Владимировна Воспитатель ГУЗ СПНДР№13 дом ребёнка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...