Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Вольнова Татьяна Николаевна

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_seminar.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.

В своей работе, я использую игровую технологию, которая обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Для этого в группе подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.

В группе, где я работаю, разработаны множеством пособий и игр по сенсорному развитию детей раннего возраста. Данные пособия необходимы для:

-для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.

В создании такого комплекса игр мне помогали родители группы, которые приняли участие в конкурсе на лучшую сенсорную игру. Родители проявили активность, креативность и творческий поиск, им были вручены грамоты и благодарственные письма.

В работе по сенсорному развитию для детей раннего возраста, я использую следующие игры:

Игры со строительным материалом.

Для развития строительных игр детей младшего дошкольного возраста необходимо показать детям, как надо строить. Важно, чтобы эти первые постройки опирались на предметы, хорошо известные детям,— забор, ворота, стол, стул, домик, мост. Для сооружения этих построек детям надо дать такой материал, который был бы устойчив, чтобы уже соединение двух-трех деталей напоминало бы тот предмет, который задумали построить. Важно, чтобы у детей возникло желание строить, играть с постройкой.

Подвижные игры обеспечивают разносторонее развитие детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.

Игры с куклой

Перед тем как организовывать сюжетно-ролевую игру необходимо погрузить детей в игровые ситуации. Игровые ситуации: «Накормим куклу Катю», «Машенька проснулась», «Угостим кукол чаем» и другое.

Настольно-печатные игры — являются своеобразной формой обучения детей дошкольного возраста. Подборка предмета по определенном 1-2 признакам, сбор пирамидок, разнообразные вкладыши, парные картинки, а так же разрезные картинки, в начале года начиная с 2-4 частей и в конце года доводя до 6-8 частей разрезных картинок. Составление мозаик по образцу и замыслу, подбор предметных картинок для различных сюжетов, овладевая разными видами игр на самостоятельном уровне, ребенок повышает свою возможность для совместных игр со сверстником в настольно печатном варианте.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира помогают  игры – исследования, которые мы активно применяем с раннего возраста. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Никитина, блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера), расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и внедрение эффективных дидактических средств, позволяет нам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Подробнее остановимся на играх – исследованиях.

Палочки Кюизенера

«Палочки Кюизенра» или «Цветные числа» - этот материал, разработанный бельгийским ученым Джорджом Кюизенером. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.

На начальном этапе палочки мы использовали как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

Занятия с палочками облегчаются специальными пособиями с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки как мозаику и у него получается объемная картинка.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Блоки Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.  

Набор блоков состоит из 48 объемных фигур, все блоки различаются по четырем свойствам:

• по форме — круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные;

• по размеру — маленькие и большие;

• по цвету — красные, желтые, синие;

• по толщине — тонкие и толстые.

На первом этапе я выкладывала перед ребенком набор и дала ему вволю наиграться с деталями: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Начиналось ознакомление с одним свойством блоков: толстый - тонкий, большой - маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету. Мои воспитанники уже понимают такие слова, как «разные», «одинаковые», начинают понимать форму предметов.

Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки, специальные пособия с яркой картинкой.

Игры с блоками способствуют развитию у детей: памяти, логического мышления, комбинаторики, внимания.

Игра «Сложи Квадрат» Б.П.Никитина

Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Игра «Сложи узор» Б.П. Никитина

Игра «Сложи узор» состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета определенным образом. Борис Павлович Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.

В начале знакомства я просто рассматривала кубики вместе с детьми. Обращала внимание детей на то, в какие цвета они раскрашены. Первая игра – это учим и закрепляем цвета; считаем кубики — учим понятие «количество», формируем начальные навыки счета. Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки: одноцветные, двухцветные.  Таким же образом можно научить складывать квадраты из четырех кубиков: одноцветные и разноцветные. После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Сначала будут узоры и порядок действия «как у взрослого», затем переходим к составлению узоров, предложенных в книге Бориса Павловича Никитина.

Подводя итоги, хочется сделать вывод, что применение игровых технологий помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и организовать ее необходимо так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.

Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких технологий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможност...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

В работе представлен план учителя-дефектолога ДОУ по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста"...

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

laquo;Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненног...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...

Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей

Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей...

Игровые технологии, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка раннего возраста  всех психических процессов – внимания, памяти, мышления, речи и воображения. Ученый Н.М. Щелованов называл...