«Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»
статья (младшая группа)

Кочкина Мария Викторовна

В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, внутренней гармонии. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. И насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых, которые его окружают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii_pri_adatatsii.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»

В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, внутренней гармонии. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. И насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых, которые его окружают.

В возрасте от двух до трёх лет, а сейчас и с года,  ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ, сопровождающийся изменением привычной обстановки, распорядком дня, расставанием с мамой. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми. Мы расскажем о влиянии современных технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ.

Известно, что игра является ведущим видом детской деятельности. В период адаптации применение игровых технологий помогает ребенку отвлечься от негативных эмоций, переживаний, снижает тревожность и агрессию. Необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период – не обучение, а налаживание контакта, создание доверительных отношений.

В своей работе мы  используем:

- различные упражнения с песком, крупой, водой. Эти упражнения  несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации;

- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения,

- все виды театра, так как встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу,

- знакомство с произведениями поэзии, пение колыбельных песен, рассказывание потешек, сказок о животных, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда. Он способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО.

Здоровьесберегающие технологии оказывают большое влияние на физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиям относят различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, подвижные игры.

Использование музыкотерапии, сказкотерапии в различных режимных моментах, обеспечивает эмоциональный комфорт, ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого.

Современный мир информативно усложняется и мы, педагоги, должны идти в ногу со временем. Применение информационно - коммуникационных технологий в ДОУ, в том числе в адаптационный период, очень эффективно. Этот вид технологий привлекателен для детей, вызывает активный познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. ИКТ дают возможность виртуального общения с родителями на специально созданных сайтах, с целью распространения и обмена информации и решения различных вопросов, что особо необходимо в период адаптации.

Результативным средством организации современного образовательного процесса является технология проектной деятельности. Так как маленький ребенок за неимением жизненного опыта ещё не может самостоятельно выбрать проблему и пути её решения, то ведущую роль на себя берет воспитатель. Наблюдая за детьми, за их интересами педагог выявляет проблему и в совместной работе ищет пути её решения. Использование технологии проектной деятельности помогает активизировать психические процессы детей, делает нахождение ребенка в детском саду интересным и познавательным. В раннем возрасте реализация проекта основывается на подражательно - исполнительском уровне в несколько этапов. В процессе работы над проектом происходит сотрудничество с родителями, а это один из принципов дошкольного образования.

Одним из перспективных способов развития ребенка является инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет – уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной технологии формирует познавательный интерес, развивает детскую впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный мир, где могут разговаривать животные, оживать различные объекты. Технология макетирования развивает сенсорные способности детей (работа с различными материалами способствует развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых интересных технологий.

Таким образом, мы считаем, что использование современных педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"

Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.

Адаптационный период-серьезное испытание для малышей. Ребята вступают в важный период жизни-они идут в детский сад,и как пройдет период адаптации,во многом зависит от родителей,но и от нас,воспитателе...

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ

Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный нас...

Доклад на тему: «Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»

В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...