Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста. Яблокова Ольга Владимировна Воспитатель ГУЗ СПНДР№13 дом ребёнка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
статья по развитию речи (младшая группа)

Яблокова Ольга Владимировна

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. И в этом поможет игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. И в этом поможет игра.

Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, музыкальные, игры – забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры. Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Одним из эффективных средств развития речевых способностей у дошкольников является обобщение и систематизация опыта педагогических инноваций при применении игровых технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:

1. развитие артикуляционного аппарата

2. развитие моторики

3. театрализованная деятельность

4. пальчиковая гимнастика.

В раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путём: ему много рассказывают, объясняют, читают. Поэтому мы и обращаемся к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народному фольклору, одному из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Чем раньше мы начинаем знакомить малыша с народным фольклором, чем чаще мы будем это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребёнок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Народные, дидактические, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребёнок показывает движение, а остальные его повторяют. Особой популярностью пользуется игра «Зеркало», «Зайка серенький сидит». Хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.) и действий. Они полезны тем, что слушание ребёнком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком. Всё это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого. По мере овладения речью, ребёнок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается чёткость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувства родного языка, овладения его фонетическим и грамматическим строем.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулятивной функций речи.

Можно организовать несложные импровизации с использованием игрушек, персонажей кукольного театра по мотивам сказок, рассказов, песенок, стихов. Во время инсценировок воспитатель разыгрывает сценки, разговаривая от имени персонажей, комментирует их действия, обращается к детям с вопросами. Со временем можно привлекать детей к участию в таких спектаклях.

Развитию у детей умения слушать речь взрослого способствует просмотр фильмов. Показ фильма следует сопровождать рассказом, останавливаясь подробно на каждом кадре. Лучше всего показывать сказки, содержащие повторы одних и тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кто сказал “мяу”» и др.) Это помогает ребёнку овладеть новыми словами и закрепить уже известные слова.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное с взрослым чтение книг, рассматривание красочных иллюстраций. Во время чтения воспитатель должен показать детям иллюстрации, задать вопросы, в случае затруднения сам называть предметы, персонажей, их действия, стимулируя малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание картинок можно организовать иначе: взрослый называет предметы и персонажей, и просит ребёнка показать их. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый малыш мог участвовать в разговоре.

Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Дети учатся выслушать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше.

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок. Посуда, одежда, овощи, животные и т.п. Сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьёт молоко», «дети катаются на санках», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображение на них предметы и действия. Но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов (игры в «магазин», «зоопарк», «больницу» и др.)

Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное её использование. Время от времени, в том числе по просьбе детей, можно предлагать им самостоятельно поиграть с картинками. Малыши могут раскладывать картинки, называть изображенные на них предметы, классифицировать их, придумывать сюжеты, обмениваться картинками, распределять их между собой и пр. Такие игры способствуют развитию творческого воображения, стимулируют активную речь и речевое общение со сверстниками.

Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста можно использовать рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребёнку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчинённые предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребёнку найти одну из них по её словесному описанию. Старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к художественному слову. Сначала стишок прослушивается детьми. Впервые малыш может на него не отреагировать. Но после двух-трёх прочтений, радуется, узнаёт и пытается делать то, о чём говорится в тексте. В последующем, ребёнок берёт на себя роль соисполнителя, договаривая отдельные слова или оканчивая стихотворную фразу. И только после этого, пытается прочесть педагогу, сверстнику, игрушке, маме известные ему песенки, стихотворения.

Игры – инсценировки. Для этих игр используются дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Всё это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребёнок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.

Драматизации активизируют словарный запас детей, совершенствуют грамматический строй речи. Драматизации можно включать в занятия по ознакомлению с художественной литературой, при этом дети учатся не только проговаривать текст, но и изображать персонаж движением, мимикой, жестами.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика – правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение, эффективная профилактика снижения заболеваемости. «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно». Внимание обращается на слитное произнесение звуков в звукоподражаниях «ау», «уа».

Пальчиковые игры. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка, повторять, имитируя речь воспитателя, усвоить смысл слов.

Настольно – печатные игры.

Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое пособие для познавательно – речевого развития детей раннего возраста

В наше время существует огромное количество различных методик и игр для занятий с детьми всех возрастов. Игры на любой вкус и цвет… Родителям и педагогам остается только выбирать среди этого разнообра...

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.

       Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Игровое пособие для познавательно-речевого развития детей раннего возраста "Занимательный чудо-куб"

1. Описание развивающих возможностей игрового пособия «Занимательный чудо-куб»для решения задач познавательно-речевого направления развития детей раннего возраста.2. Методика использованияигрового пос...

Памятка для родителей "Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста"

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом, колыбельные успокаивают, радуют. Знакомст...

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....

Бизиборд - как средство речевого развития детей раннего возраста

Младший возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.Речевые области мозга ребенка развиваются под влиянием импульс...