Игровая терапия для детей с ОВЗ
презентация
Презентация "Игровая терапия для детей с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_detey_s_ovz_kopiya.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» Л . С. Выготский.
Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.
Игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. При помощи игротерапии , можно корректировать агрессию и гиперактивность . Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
"Игра" и "терапия" - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка : 1) позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье (эмоциональное благополучие, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни; 2) помогает ребенку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние; 3) игра обладает лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегченной форме; 4) помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия .
Когда эффективна игротерапия ? Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие , как : замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание , нарушения поведения, вредные привычки и др . Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.
Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию . Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.
С чего начинается игра? Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это : 1) уважительное отношение к желаниям ребенка; 2) недопущение насильного принуждения к игре; 3)дозировка эмоциональной нагрузки ; 4) создание радостной игровой атмосферы ; 5) наблюдение за самочувствием ребенка. Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра.
От игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, при этом необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной. 1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что взрослые играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха. 2. Игра должна быть спонтанной. Для детей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой. 3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.
Игры для гиперактивных детей « Найди отличие» Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. «Ласковые лапки» Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными .
«Передай мяч» Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей. «Запрещенное движение» Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Игры на развитие коммуникативной компетенции Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников происходит благодаря совместным занятиям. Дети легко начинают общаться, развивая речь и получая новые навыки . Основные приемы включают объединение детей и создание доброжелательной обстановки вокруг них. Все предполагаемые игры строятся не на соперничестве, а на отношениях партнерства: хороводы, игры-забавы. Например, интересна игра „ Секретик ”, когда ведущий раздает каждому из волшебного сундучка маленький секретик (мелкую игрушку, бусину, красивый камушек), который нельзя показывать другим. Дети ходят и уговаривают друг друга показать свою „драгоценность”. Взрослый помогает, но в игре у участников просыпается фантазия и они пытаются найти общий язык и подходящие слова и доводы. В игре „Рукавички ” ведущий раскладывает несколько пар черно-белых бумажных рукавичек, а дети должны найти „свою пару”, а потом вместе раскрасить одинаково. Игроки, справившиеся первыми, побеждают. Участникам предстоит найти похожую деталь и договориться, какие цвета выбрать.
Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение. «Море волнуется раз» Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит : море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет . «Кукла» Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.
Игры, помогающие в коррекции страхов Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись. «Кошки-мышки» Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
Игры для улучшения психологического самочувствия Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры: - жмурки; - пятнашки; - прятки; - полоса препятствий . Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа игровой терапии для детей 5-6 лет .
Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать коллективные игры, способствующие...
Игровая терапия для детей с ОВЗ
Методы игровой терапии для детей с ОВЗ...
Игровая терапия для детей 5-6 лет
Материал предназначен в первую очередь для воспитателей , желающих помочь детям адаптироваться в социуме....
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Иногда воспитатели выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра - это и есть во...
Игровая терапия для детей в домашних условиях
Консультация для родителей по игротерапии в домашних условиях...
Программа игровой терапии для детей с умственной отсталостью
Программа разработана для коррекции поведения и эмоционального состояния детей с умственной отсталостью. Опробирована в условиях интернатного проживания на детях от 7 до 17 лет....
Пескотерапия, как вид игровой терапии для детей дошкольного возраста.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая различные ситуации с помощью игрушечных фигурок, создав...