ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация

Трунова Татьяна Александровна

Иногда воспитатели выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра - это и есть воспитание: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pora_prevrashcheniy.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРА ПРЕВРАЩЕНИЙ

Иногда воспитатели выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы
все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра — это и есть
воспитание: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом

огромном и сложном мире.

ЕЖ

Игра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются
иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи
остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.

(Повторить три раза.)

ХИЩНИК

Игра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.

Дети выбирают для себя какой-либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и пр.),
располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу
свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и

достоинство каждого.

ХОР

Игра реализует вербальную потребность детей, объединяет их и организует.

Каждый ряд детей в группе получает свой звук для пения (А-О-И-У-Е). Взрослый дирижирует:
сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым задавая громкость звучания.

Громкость изменяется от максимальной до минимальной: плавно или скачкообразно.

Заканчивается игра тихим пением.

УЛЕЙ

Игра реализует вербальную потребность детей.

Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но почувствовав,
что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако

волнения напрасны, и пчелы успокаиваются.

ПОПУГАЙЧИКИ

Игра реализует вербальную активность детей, развивает у них слуховое внимание.

Ведущий произносит слова или имитирует голоса животных и выбирает глазами
«попугайчика». «Попугайчики» повторяют слова и голоса с такой же интонацией, как у

ведущего.

ХЛОПКИ

Игра реализует двигательную потребность детей, развивает у них слуховое внимание, организует

их.

Если дети в занятия никак не могут успокоиться, воспитатель может хлопнуть в ладони в определенном ритме и попросить самого расшумевшегося ребёнка повторить хлопки. Затем тотчас предложить повторить эти же хлопки любому, кто услышал заданный ритм. Далее все дети повторяют хлопки. Ведущий выбирает детей

взглядом.

Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается.

Правило: кто хлопает, не поймав взгляд, тот пропускает ход.

Вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др.

ПОРЯДОК В КЛАССЕ

Игра организует детей, переключает их с одной деятельности на другую, активизирует зрительное

внимание.

Детям предлагается закрыть глаза. Ведущий в это время беззвучно меняет что-то в
оформлении группы (например, снимает цветок с окна.

Чем старше дети, тем больше можно сделать изменений (до пяти).

Ребятам дается команда: «Открыть глаза и навести порядок в группе».

Правило: кто быстрее всех увидит все изменения в группе, тот становится ведущим. Кто
раньше, чем нужно, открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не

участвует.

Вместо перестановки предметов можно попросить нескольких детей поменяться местами.

СОЛНЦЕ

Игра активизирует детей, создает положительное настроение.

Дети сидят за столами. Воспитатель произносит слово ««солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.

ВЕТЕР

Игра успокаивает детей.

Дети стоят. Когда ведущий произносит слово «ветер», дети делают максимально глубокий

вдох животом и медленный выдох.

Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным.

СОЛДАТ В ТЕМНОТЕ

Игра объединяет детей, развивает у них пространственное восприятие.

Ведущий выбирает «солдата», завязывает ему глаза и дает команды, которые он должен
выполнять, например: шаг вперед, два шага влево и т.п. Все остальные стоят в ожидании,
когда «солдат» подойдет близко к товарищу. «Солдату» необходимо угадать, к кому он

подошел.

Далее «солдатом» становится другой ребенок.

ПОМОГИ ДРУГУ

(вариант игры «Слепой и поводырь» с позитивным названием)

Игра объединяет детей, развивает у них чувство эмпатии.

Дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, а его напарник помогает ему пройти через
препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем дети в

парах меняются ролями.

ПОДСНЕЖНИК

Релаксационная игра
Инструкция взрослого

Вы уже готовы играть? Тогда пришла пора превращений! Ваши руки превращаются в
лепестки, а тело
 — в нежный стебелек. Вы будете красивыми цветами, подснежниками.

В лесу, под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал
голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко пригревает все сильнее, лучики солнца
постепенно будят цветок, он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб,

поднимается, встает.

Ласковое солнышко так далеко, а цветочку хочется почувствовать тепло. Ведь кругом еще
снег: этот цветок в лесу появляется самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все
выше, выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним
теплом. Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я
 —
первый весенний цветок, и зовут меня подснежник», — кивает он всем головой.

Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные

стороны.

Цветочек склоняется все ниже и ниже и совсем ложится на проталину.

Бегут ручьи, и вода подхватывает наш подснежник в долгое, сказочное путешествие. Он
плывет и удивляется чудесным весенним превращениям. А вот он приплывает в какую-то
сказочную страну. Поднимается, осматривается. Чему-то удивляется и радуется.

Чему удивился подснежник? Расскажите друг другу.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Релаксационная игра

Инструкция взрослого

Солнечный зайчик,

Милый наш друг,

Поможет нам с пользою
Провести досуг.

Выбери место удобное скорей,
можешь лечь или сесть —
тебе это видней.

Как глаза закроешь,
шепотом скажи:

«Солнечный зайчик в гости приходи!»

Пальцы рук почувствовали легкое тепло,

Выше поднимается к плечикам оно.

Прыгнул зайчик в ножки,

Стал коленки греть.

Ножкам хорошо так —

Хочется взлететь.

Вот погрел он ножки,

Притронулся к спине.

Плечики согрелись,

Как приятно мне.

Шейку зайчик греет,

Щечки, ушки, нос.

Добрую улыбку
Зайчик нам принес.

Язычок стал мягким.

Рот открылся чуть.

Солнечный наш зайчик
Приглашает в путь.

В сказку вместе с другом,
мы с радостью пойдем.

Любуемся цветами, песенки поем.

Нам пора вернуться,

Встретимся опять.

Все, что ты увидел,

Хочешь рассказать?

Также дети с удовольствием играют в известные народные игры «Колечко»,
«Ручеек», «Путаница», «Тише едешь — дальше будешь» и другие, которые помогают дошкольникам стать добрее и ближе друг к другу, больше доверять окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зелёные лягушата" организованная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми корреционно-образовательными потребностями

Организованная деятельность детей старшего дошкольного возраста по курсу "Цветомузыкальная терапия" (зелёный цвет)...

Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием приемов арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста "Веселые котята"

Конспект предназначен для открытого просмотра по кружковой работе "Разноцветные ладошки" (нетрадиционное рисование)...