ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация
Иногда воспитатели выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра - это и есть воспитание: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pora_prevrashcheniy.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОРА ПРЕВРАЩЕНИЙ
Иногда воспитатели выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы
все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра — это и есть
воспитание: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом
огромном и сложном мире.
ЕЖ
Игра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.
Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются
иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи
остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.
(Повторить три раза.)
ХИЩНИК
Игра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.
Дети выбирают для себя какой-либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и пр.),
располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу
свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и
достоинство каждого.
ХОР
Игра реализует вербальную потребность детей, объединяет их и организует.
Каждый ряд детей в группе получает свой звук для пения (А-О-И-У-Е). Взрослый дирижирует:
сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым задавая громкость звучания.
Громкость изменяется от максимальной до минимальной: плавно или скачкообразно.
Заканчивается игра тихим пением.
УЛЕЙ
Игра реализует вербальную потребность детей.
Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но почувствовав,
что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако
волнения напрасны, и пчелы успокаиваются.
ПОПУГАЙЧИКИ
Игра реализует вербальную активность детей, развивает у них слуховое внимание.
Ведущий произносит слова или имитирует голоса животных и выбирает глазами
«попугайчика». «Попугайчики» повторяют слова и голоса с такой же интонацией, как у
ведущего.
ХЛОПКИ
Игра реализует двигательную потребность детей, развивает у них слуховое внимание, организует
их.
Если дети в занятия никак не могут успокоиться, воспитатель может хлопнуть в ладони в определенном ритме и попросить самого расшумевшегося ребёнка повторить хлопки. Затем тотчас предложить повторить эти же хлопки любому, кто услышал заданный ритм. Далее все дети повторяют хлопки. Ведущий выбирает детей
взглядом.
Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается.
Правило: кто хлопает, не поймав взгляд, тот пропускает ход.
Вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др.
ПОРЯДОК В КЛАССЕ
Игра организует детей, переключает их с одной деятельности на другую, активизирует зрительное
внимание.
Детям предлагается закрыть глаза. Ведущий в это время беззвучно меняет что-то в
оформлении группы (например, снимает цветок с окна.
Чем старше дети, тем больше можно сделать изменений (до пяти).
Ребятам дается команда: «Открыть глаза и навести порядок в группе».
Правило: кто быстрее всех увидит все изменения в группе, тот становится ведущим. Кто
раньше, чем нужно, открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не
участвует.
Вместо перестановки предметов можно попросить нескольких детей поменяться местами.
СОЛНЦЕ
Игра активизирует детей, создает положительное настроение.
Дети сидят за столами. Воспитатель произносит слово ««солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.
ВЕТЕР
Игра успокаивает детей.
Дети стоят. Когда ведущий произносит слово «ветер», дети делают максимально глубокий
вдох животом и медленный выдох.
Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным.
СОЛДАТ В ТЕМНОТЕ
Игра объединяет детей, развивает у них пространственное восприятие.
Ведущий выбирает «солдата», завязывает ему глаза и дает команды, которые он должен
выполнять, например: шаг вперед, два шага влево и т.п. Все остальные стоят в ожидании,
когда «солдат» подойдет близко к товарищу. «Солдату» необходимо угадать, к кому он
подошел.
Далее «солдатом» становится другой ребенок.
ПОМОГИ ДРУГУ
(вариант игры «Слепой и поводырь» с позитивным названием)
Игра объединяет детей, развивает у них чувство эмпатии.
Дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, а его напарник помогает ему пройти через
препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем дети в
парах меняются ролями.
ПОДСНЕЖНИК
Релаксационная игра
Инструкция взрослого
Вы уже готовы играть? Тогда пришла пора превращений! Ваши руки превращаются в
лепестки, а тело — в нежный стебелек. Вы будете красивыми цветами, подснежниками.
В лесу, под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал
голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко пригревает все сильнее, лучики солнца
постепенно будят цветок, он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб,
поднимается, встает.
Ласковое солнышко так далеко, а цветочку хочется почувствовать тепло. Ведь кругом еще
снег: этот цветок в лесу появляется самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все
выше, выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним
теплом. Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я —
первый весенний цветок, и зовут меня подснежник», — кивает он всем головой.
Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные
стороны.
Цветочек склоняется все ниже и ниже и совсем ложится на проталину.
Бегут ручьи, и вода подхватывает наш подснежник в долгое, сказочное путешествие. Он
плывет и удивляется чудесным весенним превращениям. А вот он приплывает в какую-то
сказочную страну. Поднимается, осматривается. Чему-то удивляется и радуется.
Чему удивился подснежник? Расскажите друг другу.
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Релаксационная игра
Инструкция взрослого
Солнечный зайчик,
Милый наш друг,
Поможет нам с пользою
Провести досуг.
Выбери место удобное скорей,
можешь лечь или сесть —
тебе это видней.
Как глаза закроешь,
шепотом скажи:
«Солнечный зайчик в гости приходи!»
Пальцы рук почувствовали легкое тепло,
Выше поднимается к плечикам оно.
Прыгнул зайчик в ножки,
Стал коленки греть.
Ножкам хорошо так —
Хочется взлететь.
Вот погрел он ножки,
Притронулся к спине.
Плечики согрелись,
Как приятно мне.
Шейку зайчик греет,
Щечки, ушки, нос.
Добрую улыбку
Зайчик нам принес.
Язычок стал мягким.
Рот открылся чуть.
Солнечный наш зайчик
Приглашает в путь.
В сказку вместе с другом,
мы с радостью пойдем.
Любуемся цветами, песенки поем.
Нам пора вернуться,
Встретимся опять.
Все, что ты увидел,
Хочешь рассказать?
Также дети с удовольствием играют в известные народные игры «Колечко»,
«Ручеек», «Путаница», «Тише едешь — дальше будешь» и другие, которые помогают дошкольникам стать добрее и ближе друг к другу, больше доверять окружающим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зелёные лягушата" организованная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми корреционно-образовательными потребностями
Организованная деятельность детей старшего дошкольного возраста по курсу "Цветомузыкальная терапия" (зелёный цвет)...
"Синяя птица" организованная образовательная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми коррекционно-образовательными потребностями
Конспект образовательной деятельности по курсу "Цветомузыкальная терапия" для детей старшего дошкольного возраста...
"Солнечные лучики" Организованная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми коррекционно-образовательными потребностями
занятие по курсу "Цветомузыкальная терапия" (жёлтый цвет)...
Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»
Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием приемов арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста "Веселые котята"
Конспект предназначен для открытого просмотра по кружковой работе "Разноцветные ладошки" (нетрадиционное рисование)...