Программа игровой терапии для детей с умственной отсталостью
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Морозова Елена Петровна

Программа разработана для коррекции поведения и эмоционального состояния детей с умственной отсталостью. Опробирована в условиях интернатного проживания на детях от 7 до 17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа игровой терапии51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа разрабатывалась на основе игр и упражнений, представленных в книгах Петрусинского В.В., Розановой Е.Г и Светлановой И.А.

Цель программы: Оказать психологическую помощь детям, ориентируясь на индивидуальные особенности, закономерности психического развития.

Задачи программы:

1. Способствовать психическому и личностному развитию детей.

2. Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности детей.

3. Снять эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми.

4. Создать атмосферу безопасности и поддержки.

При построении программы учитывались следующие принципы.

1.        Принцип комплексного воздействия.

2.        Принцип практической направленности.

3.        Принцип интегрированного подхода. Он дает возможность одновременно решать на уроке несколько разноплановых задач.

4.         Принцип доступности. Игровой материал подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей данной категории детей.

Занятие состоит из трёх частей:

I.   Вводная часть.

     Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребёнка к совместному занятию, настроить детей на активную работу.

II.  Основная часть.

      Цель: решение основных задач конкретного занятия.

III. Заключительная часть.

      Цель: закрепление положительного эффекта, достигнутого на занятии, приведение в равновесие эмоционального фона ребёнка.

Программа состоит из шестнадцати занятий, восемь из которых индивидуальные, и еще восемь групповые. Так же перед началом занятий была проведена ознакомительная лекция для сотрудников интерната, с целью познакомить их с методикой проведения игротерапии, ее достоинствами и возможностями.

Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком из группы, на каждого ребенка отводится 30 минут времени, с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка время варьировалось от 20 до 30 минут.

Содержание программы.

Индивидуальные занятия.

Первое занятие:

Тактильная игра «Ладушки» -  игра представляет собой ритмичные хлопки ладонями под стишок-потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Как остынут — поедим

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели.

И полетели!

Существует несколько вариантов игры в «Ладушки»:

- маленькому ребенку можно рассказывать стишок, делая с ним вместе пальчиковую гимнастику, поглаживая и массируя ладошки и кончики пальчиков;

- для ребенка постарше более подходящим станет другой вариант: взрослому нужно взять ручки малыша в свои руки и ритмично «хлопать» ладошками, помогая ребенку совершать правильные движения;

- «классический» вариант игры в «Ладушки», когда два игрока одновременно совершают хлопки ладонями в определенной последовательности: каждый игрок хлопает в свои ладоши, потом по ладошкам другого игрока, затем  один хлопок в свои ладоши и хлопки по ладошкам другого игрока «по диагонали» - правой рукой по левой руке партнера и наоборот. Весь цикл хлопков подстраивается под ритм стишка и повторяется по кругу.

Занятие с доской Сегена – по возможности ребенок сам выполняет задание удобным ему способом. Если у ребенка возникают затруднения, можно подбодрить его или помочь найти нужный вариант.

Дидактическая игра «Вежливые слова» - эту игру можно использовать при индивидуальной работе с ребенком, а так же при групповом взаимодействии. В индивидуальном варианте ребенок и взрослый садятся друг напротив друга и стараются по очереди назвать все вежливые слова, которые им известны, взрослый может помогать ребенку в ходе игры, давать ему подсказки.

Второе занятие:

Игра для развития мимики «Зеркало» - ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу, и взрослый предлагает ребенку повторить ту эмоцию, которую он показывает. Затем ребенок должен повторять последующие изменения мимики взрослого, а взрослый по возможности должен менять выражение лица с каждым разом все быстрее.

 Занятие с развивающими кубиками. Можно в начале занятия посмотреть, что именно будет делать ребенок с предоставленными ему кубиками. Затем взрослый должен четко контролировать действия ребенка. Важно доступным образом объяснить ребенку, что от него требуется, при необходимости показать наглядно.

Игра имитация «Обезьянка» - развивает способность подражать мимике и жестам, а так же координацию движений. Взрослый предлагает ребенку представить, что он обезьянка, и повторять все движения и мимику взрослого. Во избежание получения травм, демонстрировать рекомендуется простые движения в умеренном темпе.

Третье занятие:

Тактильная игра «Ладушки».

Занятие с развивающими пирамидками – ребенку дается пирамидка состоящая из колец различных цветов и стоечки, на которую кольца нанизываются. Способствует развитию интеллекта и логического мышления, совершенствует мелкую моторику рук, координацию движений, учит восприятию цвета, формы и размеров. Взрослый может давать ребенку задания по ходу сборки пирамидки, к примеру, называть следующий цвет, или предлагать собрать ее от меньшего к большему и наоборот.

Игра «Ласковый ребенок» - учит ребенка проявлять эмоционально-тактильные и вербальные способы взаимодействия с людьми. Сначала взрослый показывает ребенку пример: улыбка, объятия, зрительный контакт, взять за руку. Все это сопровождается комментариями к своим действиям, похвалами ребенка. А затем ребенку предлагается повторить те же действия, проявить свою нежность, сопровождая похвалами ребенка и эмоциональным откликом. Так же эта игра способствует снижению проявлений агрессии.

Четвертое занятие:

Игра для развития мимики «Зеркало».

Занятие с кинетическим песком – ребенку предоставляется кинетический песок и различные формочки. Игра с песком не требует от взрослого контроля над действиями ребенка, он может исполнить роль включенного наблюдателя, задавать вопросы ребенку, играть вместе с ним. Это способствует развитию мелкой моторики и хорошо подходит для релаксации.

Дидактическая игра «Вежливые слова».

Пятое занятие:

Игра-разминка «Деревцо» - небольшая физическая разминка для ребенка, под чтение взрослым, или совместно с ребенком стишка, выполняется ряд действий.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются и тянутся руками вверх.

Занятие с доской Сегена.

Игра имитация «Обезьянка».

Шестое занятие:

Физкультурная минутка – небольшая разминка с использованием простых упражнений: наклоны, взмахи руками, разминка пальцев рук, приседания. Взрослый показывает упражнение, а ребенок повторяет за ним.

Занятие с крупными пазлами – ребенку предоставляются крупные пазлы, с яркой картинкой, и предлагается их собрать в единое целое. Развивает мелкую моторику, восприятие целостности предмета, умение мыслить логически. При необходимости взрослый может оказать ребенку помощь.  

Игра «Ласковый ребенок».

Седьмое занятие:

Игра-разминка «Деревцо».

Занятие с развивающими кубиками.

Упражнение «Пропеллер» - развивает подвижность плечевых суставов и поясницы, согревает организм, улучшает координацию движений. Представляет собой разнонаправленные круговые махи вытянутыми руками в положении стоя, ноги на ширине плеч. Необходимо наблюдать за ребенком, за скоростью выполнения махов и за координацией движения. Можно повторить несколько раз, меняя направление движения рук.

Восьмое занятие:

Тактильная игра «Ладушки».

Занятие с кинетическим песком.

Дидактическая игра «Вежливые слова».

Групповые занятия. Время групповых занятий увеличивается каждый раз. Первое занятие длится максимум 40 минут, последнее занятие должно быть не менее одного часа.

Первое занятие:

Игра «Знакомство» - игра с мячиком, развивает реакцию и моторику рук, память и умение знакомиться с новыми людьми. В начале мяч бросает ведущий взрослый, каждый ребенок по очереди ловит мяч и называет свое имя, ведущий, в последний раз поймав мячик, также называет свое имя. Затем мячик бросают все по очереди и называют имя того, кому он брошен.

Занятие с кинетическим песком.

Упражнение «Замедленные движения» - развивает умение регулировать мышечное напряжение. Упражнение выполняется в положении сидя, все дети и ведущий должны принять удобную позу и положить руки на колени. Затем ведущий показывает движение одними только кистями рук, сжимает пальцы рук в кулаки, как можно медленнее, а затем разжимать их. Вместе с ведущим дети повторяют движения. Выполняется каждой рукой по отдельности. После выполнения упражнения детям предлагается встать и встряхнуть руками.

Второе занятие:

Игра «Паровозик» - учит подражать различным звукам и взаимодействию друг с другом, а так же улучшает координацию движений. Ведущий играет роль паровоза, а дети становятся вагончиками, цепляясь друг за друга, двигаются и имитируют различные звуки поезда. Темп движения ускоряется и замедляется, «паровозик» петляет между различными искусственными преградами.

Упражнение «Фокусировка» - развивает умение фокусироваться на объектах, улучшает координацию движений, помогает выучить названия частей тела. Дети рассаживаются на стульчики, ведущий садится напротив. Дальше ведущий громко называет какую-либо часть тела и действие, которое нужно совершить и выполняет это сам, отзеркаливая для детей.

Игра «Дотронься до…» - развивает внимание, помогает выучить цвета. Все дети становятся в хаотичном порядке, ведущий напротив. Далее ведущий произносит игровую фразу «дотронься до …» и называет какой-либо цвет. Дети ищут нужный цвет в окружающих вещах, одежде своей и друг друга, и берутся за нужный предмет. Можно предложить детям (если они разговаривают) побыть в роли ведущего и принять активное участие в игре, это повышает доверие детей к взрослому.

Третье занятие:

Тактильная игра «Ладушки».

Игра имитация «Зоопарк» - развивает внимание, помогает выучить названия животных, развивает умение подражать. На первом этапе игры ведущий называет животное, а дети и сам ведущий изображают его – звуками и движениями. На втором этапе, дети по очереди изображают животное, которое сами выберут, а остальные пытаются угадать, что за животное показано.

Дидактическая игра «Вежливые слова».

Четвертое занятие:

Физкультурная минутка,

Игра «Играем вместе» - учит детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом, развивает навыки коммуникации. В качестве оборудования для игры применяются различные парные игрушки (паровозик – вагончик). Игрушки раздаются детям, заранее расставленным парами. Ведущий предлагает детям поиграть вместе и наблюдает за происходящим. Затем ведущий помогает детям, которые не хотят взаимодействовать или у них не получается, показывает как это можно делать в соответствии с назначением игрушек. В конце игры важно эмоционально поощрить всех детей за старания.

Игра для развития мимики «Зеркало».

Пятое занятие:

Игра-разминка «Деревцо»,

Занятие с конструктором – развивает мелкую моторику, помогает развить коммуникативные навыки, учит сотрудничеству. Детям предоставляется конструктор с большим количеством деталей. Взрослый может предложить детям какое-то несложное задание, которое они будут выполнять вместе, либо дать детям возможность играть самим, контролируя их взаимодействие.

Игра «Ручеек» - помогает снять эмоциональное и физическое напряжение, развивает координацию движений. Для игры необходимо нечетное количество детей. Дети встают парами, берутся за руки и образуют подобие арки, оставшийся без пары ребенок становится водящим, он пробегает под «аркой» и выбирает одного из детей, и они образуют пару в начале «коридора». Ребенок, потерявший пару проходит под «аркой» и забирает себе кого-то из детей. Игра может продолжаться до тех пор, пока детям не надоест или если они устанут.

Шестое занятие:

Упражнение «Пропеллер»,

Игра «Передай мяч» - учит взаимодействию, помогает запомнить имена друг друга. Для игры используется небольшой мячик, который передается детьми по кругу или в хаотичном порядке. Важно, чтобы ребенок, передающий мяч, называл того кому его отдает по имени. Если ребенок не может разговаривать, он должен жестами обратить на себя внимание того, кому хочет передать мяч. Ведущий участвует в игре, показывая пример и эмоционально поощряя детей.

Игра «Ласковый ребенок».

Седьмое занятие:

Игра «Паровозик»,

Занятие с кинетическим песком,

Упражнение «Замедленные движения».

Восьмое занятие:

Тактильная игра «Ладушки»,

Игра для развития мимики «Зеркало»,

Упражнение «Фокусировка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна)

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования  для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна). Полностью с Программой можно на сай...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с умственной отсталостью

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи:• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с умственной отсталостью...

Педагогические условия развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

Игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды  деятельности  и формируются умения коллективных творческих действий и...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет (разновозрастная дошко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии план...