Программа игровой терапии для детей 5-6 лет .
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Для  преодоления  и  предупреждения  агрессивного  поведения  маленьких  детей   можно  использовать  коллективные  игры, способствующие  выработке  у  них  терпимости  и  взаимовыручке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deviant.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников  Калининского района Санкт-Петербурга

Программа   игровой  терапии  для  детей  5-6  лет .  

                                                               Составила  педагог  дошкольного

образования  и   воспитания  

высшей  категории  

Белорукова  М.Б.

        

                                                        С-Петербург-2014-

Пояснительная  записка

Многим  маленьким детям  свойственна  агрессивность. Переживания  и  разочарования  ребенка, которые  взрослым  кажутся  мелкими  и  незначительными, оказываются  весьма  острыми  и  труднопереносимыми для  ребенка  именно  в  силу   незрелости  его  нервной  системы. Поэтому  наиболее  удовлетворительным  для  ребенка  решением  может  оказаться  и  физическая  реакция, особенно  при  ограниченности  способности  ребенка  к  самовыражению.

Выделяются  две  наиболее  частые  причины  агрессии   у  детей;

1.Боязнь  быть  травмированным, обиженным, подвергнуться  нападению, получить  повреждение. Чем  сильнее  агрессия ,тем  сильнее  стоящий  за  нею  страх.

2.Пережитая  обида, или  душевная  травма, или  само  нападение. Очень  часто  страх  порождается  нарушенными  социальными  отношениями  ребенка  и  окружающих  его  взрослых.

   Физическая  агрессия  может  выражаться   как  в  драках, так  и  в   форме  разрушительного  отношения  к  вещам. Но  агрессивность  необязательно  проявляться   в  физических  действиях. Некоторые  дети  склонны  к  так  называемой  вербальной  агрессии/оскорбляют, дразнят, ругаются/,за  которой  часто  стоит  неудовлетворенная  потребность   почувствовать  себя  сильным  или  отыграться  за  собственные  обиды.

  Для  преодоления  и  предупреждения  агрессивного  поведения  маленьких  детей   можно  использовать  коллективные  игры, способствующие  выработке  у  них  терпимости  и  взаимовыручке.

Целью   программы  является  коррекция  физической  и  вербальной  агрессивности   у  шестилетнего  дошкольника.

           Задачи;

1.Коррекция  агрессивного  поведения  ребенка , обучение  способам  выражения  гнева.

2.Развить  и  укрепить  уверенность  в  себе, произвольность  поведения.

3.Профилактическая  задача-профилактика агрессивного  поведения.

          Стратегия  и  тактика  игровой  терапии.

Время  проведения  коррекционных  игр-до  обеда  в  детском  саду  или  после  полдника, в  группе  или  в  спальной  комнате  два  раза  в  неделю. В  индивидуальном  порядке  с  клиентом, вовлекая  в  игру  всех  желающих  детей.

Предполагается  развитие  у  ребенка  таких  качеств, как  эмпатия, доверие  к  людям, которые  устраняют  агрессивность  в  поведении. Форма  участия  родителей-  наблюдение  за  ребенком  в  домашних  условиях  и  эпизодическая  включенность  /рекомендации  воспитателя  в  поведении  родителей  по  отношению  к  своему  сыну/

Особого  материала  и  оборудования  для  проведения  игр  не  требуется,  за  исключением  тех,  которые  рекомендованы.

содержание

цель

время

                                   

Занятие  1.                                      Игра  ‘Спонтанное  рисование’’/листы  бумаги  разной  формы, ножницы, краски, карандаши,

Разнообразный  материал для  аппликации/

 Развитие  фантазии, отреагирование  негативных   переживаний, снятие  эмоционального  напряжения.

.

25-30  минут.

.

.

Занятие 2.                        Игра ’’Мирные  и  воинственные’’                                  /музыкальные  инструменты  для  каждого  играющего/        

Развитие  умения  слушать  и  концентрировать  внимание; стимулировать  общение, высвобождение  энергии.

20-25  минут

Занятие  3.                                  Игра ‘’Говори’’  /c  мячом/      

Развитие  внимания  и  произвольности.

25-30  минут

Занятие  4.                                  Игра ‘’Живая  картина’’/cтол, стулья/  

Развитие  выразительности  движений, произвольности  коммуникативных  навыков.

25-30  минут

Занятие  5.                                             Игра  ‘’Колдун’’

Развитие  невербальных  средств  общения.

25-30  минут.

Занятие  6.                                Игра ’’Улитка’’

Развитие  выдержки  и  самоконтроля.

25-30  минут.

Занятие  7.                                Игра ’’Крокодил’’

Развитие  легкости, наблюдательности, снятие  страхов.

30  минут.

Занятие  8.                                        Игра ‘’Осьминог’’

Развитие  навыков  работы  в  команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.

25-30  минут.

Занятие  9.                             Игра ’’Зоопарк’’

Развитие  коммуникативных  способностей  ,умение  распознавать  язык  мимики  и  жестов, снятие  телесных  зажимов.

25-30  минут.

Занятие  10.        

Игра  ‘’Cтаренькая  бабушка’’

Развитие  коммуникативных  навыков, доверия, эмпатии, развитие  моторной  ловкости.

30  минут.

Занятие  11.

Игра ‘’Жужа’’

Отреагирование  отрицательных  эмоций.

25-30  минут.

Занятие  12.

Игра  ‘’На  мостике’’

Развитие  коммуникативных  навыков, моторной  ловкости.

25-30  минут.

Занятие  13.

Игра ‘’Мяч  в  круге’’/атрибуты  различных  профессий/градусники, кастрюли, гармошки/

Развитие  координации  движений, навыков  невербального  общения.

25-30  минут.

Занятие  14.

Игра  ‘’Две  игрушки-поменяйтесь    местами!’’

Развитие  моторной  ловкости, внимания, координации  движений.

25-30  минут.

Занятие  15.

Игра ‘’Услышь  свое  имя’’

Развитие  скорости  реакции, моторной  ловкости.

30  минут.

Всего  15  занятий  ,общее  количество  времени  проведения игр   7  часов  30  минут.

                   Основное  содержание

1.Игра  «Спонтанное  рисование»

Цель-развитие  фантазии, отреагирование  негативных  переживаний, снятие  эмоциональной  напряженности.

Необходимые  приспособления-листы  бумаги  разной  формы(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),ножницы, карандаши, разнообразные  материалы  для  аппликации.

Описание  игры.

В  помещении  включается  приглушенный  свет, приятная, негромкая  музыка. В  течение  45  минут  ребенок  может  рисовать  все, что  захочется, украшать  рисунок  аппликацией………

Комментарии; cпонтанное  рисование  помогает  выйти  из  депрессии, снимает  психологическое  напряжение, актуализирует  чувство  меры- ребенок останавливается, когда  понимает, что  экспериментировать  больше  не  стоит. Чувства  отражаются  на  бумаге.

Задачи  взрослого - дать  ребенку  полную  свободу, разрешить действовать  по  полю  листа  так, как  ему  хочется.

        Интересное  наблюдение; редко  кто  из  детей  сразу  понимает  суть  задания, им  не  ясно, что  рисовать  и  как это  сделать. Это  горький  ответ  взрослым  на  их  постоянные  запреты  и  ограничения.

2.Игра  «Мирные»  и  «воинственные».

Цель -развить  умение  слушать  и  концентрировать  внимание ,стимулировать  общение, развитие  способности  различать  звуки, высвобождение  энергии.

Необходимые  приспособления- музыкальный  инструмент  для  каждого  играющего.

Описание  игры.

Все  дети  выбирают  себе  музыкальные  инструменты. Те, кто  выбрал  тихо  звучащие  относятся  к  племени’’ мирных’’. А  те, чьи  инструменты  звучат  громко - к  племени  ‘’воинственных’’. По  легенде  племена  живут  на  разных  берегах, поэтому  общаться  могут  только  посредством  звуков, по  очереди  играя  на  музыкальных  инструментах. Дети  могут  сопровождать  исполнение  танцами, соответственно  музыке - спокойными  или  энергичными.  

Комментарии; важно  оговорить  с  детьми,что  громкое  звучание  инструмента - это  отражение  его  характера, который  можно  показать  движением, танцем, мимикой. Но  даже характер  можно  изменить, если  очень  постараться. И  после  того, как  одни  дети  ‘’навоюются’’  вдоволь,  а  другим  надоест  быть  ‘’мирными’’ ,можно  попытаться  предложить  изменить  характер. Это  хорошая  возможность  для  детей  попробовать  разные  стили  поведения, найти  для  себя  наиболее  подходящий.

3.Игра  «Говори!»

Цель –развитие  внимания, произвольности.

Необходимые  приспособления-  мячик.

Описание  игры.

 Взрослый  предлагает  детям  сыграть  в  игру  в  вопросы  и  ответы, но  предупреждает, что  отвечать  на  вопросы  можно  только  после  слова  ‘’Говори’’. После  вопроса  бросить    мяч ,обязательно  сделать  паузу, лишь  потом  сказать  ‘’Говори’’. Вопросы  могут  быть  любыми, например;

’’Какие  времена  года  вы  знаете?’’ ….‘’Говори?’’

Какое  сейчас  время  года?..........Говори.

Какой  сегодня  день  недели?...........Говори.

Какой  сейчас  месяц?............Говори.

‘’Сколькой  дней  в  неделе?’’..’’.Говори.’’

‘’Сколько  дней  в  году?’’...’’Говори.’’

‘’Какого  цвета у  Маши  платье? ’ ’...’’.Говори.’’

‘’Какого  цвета  столы  в  группе?’ ‘...’’Говори.’’

4.Живая   картина

Цель-развитие  выразительности  движений, произвольности, коммуникативных  навыков.

Описание  игры.

Дети  создают  сюжетную  сценку  и  замирают. Изменить  позу  они  могут  лишь  после  того, как  водящий  угадает  название  ‘’картины’’.

Комментарии; Несмотря  на  то, что  основная  цель  игры - создание  ‘’живой  картины’’, акцент  в  ней  делается  на  развитие  умения  договариваться, находить  общий  язык. Эта  игра  будет  особенно  полезна  детям, испытывающим  трудности  в  общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым ) . Взрослому  лучше  занимать  позицию  наблюдателя. Его  вмешательство  требуется  только  в  случае  ссор  детей.

5.Колдун

Цель- развитие  невербальных  средств  общения.

Описание  игры.

Дети  выбирают  ‘’колдуна’’. ’’Колдун’’ придумывает  какое-либо  действие  ,с  помощью  которого  он  лишает  заколдованного  ребенка  говорить. Заколдованный  должен  при  помощи  жестов  и  мимики  рассказать, как  его  поймал  в  плен  ‘’колдун’’,  свои   ощущения  в  момент  пленения. Все  его  движения  и  выражения  лица  дети  описывают  словами. Заколдованный  старается  жестами  выразить  свое   отношение  к  их  описанию  - правильно  ли  его  поняли.

Комментарии ; все  дети  должны  побывать  в  роли  заколдованного  и  в  роли  ‘’колдуна’’. Чтобы   разнообразить  мимические  этюды, можно  задавать  детям  вопросы, касающиеся  их  эмоционального  состояния, самочувствия  и  т.д.

6.Улитка

Цель-развитие  выдержки  и  самоконтроля.

Описание  игры.

 Дети  становятся  в  одну  линию  и  по  сигналу  начинают  медленно  продвигаться  к  заранее  оговоренному  месту, причем  нельзя  останавливаться  и  разворачиваться.  Побеждает  пришедший  к  финишу  последним.

Комментарии; чтобы  выполнить  правила  этой  игры, детям  дошкольникам  требуется  приложить немало  усилий, так  как  они  активны  и  подвижны.

Особенно  полезно  включать  эту  игру  в  работу  групп, в  которых  участвуют  конфликтные ,агрессивные  дети.  Также  ее можно  использовать в  работе  с  гиперактивными  детьми, но  лишь  на  последних  этапах  коррекции.

 

7.Крокодил

Цель-развитие  ловкости, наблюдательности  и  снятие  страхов.

Описание  игры.

Дети  выбирают  ‘’крокодила’’. Выбранный  вытягивает  руки  вперед  одна  на  другой  -это  пасть  крокодила – и  ходит  по  комнате, площадке, напевая  песенки, пританцовывая , подпрыгивая. Тем  временем  дети  в  пасть  кладут  руки. В  какой-то  момент  крокодил  смыкает  пасть. Кто  не  успел  выдернуть  руку, становится  ‘’крокодилом’’. Комментарии; в  роли  крокодила  должно  побывать  как  можно  большее  количество  детей, чтобы  почувствовать  на  себе  смену  ролевых  ощущений.

8.Осьминог

Цель-развитие  навыка  работы  в  команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.

Необходимые  приспособления - теннисные  мячики.

Описание  игры.

Четыре  ребенка  ложатся  на полу  и  по  кругу, в  центре  соединяясь  друг  с  другом  ногами. Это  ‘’осьминог’’ ,между  его  щупальцами( руками  детей)  расположены  ‘’икринки’’(мячики).Остальные  дети – ‘’рыбки’’. ’’Рыбки’’  ‘’плавают’’  между  щупальцами  ‘’осьминога’’  и  собирают  ‘’икринки’’. ’’Осьминог’’  активно  мешает  ‘’Рыбкам’’. Побеждает  рыбка, которая  собрала  больше  всех  ‘’икринок’’. Если  осьминог  сможет  поймать  какую-нибудь  рыбку  и  посадить  ее  в  центр  круга, то   она  выбывает  из  игры. Комментарии; игра  требует  от  детей    высокой  концентрации  внимания- как  от  рыбок,  так  и  от  осьминога, Поэтому  часто  наблюдается  преобладание  негативных  эмоций. Взрослый  должен  вовремя  это  заметить  и  переключить  детей. Иногда  даже  целесообразно  приостановить  игру.  

 

9.Зоопарк

Цель-развитие  коммуникативных  способностей, умение  распознавать  язык  мимики  и  жестов, снятие  телесных  зажимов.

Описание  игры.

Интересно  играть  командами. Одна  команда  изображает  разных  животных, копируя  их  повадки, позу, походку.  Вторая  команда  -  зрители – они  гуляют  по  ‘’зверинцу’’ , ‘’фотографируют   животных ‘’  ,  хвалят  их  и  угадывают  название. Когда  все  животные  будут  угаданы ,  команды  меняются  ролями.  

Комментарий;  нужно  стимулировать  детей  к  тому,  чтобы  они  передавали  повадки  того  или  иного  животного, а  также  по  своему  желанию  наделяли  какими-либо  чертами  характера.

10.Старенькая  бабушка

Цель-развитие  коммуникативных  навыков, доверия, эмпатии, развтие  моторной  ловкости.

Необходимые  приспособления-платки  для  завязывания  глаз.

Описание  игры.

Дети  разбиваются  на  две  команды -  бабушки   и  дедушки  и  внуки  и  внучки. Старичкам  завязывают  глаза – они  очень  старенькие , поэтому  ничего  не  видят  и  не  слышат  ,  и  их  надо  непременно  отвести  к  врачу. Идти  придется  через  улицу  с  сильным  движением. Проводить  бабушек  и  дедушек  должны  их  внуки  и  внучки ,  постаравшись,  чтобы  их  не  сбила  машина. Затем  мелом  рисуют  улицу,  а  несколько  детей  становятся  машинами, бегая  по  улице  туда – сюда. Задача  внуков  не  только  перевести  старичков  через  дорогу,  но  и  показать  доктору. (Его  роль  играет  кто-нибудь  из  детей)  

Комментарии; перед  началом  игры  можно  побеседовать  с  детьми  о  необходимости  оказания  первой  помощи  пожилым  людям.  Нужно  потренироваться  в  принятии  характерной  позы. В  процессе  игры  взрослые  регулируют  отношения  между  играющими  детьми. Бабушки  и  дедушки  должны  доверяться  внукам,  машины  должны  соблюдать  правила.

11.Жужа

Цель - отреагирование  отрицательных  эмоций.

Необходимые  приспособления - полотенце.

Описание  игры.

Выбирается  ведущий  -  Жужа. Он  сидит  на  стуле  с  полотенцем  в  руках,  остальные  дети  бегают  вокруг  него  и  дразнятся,  строят  рожицы, щекотят   его . Когда  Жуже  это  надоест,  он  вскакивает  и  гоняется  за  обидчиками,  стараясь  ударить  их  полотенцем  по  спине.

Комментарии; нужно  настроить  детей  на  то,   что   дразнилки  не  должны  быть  обидными.  А  Жужжа  должен  терпеть  как  можно  дольше.

Следующим  Жужей  становится   первый  из  обидчиков, до  которого  он  

дотронется.

        

12.На  мостике.

Цель-развитие  коммуникативных  навыков, моторной  ловкости.

Описание  игры.

Взрослый  предлагает  детям  пройти  по  мостику  через  пропасть. Для  этого  на  полу  или  на  земле  чертится  мостик – полоска  шириной   30-40  сантиметров. По  условию  по  мостику  должны  с  двух  сторон  идти  одновременно  два  человека , иначе  он  перевернется. Также  важно  не  переступать  через  черту,  иначе  играющий  считается  провалившемся  в  пропасть  и  выбывает  из  игры. Вместе  с  ним  выбывает  и  второй  игрок  (потому  что  когда  он  остался  один,  мостик  перевернулся).Пока  два  ребенка  идут  по  мостику,   остальные  за  них  активно  болеют.

Комментарии ; приступив  к  игре  , дети  должны  договориться  о  темпе  движения ,следить  за  синхронностью,  а  при  встрече  на  середине  мостика  аккуратно  поменяться  местами  и  дойти  до  конца.

13.Мяч  в  круге.  

Цель-развитие  координации  движений, навыков  невербального  общения.

Необходимые  приспособления -несколько  мячей.

Описание  игры.

Дети  становятся  в  круг  и  бросают  друг другу  мячи,  предварительно  знаками  показывая  кому  будут  бросать. Если  тот, кому  был  брошен  мяч,  не  поймал  его,  он  выбывает.

Комментарии; условные  знаки  могут  оговариваться  заранее  или  быть  произвольными. Важно  также  заранее  оговорить,  что  знаки  не  должны  сопровождаться  словами.  Этот  уговор  может  стать  частью правил  игры.

14.Две  игрушки.

Цель-развитие  моторной  ловкости, внимания, координации  движений.

Необходимые  приспособления -две  игрушки.

Описание  игрушки.

Дети  становятся  в круг,  а  ведущий  одновременно  бросает  игрушки  двум  игрокам,  которые  должны  быстро  поменяться  местами.

Комментарии; игра  проводится  в  достаточно  высоком  темпе,  чтобы  увеличить  ее  интенсивность  и  сложность.  Тем  более ,  что  детям  дошкольного  возраста  еще  достаточно  трудно  выполнить  действия  разной  направленности ( как  в  данной  игре – поймать  игрушку,  увидеть  того,  кому досталась  вторая  и  поменяться   с  ним   местами)

15.Услышь  свое  имя.

Цель-развитие  скорости  реакции, моторной  ловкости.

Необходимые  приспособления - мяч.

Описание  игры.

Играющие  становятся  в  круг,   спинами внутрь  круга.  Игрок, у  которого  в  руках  мяч  бросает  его  в  круг,  называя  при  этом  имя .Названный  ребенок  должен  повернуться  лицом  и  внутрь  круга   и  поймать  мяч.  Победителем  становится  тот,   кто  ловил  мяч  чаще  других.  

Комментарии ;  часто  в  порыве  игры  первый  участник  очень  сильно  забрасывает  мяч,  и  названный  ребенок  не  может  его  поймать. В  таком  случае  с  детьми  оговариваются  штрафы,  которые  будут  накладываться  на  первых игроков.  Это  может  быть  и  чтение  стихотворения,  прыжки  на  одной  ноге  по  кругу – все  зависит  от  участников.

                   

                       

                                   Список  использованной  литературы

1. Е.К.  Лютова   Г.Б.  Монина. Тренинг  эффективного  взаимодействия  с

 детьми. СПб.,2007.

2.Под  редакцией  профессора  Т.Д.  Марцинковской. М.  2007.

3.Практикум  по  детской  психологии   Г.А.  Широкова   Е.Г.Жадько   Ростов

 – на -  Дону ,2007  

4.Под  редакцией  И.В.Дубровиной  Практическая  психология  образования

 М. ,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...