Консультация: «Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников»
консультация

Харитонова Ольга Константиновна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_volonterstvoe_dvizhenie_v_detskom_sadu.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников»

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род    занятий, участников по совместной деятельности» (п.4.6.)

А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтёрство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации –волонтёрство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу.

Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющего родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована  доброй волей состоит в том, что оно приведет:

-к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

-к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде;

-к повышению рейтинга образовательного учреждения.

Воспитание личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самостоятельности, гармоничному взаимодействию с другими людьми, стало целью волонтёрской деятельности, а её реализация осуществляется через решение задач:

-создание условия для повышения социальной активности, инициативы и самореализации дошкольников;

-сформирование отряда волонтерского движения с привлечением школьников, родителей и систематизация ее работы;

-мотивирование детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников. Создание волонтёрского отряда в нашем учреждении начиналось с разработки визуального ряда, а именно эмблемы, в качестве которого взяты силуэты ладоней взрослого и ребенка в виде голубя, с мотивирующим призывом «Хочу помочь!», символизирующим суть волонтёрского движения.

В состав отряда волонтёров «Дорогою добра» вошли дошкольники старшей группы №3 нашего учреждения, в которых проходило обучение волонтеров определенным знаниям и коммуникативным навыкам. Постоянное освоение новых волонтерских умений является важным моментом технологии  волонтерства.

В целевых ориентирах ФГОС ДО, в качестве возможных достижений

дошкольника отмечены:

-проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти

на помощь тем, кто в этом нуждается;

-проявлять уважение к старшим и заботу о младших.

Всё это на языке детей означает «делать добрые дела!»

Отличным местом для их реализации стала «Неделя добрых дел».

Своим примером и конкретной помощью волонтёры, во время операции «Помогайка», научили малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами», – так говорят ребята волонтёрского отряда «Дорогою добра», когда изготавливают с младшими дошкольниками подарки к Дню матери, игрушки на Ёлку, раздаточный материал для обучения счёту, рисуют на прозрачном стеклянном мольберте и т. д.

Любимой волонтёрам и операцией, где происходит передача опыта, является «Поиграйка».

Старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: и подвижные, и сюжетно-ролевые, и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника: научить партнёра игре. Делали из лего интересные постройки, для ребят младшей и средней групп, ремонтировали книжки, ухаживали за комнатными растениями – всё это трудовой десант «Недели добрых дел» волонтёрского отряда.

Волонтёры помогали проводить элементарные опыты, исследовать свойства предметов и явлений.

Совместно с младшими дошкольниками, развивали познавательную активность, логическое мышление, фантазию, организуют самостоятельный поиск, добивались результатов и отстаивали свое мнение в операции «Почемучка».

Волонтёры нашли место для применения способностей и в проведении

совместных фольклорных праздников: «Весёлые посиделки», «Праздник

русского платка»,  и другие, где знакомили малышей с бытом,

традициями, обычаями русского народа и своим примером мотивируя их к

изучению культурных ценностей. Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом –«Акция» с успехом применяется нашими волонтёрами. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило– она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума. Такие, как «Дорогие, мои, старики!»,

«Движение с уважением», «Помоги птицам» и др.

В рамках сетевой кооперации с центром социальной защиты населения

отряд волонтеров «Дорогою добра» представил для мам детей с ограниченными возможностями здоровья музыкальное поздравление с песнями и танцами.

Благодаря тесному взаимодействию ДОУ и детско-юношеской спортивной

школы, на территории дошкольного учреждения создан ледовый каток, где

волонтёры-школьники помогают осваивать коньки. Пригласили к

сотрудничеству инспектора ОГИБДД, вместе с которой волонтёры изготовили для подшефных полезные подарки-брелоки со светоотражающими элементами. В тесном контакте работают совместные творческие группы волонтёров-школьников и детского сада, организуя праздники и спортивные мероприятия.

В дальнейшем выпускники ДОУ, поступая в первый класс школы, плавно

вливаются в деятельность школьного волонтерского движения, дополняя новым содержанием принцип преемственности.

Волонтёрство –активная форма включения родителей в жизнь ДОУ.

Узнав от детей о работе волонтёрского отряда, группа родителей предложила свою помощь в проведении конкурса снежных фигур, вечеров по интересам,

тематических праздников, в изготовлении птичьих домиков, поделок. Это

послужило идеей дальнейшего развития волонтёрского движения в ДОУ,

включением в него родителей.

Получены положительные эффекты от волонтёрства:

-волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить –коммуникативную;

-дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку

зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника;

-позитивные отклики детей, родителей, педагогов и школьников,

общественности;

-волонтёры осознают свою важную миссию –считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь;

-педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в еёпроявлении по выбору мероприятий и их

количеству;

-педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей

милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности–повысили свою

педагогическую компетентность.

Анализируя опыт образовательной практики –волонтерское движение,

планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и

тиражированием опыта, отслеживанием промежуточных результатов

работы отряда «Дорогою добра».

А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд были более коммуникабельны,

с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера.

Считаем, что главный ресурс технологии волонтёрства–это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при

которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный,

показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения.

Волонтёрское движение –гарантия того, что наши

дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми

на бескорыстную помощь ближнему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности»

Внедрение волонтерской  практики в деятельность детского сада,  направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриот...

Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности (опыт работы)

Опыт работы:  "Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности"...

Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников

     2018 год был объявлен Годом добровольца и волонтёра. Об этом Президент РФ Владимир Владимирович Путин  (Указ «О проведении в Российской Федерации Года д...

«Волонтерское движение в детском саду, как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников»

Волонтерская деятельность - это активные формы общения, взаимопомощи и самопомощи, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности. В результате своего труда ребенок получает не мат...

«Волонтерское движение в детском саду как форма проявления инициативы и самостоятельности старших дошкольников»

Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. Наша задача не дать иссякнуть мал...