Проектная деятельность в разных возрастных группах
проект
Этот материал рассказывает о проектной деятельности в детском саду. В нем объясняется, что такое проект, его основные этапы (проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация), цель проектного метода и различные виды проектов (индивидуальные, групповые, творческие, исследовательские и др.) с примерами. Также рассматриваются особенности каждого вида проектной деятельности и подчеркивается важность проектов для развития творческой личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.m._proektnaya_deyatelnost_prezentatsiya_pavlova_n.m._3.pptx | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности , который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Проект – это «пять П»
Основная цель проектного метода в дошкольных учреждениях Развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
По количеству Индивидуальные Групповые По содержанию Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) По доминирующему виду проектной деятельности Информационные Исследовательские Творческие Игровые Нормативные Типология проектов
Выделяют пять основных видов проектной деятельности творческая информационная нормативная игровая исследовательская
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием Участники проектной деятельности должны быть мотивированы ( нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование ) Проектная деятельность имеет адресный характер Общие особенности всех видов проектной деятельности:
Творческая проектная деятельность В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, как правило, осуществляется коллективно или совместно с родителями. Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, альбома, совместной газеты.
Исследовательская проектная деятельность Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестер) в сферу его интересов .
Нормативная проектная деятельность Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.
Информационная проектная деятельность В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки-раскладушки.
Игровая проектная деятельность Это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой ситуации, объединенные одной темой. Данные проекты должны предполагать максимальное использование наглядности, ведущую роль воспитателя во взаимодействии детей и создание экспрессивно-коммуникативного мотива общения.
Примерами проектов для младшей группы могут быть следующие темы: « Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке) «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) «Новогодние игрушки» (рассматривание новогодних игрушек, создание-оформление игрушек посредством раскрашивания и аппликации из готовых форм, развешивание игрушек на ёлке) Аналогичное по сложности содержание имеют Проекты для малышей «Вежливый Медвежонок», «Я расту», «Кто где живет?» и др.
Проекты для детей средней группы отличаются ярко выраженным познавательным характером содержания: они ориентированы на познание строения, свойств и качеств предметов и объектов. Это позволяет решать задачи обогащения словаря детей, развития умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах природы. Проекты в средней группе обязательно предполагают использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами и небольшими подгруппами, достижение значимых для детей результатов и создание необходимых для их деятельности продуктов.
Примерные темы проектов для детей средней группы могут быть следующими: «Зачем людям транспорт?» «Камень, ножницы, бумага» «Как человек узнает время?» «Зачем человек придумал посуду?» «Почему сок, вода и молоко разного цвета?» и др.
Проекты для детей старшего дошкольного и подготовительного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. В старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые информационно-практические исследовательские продуктивно-творческие проекты могут быть индивидуальными (семейными), парными, групповыми и коллективными. По продолжительности в старших группах возможно использование долгосрочных проектов. Работа над проектом предполагает использование воспитателем активных методов, создание условий для самостоятельной подгрупповой деятельности детей.
Примерные темы проектов для детей старшей и подготовительной группы могут быть следующими: «Если с другом вышел в путь…» «Добрые слова в день рождения» «Тайна третьей планеты» «Как открыть книжный гипермаркет» «Жалобная книга природы» «Как измерить тепло» и др.
Значение проектного метода в дошкольном образовательном учреждении: Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Список используемой литературы: Н.Е. Веракса , А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода , М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными....
Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах
Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ
о принципах построения предметно развивающей среды, об условиях для создания в группе благоприятного микроклимата и зон для экспериментирования...
Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.
Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...
Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах
Трудовое воспитание воспитательно-образовательной работы во второй младшей группеСодержание деятельностиУчебные задачиВоспитательные задачиСамообслуживаниеОдевание и раздевание Учить выворачивать...
Внедрение технологии проектной деятельности в разных возрастных группах в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду» (основные направления работы педагогического коллектива)
Использование классической музыки для художественно-эстетического развития детей-дошкольников....
Использование проектной деятельности в разных возрастных группах
Проектная деятельность это педагогическая технология, стержнем которой является•исследовательская,•познавательная,•игровая,•творческая,•продуктивнаядеятельность детей, в проце...