Вторая младшая группа | Педагог развивает интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам. Заинтересовывает детей сюрпризным моментом, или созданием игрового мотива, который предлагается обыграть. Предлагает детям перевоплотиться в предложенных героев, увлекая их героями (куклами), костюмированным перевоплощением. Помогает детям обыгрывать слова педагога при помощи движений. | Педагог собственным (или с помощью карточек) примером показывает элементы, как можно с помощью мимики, жестов, движений показать эмоциональное состояние героя. |
| Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.
Упражнения на напряжения мышц:
- рубить дрова;
- волочить тяжелый ящик;
- нести очень тяжелый чемодан;
- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.
Упражнение на расслабление мышц:
- заснуть на стуле;
- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п.
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;
- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.[6,43]
|
средняя группа | Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его. Затем спрашивает у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает ребятам.
| - Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились. - Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль. - После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей. - Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит?» и т.п.).
|
|
|
Старшая группа | Дети стали старше, и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними может строится в два этапа.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. На первом этапе педагог:
-заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;
-интересуется, понравилось ли детям произведение или нет. Получив положительную оценку, педагог предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, предлагает каждому из них выбрать для себя роль.
| Работа над ролью с детьми этого возраста строится также, как и в средей группе. - Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились. - Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль. - После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей. Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.).
| Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми Т.Н. Доронова рекомендует следующие приемы.
Начать следует с подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов. Затем следует перейти к движению. Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенную – вторую, трусливые – третью. Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.
После того как вся подгруппа, например смелых и решительных зайцев, продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т.п.)».
От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа осуществляется также по подгруппам. В начале педагог, в зависимости от образа и характера героя, предполагает каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же как и при выработке движений, подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т.п. по окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог обязательно хвалит детей.
|
|
Подготовительная группа | Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т.п.
Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ – студий актерского мастерства для взрослых. Т.Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников – игру. Не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так, что искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники – ведь это дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приемами актерской техники.
| Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом: - знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные). - Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.) - Распределение ролей - Непосредственно работа над ролью: - составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков героя;
- работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- создание образа с исполнением умело наложенного грима.
Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет. Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Таким образом, мы видим, что каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми. Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.
|
|
|