ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ
материал (младшая группа) на тему
о принципах построения предметно развивающей среды, об условиях для создания в группе благоприятного микроклимата и зон для экспериментирования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности в ООП МБ ДОУ «Детский сад №157» комбинированного вида
В нашем детском саду разработана «Основная общеобразовательная программа МБ ДОУ «Детский сад №157» комбинированного вида» на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Исследовательская деятельность – это процесс двустороннего взаимодействия воспитателя (родителя) и ребенка. Воспитатель планирует, организует и создает условия для ребенка.
Центры развития активности детей в групповых помещениях | |||
Образовательная область | Центры активности | Интегративная направленность деятельности центра | Оснащение центров |
Познавательно-речевое направление развития детей | |||
Познание Интегрируется с образовательными областями: 1)Чтение художественной литературы. 2)Коммуникация. 3)Социализация. 4)Безопасность 5)Музыка. | - Центр сенсорного развития - Центр «Мы познаем мир» - Центр конструктивной деятельности - Центр математического развития |
|
|
Развивающее пространство моей группы представляет единую цепь мини – сред, где созданы условия для того, чтобы ребёнок в процессе исследовательской деятельной систематически мог самостоятельно пользоваться оборудованием и материалами для своей деятельности. Познавательный процесс и наблюдения детей за объектами живой и неживой природы осуществляю поэтапно, от простого к сложному в ходе практической деятельности, то есть эксперимента и исследования.
Познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в своей практике. Мною уделяется все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья.
Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) как последовательном овладении ребенком все более сложными культурными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком), мы условно разделим материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на следующие типы:
— объекты для исследования в реальном действии;
— образно-символический материал;
— нормативно-знаковый материал.
К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое-части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа "проблемных ящиков", стимулирующие детей к поиску причинно-следственных связей, комбинации условий, приводящих к определенному эффекту.
Можно отнести к этому типу материалов также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью — разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка.
С маленькими детьми выполняю самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляем последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. В этом возрасте главное сформировать навыки самообслуживания.
Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.
К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.
К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
При формировании основных сенсорных эталонов использую различные предметы: игры с пробками «разложи по цвету»; с прищепками «подбери по цвету». При этом развивается не только сенсорика, но и моторика, и речь.
Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. В развитие конструктивных форм мышления использую мелкий строительный материал. Дети учатся строить элементарные постройки и на своём опыте убеждаются, что если под большой кубик положить маленький, то постройка будет непрочной. И путём экспериментов они приходят к правильной постройке башенки, гаражей и других сооружений.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку". Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Для более глубокого изучения темы "Домашние животные" изготовила мини-макет "Скотный двор" здесь дети видят разницу жизни домашних животных.
Дети узнали, что за животными ухаживают люди, они кормят, их поят, а мы нарисовали для них забор, что бы к ним не прокрался волк. Познакомились с семьей петушка и превратили цыплят в жёлтые комочки, а котяткам нарисовали пушистую шёрстку.
Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
- Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
- Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
- Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
- Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
- Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными....
Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах
Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...
Предметно – развивающая среда игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ Творческая разработка
Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она по...
"Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада".
Сравнительный анализ психолого-педагогических оссобенностей развития познавательно-исследовательской деятельности по возрастам....
Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
"Основные разделы программы по обучению детей ПДД. Их реализация через разные виды детской деятельности в разных возрастных группах"
Нам с вами хорошо известно, что дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Для того, чтобы избежать неприятностей на дороге, нам необходимо проводить систематическую рабо...
Консультация «Особенности размещения развивающей предметно - пространственной среды, способствующей речевому развитию в разных возрастных группах»
Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познава...