КОНСПЕКТ выступления из опыта работы на тему: «Народные игры как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»
материал
«Давайте детям больше человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления…»
В. Белинский
С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников являются народные игры. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление из опыта работы | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 33 «Родничок»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Согласовано:
Методист отдела образования С.Ю. Никонец
Руководитель методического объединения
воспитателей групп среднего возраст А.К. Семыкина
КОНСПЕКТ
выступления из опыта работы на тему:
«Народные игры как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»
Подготовила и провела: Лихтина Эльвира МИнневасиловна , воспитатель первой квалификационной категории; Согласовано: старший воспитатель _______________ О.Н.Неделько Дата проведения: « » 2023г. |
2023-2024 учебный год
«Давайте детям больше человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления…»
В. Белинский
С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников являются народные игры. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой народа.
Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в результате, а в процессе.
Чёткой классификации народных игр нет. Различают игры:
- Хороводные «Карусель», «Весна пришла», «Тюбетейка»; «Угадай кто позвал» «Дубок», «Каравай», «Берёзка», «Вьюн».
- Словесные (интеллектуальные);
- Игры с диалогом: «Липкие пеньки»
- Игры-забавы: «Вишенка»
- Игры-соревнования: «Горелки»
Подвижные игры. «Два Мороза», «Слепой козел», «Горелки», «Ловишка», «Бой петухов», «Прятки», «Платочек», «Сова», «Ежик»
Русские народные игры можно разделить на четыре раздела. Первый – включает в себя игры, отражающие отношения человека к природе, они воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда можно отнести игры –«Гуси- лебеди», «Волк во рву», «Кот и мыши» , «Коршун и наседка» , «Стадо», «У медведя во бору» , «Лягушата» , и разные их варианты. Ко второму разделу относятся игры быта русского народа, в которых отражаются повседневные занятия наших предков. Это – «Птицелов», «Рыбаки» , «Удочка», «Каравай» , «Охотники и утки» , «Шишки, желуди, орехи». К третьему разделу относятся игры, в которых надо проявить смекалку и находчивость, быстроту, хорошую координацию. К этому разделу относятся игры «Городки», «Жмурки», «Ловишки», «Третий- лишний», «Отгадай, чей голосок». Возможность помериться своей силой и ловкостью появляется у ребят при освоении игр четвертого раздела, которых отражает стремление детей стать сильнее , победить всех, эти игры у ребят самые любимые, но дети будут играть в них уже в старшем возрасте.
Работу по воспитанию духовно-нравственных чувств у дошкольников через народные игры я строю через использование игровых и сюрпризных моментов. Для этого применяю костюмы и маски. Во время проведения народных подвижных игр к детям приходит «медведь», «петушок», «уточка», «кот» и др., для участия совместно с детьми, например, в такие игры: «Кошки-мышки», «Курочки и петушок», «Васька кот и птички». При этом очень активно использую русский фольклор: потешки, стишки, а также дети были познакомлены со считалками, т.к. практически каждая игра начинается с выбора водящего, например:
Инцы - брынцы, балалайка!
Инцы - брынцы, поиграй-ка!
Инцы - брынцы, не хочу!
Инцы - брынцы, вон пойду!
Благодаря считалкам, дети не спорят о роли водящего в народных подвижных играх, а с удовольствием в примеряют на себя эту роль, надевая маску «медведя», «волка» и др. в таких играх как: «Совушка», «У медведя во бору» и т.д. При ознакомлении детей с этими играми, я рассказываю, что в эти игры играли наши родители, бабушки и даже прабабушки. Тем самым развивая интерес и любовь к своей семье, народу и традициям.
Я широко использую народные игры в образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений.
Если с детьми младшего дошкольного возраста я проводила наиболее простые игры. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением: «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Карусели», то в средней группе стала использовать обрядовые народные игры. Например, такие как «Жмурки», «Как у дяди Трифона», «Летят – не летят», «Заря», «Ручеёк».
Так как мы живем в Республике Башкортостан, то постепенно стала знакомить детей с народными башкирскими играми. Опираясь на возможности и возраст детей, выбрала четыре наиболее интересные, на мой взгляд, башкирские народные игры: «Юрта», «Курай», Буре менән ҡуян (Волк и зайцы), «Йашерям яулык» (Спрячь платочек). В процессе игры уточняю знания и представления детей об окружающем мире, об обычаях и культуре башкирского народа. Особенно полезна вступительная беседа, проведенная перед ознакомлением с народной игрой. Например, перед башкирской игрой «Юрта» объясняю детям, что это такое, рассказываю о культуре и быте башкирского народа. Большинство башкирских народных игр связано с национальными праздниками: например, САБАНТУЙ – игра «Сабантуй», ВОРОНЬЯ КАША – игра «Коршун», НОВОСЕЛЬЕ – игра «Юрта», «Встреча гостей». В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения образны и часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами.
Хорошей традицией стала Всероссийская акция «Культурная суббота. Игры народов России», в ходе которой в полной мере можно использовать педагогический потенциал народных игр народов России.
Играя с детьми в народные игры, я добилась следующих результатов: у детей возрос интерес к народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, Республике Башкортостан, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах продуктивной деятельности. Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами, а самое главное формируется умение самостоятельно играть в народные игры.
Нужны ли нашим детям такие игры? Со всей точностью могу ответить – нужны. Универсальные функции народных игр сохраняют свое значение и для современных детей. Народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству детей с народными играми в детском саду мы сохраняем свои традиции, передаем бедующему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...
Методические рекомендации по теме: «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельнос...
Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Представление опыта работы на тему "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской...
Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...
Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим народным играм. Особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...