Конспект по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
план-конспект занятия

Ткаченко Кристина Сергеевна

Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Конспект по самообразованию

На тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

2022-2023 уч. год

Воспитатель: Ткаченко Кристина Сергеевна


Теоретические основы духовно-нравственного воспитания дошкольников в детском саду

Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Дети во все времена проявляются одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.

Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.

В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:

  • Сформировать в детях способность сопереживать.
  • Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
  • Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
  • Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
  • Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

  • Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.
  • Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.
  • Дети любят книжки с картинками не только за красочность — это замечаешь, читая совместно с малышами. В возрасте трёх лет мой сын перешёл к активному обсуждению книжных персонажей. Ребёнку, естественно, было сложно сразу выделить черты характера героя или извлечь смысл его поступка. Понимание к сыну приходило через параллельное просматривание иллюстраций. На картинках легко распознать эмоции персонажей и сделать вывод, совершает главный герой доброе дело или допускает ошибку.
  • Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.
  • Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.
  • Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.

Посещение с детьми церкви, чтение и обсуждение адаптированных религиозных текстов обязательно должно быть согласовано с родителями. Воспитатель группы, которую посещает мой сын, в начале учебного года проводила консультацию с родителями, рассказывала о направлениях в духовно-нравственном развития детей. Отдельно был представлен план по приобщению ребят к православной культуре и спрашивалось согласие каждого родителя на его осуществление.

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин. С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков. Дети 5–7 лет с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, уважении, заботе.

«Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.  

 Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.


Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Задачи духовно-нравственного воспитания

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа и уважения к представителям других национальностей;

• воспитание уважительного отношения к труду.


Целью духовно-нравственного воспитания является:
1. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к семье, матери.


В нашем группе созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию. Это, например, мини-музей «Народные промыслы»,
 приобщаем детей к русской народной культуре, дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы. В мини–музее у нас размещены, русские игрушки – матрешки, дымковские игрушки, посуда гжель, деревянные ложки –хохлома. Также представлены методическое пособие, Альбомы о народных игрушках, росписях, узорах, жостовские предметы народного промысла(поднос, шкатулка), представлены виды семеновской росписи (самовар, матрешки)

  Мини-музей "Народные промыслы" регулярно обновляется и пополняется, конечно же и при участии родителей. Можно сказать, что и родители заинтересованы  развитием у своих детей нравственно-патриотических чувств и любви к Родине. 

Также есть уголок патриотический «Моя Родина-Россия», Элементы государственной символики – флаг, герб, портреты первых лиц государства, достопримечательности России, и многое другое. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного, патриотического содержания, пальчиковые игры,  загадки, пословицы и поговорки, изготовлены дидактические игры.

Работа в этих уголках помогает пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа, страны. В создании предметно-пространственной среды активное участие принимают  и родители.


Также в группе проводим беседы на нравственные, духовные, патриотические темы («Уроки доброты», «Мой дом – Россия» и др.
Рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;

Периодически   проходят  тематические выставки поделок, рисунков.
 
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери у нас ежегодно проходят развлечения с мамами и бабушками. Дети радуют своих мам трогательными стихами и песнями и, конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью и теплотой своими руками. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.

Воспитатель для ребенка – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.  Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач современного отечественного образования.

 

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является -«обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды, формирование гражданина и патриота Российской Федерации, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом». 

Для родителей оформлена информация памятки о духовно- нравственном воспитании. Разрабатываются памятки и консультации по темам  «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей» и другие.

Также проводим с детьми   дидактические игры «Собери цветок», «Наша Родина», «Сложи картинку»; конструктивные «Выложи из палочек»,  словесные, подвижные игры, игры-забавы, народные и хороводные игры. Проводим сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья» и тд. В организации сюжетно-ролевых игр  с детьми учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

Для формирования жизненно важных ценностей, морально-нравственных установок и основы духовно-нравственного воспитания реализуется парциальная программа «Социокультурные истоки»

Целью программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы.

Основная цель программы - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

 Программа «Социокультурные истоки»:

в плане духовного развития:

  • Обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей.

в плане личностного развития:

  • Воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.

Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Истоки» Решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить  как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Родители и дети вместе оформляют страницы Альбома «Мои истоки». Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием успешного проведения занятий по курсу и возвращения к традиции  семейного чтения.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для воспитания детей, развития социокультурного пространства.

Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности педагога, нравственной атмосферы, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Воспитание заботливости к  окружающим у детей

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее  нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста.

         Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.

        Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей:

1)        охотное выполнение ребенком просьб и поручений, стремление оказать помощь другим;

2)        проявление внимания не только в поведении, но и словесно;

3)        проявление заботливости в отношении к близким людям.

          Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели:

  • степень самостоятельности в проявлении заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания;
  • устойчивость проявления заботливости при некоторых изменениях жизненной ситуации;
  • наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.

   Заботливость,  выраженная ребенком может основываться на разных мотивах:

     -  доставить взрослому радость, облегчив его труд;

     -  получить награду за помощь и заботу.

        Воспитателю необходимо знать о намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок, поведение. Ведь форма поведения может иногда противоречить побуждению. Например: ребенок ударил сверстника. Форма непозволительна, но мотив был благороден: он наказал сверстника за обман. Мотивы поведения формируются в процессе опыта, в повседневной жизни и деятельности.

        Эгоистические мотивы возникают в том, случае, если взрослые делают за ребенка все сами, ничего не требуя взамен.

        Заботливость как нравственное качество содержит многое:

    -   помощь и взаимопомощь;

    -   отзывчивость;

    -   доброжелательность;

  • внимательное отношение к окружающим.

Сочувствие, выраженное в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, от своего личного в пользу другого — одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.   Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты, отражающие типичные бытовые явления: повседневный уход за маленьким ребенком.

        Содержание и методы формирования у дошкольников гуманных отношений должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривать зону ближайшего развития. Например, если дети четвертого года жизни оказывают помощь сверстникам, в основном, под влиянием указаний взрослого, то к концу пятого года, они должны действовать самостоятельно.

        Методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимая его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение.

        Необходимо подбирать такие приемы воздействия, способствовали бы тому, чтобы нравственные нормы и правила стали внутренней потребностью ребенка, чтобы он поступал хорошо не только в присутствии взрослого, чтобы для него стало привычкой, осознанным внутренним мотивированным стремлением поступать именно так, а не иначе. Дети средней группы  в большинстве своем способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно связаны с конкретной ситуацией, что говорит об определенной способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Дети уже могут указать на внутренний мотив поступка: «Я помог Васе, он упал и ушибся. Мне было его жалко.» Хотя дошкольники чаще всего говорят о внешних побудителях, ссылаясь на правило: надо помогать товарищу.                                              

       Воспитатель учит давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:

-  интерес к деятельности сверстников, умение пользоваться общими игрушками, договариваясь при возникновении разногласий;

    -  отзывчивость, стремление оказать помощь другим;

    -  наличие симпатий, предпочтений в общении со сверстниками ( не в ущерб другому);

    -  стремление к объективной оценке и самооценке;

способность бескорыстно поступиться своими желаниями.

      Классификация методов нравственного воспитания:

  1. Методы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок.

       а) беседы;

        б) чтение художественной литературы и рассказывание;

        в) рассматривание и обсуждение картин и фильмов.

   2.Методы, создания у детей практического опыта       общественного поведения:

       а) приучения (упражнение);

       б) пример взрослых или детей;

       в) постоянное наблюдения, организованное педагогом;

       г) показ действия.

        д) методы организации деятельности ( труд, игра).

        Особое значение среди методов данной классификации придается игре. Она занимает важное место в жизни дошкольника. В процессе игры усваиваются правила и понятия, приобретаются навыки. Игра – это отражение жизни. Здесь, в условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих, их чувства, переживания. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

        Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способов установления между детьми отношений, связанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

        Во время игр необходимо:

 -    научить относиться к окружающим с заботой и терпением, проявлять нетерпимость к плохим поступкам других людей,

 -     воспитывать любовь и уважительное отношение к окружающим людям,

 -     воспитывать бережное отношение к культурным ценностям и родному языку,

 -     формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства,

 -     воспитывать сострадание ко всему живому.

        Богатые возможности для дальнейшего упрочения нравственных представлений, чувств и качеств создают сюжетно – ролевые игры. В них отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

        Приемы руководства развитием сюжета этих игр, воспитания инициативы и настойчивости могут быть различны:

        - обогащение детей знаниями для сосредоточения их внимания на характеристике деятельности людей и ее важности;

       - постановка перед детьми новых целей, что приводит к развитию сюжета, к целеустремленным действиям и самоконтролю;

        - совет в ходе игры: этим примером опосредованно дается повод к активному припоминанию событий, сопереживанию, пробуждаются положительные эмоции;

        - непосредственное включение детей в игру.

        На протяжение всего дошкольного детства дети играют в «семью». Эта игра первой возникает среди других тем игр, и в ней от возраста к возрасту отражаются постепенно возникающие нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, родственниками, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в семье ребенок с первых дней жизни усваивает те качества личности, которые характерны людям добрым, отзывчивым. Формирование этих качеств возможно и в играх «День рождения ребенка в семье», «Как будто дома нет мамы». Например, в игре «Болезнь куклы» дети проявляют заботу о кукле, вызывают ей врача. В роли врача на первом этапе выступает воспитатель. Дети в ролях мамы, брата или сестры; больной приносят из аптеки лекарство, а из магазина – молоко, кипятят его и дают кукле.

        Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность помочь. Поэтому интерес детей к играм на бытовые темы является устойчивым на протяжении во всех возрастных группах.

       Широкие возможности для воспитания гуманных чувств представляют игры с куклами. Бережно обращаясь с куклой, заботясь о ней, оберегая ее дошкольник старается сделать приятное не только кукле, но и ее «маме» и другим «членам семьи».

        Хотя тема игр в «семью» и остается на протяжении всего дошкольного возраста, их сюжеты меняются от группы к группе. Опытный педагог может положительно влиять на детей, направляя содержание игр в нравственное русло, советуя детям позаботиться о «папе», который скоро придет с работы усталый или попросить «старшего брата» почитать книжку «младшей сестренке». Так, в процессе игр, рождается общность чувств, переживаний в начале о младенце, а затем о старших детях и взрослых членах семьи.

        Большое влияние на развитие гуманных отношений оказывают игры- драматизации. Эта деятельность «для других», а не только «для себя». Заложенные в точном тексте воспитательные идеи дети воспроизводят не механически, а осмысленно, эмоционально. Так, после инсценировки сказки «Кот, петух и лиса» дети вводят персонажей произведения в самодеятельную игру в «семью»: приводят из леса кота и петуха, ухаживают за ними, кормят.

        Важная роль принадлежит игровым правилам, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие – активности, третьи регулируют взаимоотношения и т. д. Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил способствует самоорганизованности детей. В правилах четко преподносится, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам.

        Правила выступают в качестве  критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдать условия, необходимые для коллективной игры. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

        Например: дети могут с помощью воспитателя составить «Правила дружной игры»:

  -   всем вместе договариваться о правилах игры;

  -   честно соблюдать эти правила;

  -   нарушивший правила не может быть выигравшим;

  -   не злиться и не драться, если проиграл.

        По мере овладения играми с правилами совершается переход от внешних требований ( взрослым, сверстникам) к внутренним мотивам, когда правила для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладевая правилами, ребенок не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.

        Опыт совместных действий, взаимопонимания дети получают во время строительных игр. В средней группе дети проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Закрепляя навыки , приобретенные в младшем возрасте, детей учат распределять обязанности при выполнении постройки, согласованно использовать строительный материал, делиться с товарищами. Воспитание дружеских отношений между детьми способствует  и четкая организация использования строительных деталей. Строительный материал раскладывается на середине стола и дети берут только нужные детали и в той последовательности, в какой выполняется постройка.  Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры. Задача педагога – закреплять умение выполнять вдвоем постройку; подчеркивать значение предварительного обдумывания и планирования конструктивной деятельности и игры( о чем договариваться, как подготовиться к совместному дружному выполнению постройки и т. д.); объяснять важность согласованности совместных действий. Педагог должен научить ребенка охотно помогать другим, одновременно одобряя настойчивость и активность обучающегося.

        После завершения построек или окончания игры желательно провести с детьми беседу о том, как они строили, как играли, почему лучше строить и играть вместе; о чем надо договариваться перед игрой или коллективной стойкой; что  получилось хорошо, а что – неудачно; кто умел строить дружно.

        Очень большое значение в развитии детских взаимоотношений имеют подвижные игры. Эти игры воспитывают у детей умение оказывать поддержку товарищу, выручать более слабого, помогать убежать от водящего. В этих играх закрепляются умения детей следовать моральным нормам. Какие правила должны знать ребята? Играть дружно, выручать товарища; заботиться не только о себе, но и о всей команде; победив не зазнаваться, не смеяться над проигравшими беречь предметы для игр, убирать их на место.

        Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений. В ряде игр ( «Найди свой цвет», Перемени мешочек») от действия одного участника зависит ход всей игры. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т.е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших  нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи.  И, что особенно важно, в этих играх объединяет общее переживание, здесь активно действует принцип «Один за всех и все за одного». При проведении подвижной игры воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто заботится только о себе. Например, в игре «Не намочи ног» дети должны вместе перебраться на другой берег по доскам. У одного из играющих ломается доска. В этих условиях второй может продолжать продвигаться дальше или же помочь попавшему в беду товарищу. В игру включена  нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать, как выручить его. С помощью таких игр можно выявить  уровень сформированности гуманных, дружеских чувств. Это является основой для проведения индивидуальной работы с детьми  (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе).

        Наблюдения показали, что и дидактическая игрушка и дидактическая игра могут быть использованы для объединения детей и воспитания у них заботливости о сверстниках, хотя данный вид игр значительно реже используются в целях нравственного воспитания. Например, в младшей группе педагог может дать двум детям задание собрать одну пирамидку, приучая к совместной деятельности. Своим примером он показывает. Как можно помочь товарищу, порадоваться вместе с ним общему успеху, и объясняет, что все дети должны быть внимательны друг к другу, добиваться стоящей перед ними задачи.

        В нравственном воспитании детей особое место занимает воспитание у них любви к природе и бережное отношение к живому. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. У ребенка надо сформировать понимание, что природа, как человек, чувствует, болеет, страдает и радуется.

        В закрепление гуманных отношений- умение выразить просьбу, поблагодарить, проявить заботу о ближнем – большое место принадлежит играм- путешествиям. В этих играх дети иногда едут на лошади, иногда на поезде, летят на самолете. Прежде чем пускаться в путь на лошади. Надо позаботиться о ней: накормить, напоить, придумать ей имя. Если дети собираются «ехать» на автобусе, воспитатель напоминает, что надо уступать место старенькой бабушке, матери с маленьким ребенком на руках. Педагогу важно понаблюдать за детьми: кто из них более отзывчив, кто остается равнодушным к просьбам тех детей, которые не сели в автобус. Это поможет  

конкретизировать задачи нравственного воспитания по отношению к отдельным детям.        

        В игре начинают закладываться основы будущей полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии, а также

различные поручения. Переход от игры к серьезной деятельности осознается ребенком как важное, одобряемое окружающими дело. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре может принести пользу другим детям ( в роли шофера – привезти вовремя груз и пр.), повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения

        Некоторых детей часто не принимают в игру, потому что у них  плохо развиты игровые навыки, они не умеют действовать в соответствии с сюжетом. Это присуще не только драчунам, но и застенчивым, робким детям. Воспитатель может помочь им включившись в игру. Дети старшей группы предпочитают общаться со сверстниками своего пола. В системе межличностных отношений мальчики занимают менее благополучное положение, чем девочки. Этот факт необходимо учитывать при организации коллективных игр. При выборе сюжета коллективной игры, в которой требуется участие мальчиков и девочек, важно опираться на симпатии детей.

        Можно использовать методику Ш.Амонашвили «Секретное совещание», несколько преобразовав его (например, «Тайное общество мужественных»). Педагог «тайно» договаривается с мальчиками, что они будут выполнять более трудную «мужскую» работу, не будут обижать девочек, а, наоборот, будут заступаться за них и пр. Эти «тайные» правила могут скорректировать и отношения девочек к мальчикам, если воспитатель будет одобрять поведение мальчиков, подчеркивать их мужество, желание помочь и т. д. .  Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другим, возможность действовать в общих интересах.

          В работе с детьми , отличающимися неустойчивыми гуманными отношениями, ситуативностью поведения, педагог должен использовать повседневные упражнения в положительных поступках во всех видах деятельности; обязательно включать их в сюжетно – дидактические и подвижные игры, в игры – драматизации. Готовые сюжеты, заданные правила помогают развитию устойчивости поведения; усваивая на них правильные способы поведения, дети при активном руководстве педагога начинают использовать эти способы в сюжетно – ролевых играх самостоятельно.

        Как правило, в группах встречаются дети с ярко выраженными конфликтными отношениями. Проявления негативного поведения различны. У этих детей невысокий уровень нравственных представлений. Необходимо прежде всего выяснить причины плохого поведения ребенка, побеседовать с родителями, усилить положительный контакт с самим ребенком; постараться приблизить его к себе, проявить симпатию и доброжелательную заботу о нем, замечать его достижения. Дети, как правило, быстро откликаются на подобное отношение.

        Благородные, хотя и незначительные поступки детей необходимо оценивать. Одобрение взрослого помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается желание быть хорошим, еще лучше. В процессе игры следует ориентировать ребенка на успех, положительно оценивать его достижения, поддерживать его инициативу.

        Испытанные ребенком положительные эмоции в организованных таким образом играх улучшают его самочувствие, стимулируют к общению с другими детьми, установлению с ними отношений гуманного характера. Достигнутый в игре успех ребенка способствует изменению отношения к нему сверстников.

         Взрослый должен обратить особое внимание именно на первые, порой незначительные попыткам ребенка проявить заботу и сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость и смех, слезы и печаль. Поэтому важно не дать застыть быстро развивающейся детской душе.

Для того чтобы улучшить уровень гуманных отношений детей к окружающим необходимо было выявить уровень сформированности гуманных отношений и их влияние на поведение детей. Поэтому первым этапом нашей работы стала диагностика. Результаты диагностики  показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей группы неоднороден. Как и в любой возрастной группе есть дети, которые радуют нас своими доброжелательством, желанием помочь, в нужный момент всегда оказываются рядом. Таких детей в группе 64%.  Также всегда есть дети, поведение и отношения которых неустойчивы, ситуативны, нравственные представления их поверхностны. Таких детей 20 %. Часть ребят беспокоит рядом отрицательных проявлений: грубость во взаимоотношениях, неуважительное отношение к старшим. Такие дети есть и в экспериментальной группе, но их 16%.

    У отдельных детей данной подгруппы наблюдается «нравственный формализм», когда они прекрасно рассуждают на нравственные темы, но ведет себя эгоистично. Таких детей необходимо включать в деятельность, имеющую значение для других.

     Исходя из всего этого, были  поставлены следующие задачи (задачи обусловлены программой):

- Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься;

- Учить заботиться о младших, помогать им; защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества как отзывчивость, сочувствие.

  • Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым.
  • Закреплять навыки бережного отношения к вещам.
  • Воспитывать уважение к старшим, побуждать к проявлению сочувствия к пожилым и старым людям, к оказанию помощи.

       



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад № 14»

План по самообразованию.

На тему: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

2022-2023 г.

Воспитатель: Ткаченко К.С.

Формы работы

Срок

Результат

Литература

Выбор темы.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Сбор и систематизация теоретического материала по выбранной теме.

Октябрь

Конспект

1.Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 3-7 лет. 2009, 128 с. 2.Голубков, В. О., Кузнецова, А. В., Ушков, М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания  2016. — №3. — С. 14-17. 3.Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста 2012, 248  4.Занятия, игры, упражнения / под. ред. Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002, с.64 

Изучение методической литературы по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

формировать у детей элементарные правила поведения, этику общения и приветствия; воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Ноябрь

Декабрь

Конспект

5.Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 2011г.

6.Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М. 2012г.
7.Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет М. 2009г.

8.Коломийченко Е.В. , Воронова О.А. Семейные ценности воспитания детей 3-7 лет. М. 2013г.

Создавать условия для распространения опыта деятельности творческой группы по духовно-нравственному воспитанию.

Январь

Февраль

Картотека

9.Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – С. 41-44. 10.Комарова, Н.В. Перспективное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей / Н.В. Комарова // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №2. – С. 88-94. 

Воспитание заботливого отношения к окружающим людям.

- закреплять понятие «доброта, добрый, милосердный», развивать симпатию , чувствовать отзывчивость, внимание, формировать культуру общения;

- желание совершать добрые дела и поступки.

-Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества,

-Воспитывать интерес и уважение к воинам;

-Формировать представление о смелости и скромности.

Март

Май

Конспект

11.Малова, О.А., Скворцова, О.В. Формируем представления о дружбе. Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников / О.А. Малова, О.В. Скворцова // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №5. – С. 64-72. 12.Микляева, Н.В., Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006, 144 с. 13.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 72 с.

    



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад № 14»

План по самообразованию.

На тему: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

2023-2024г.

Воспитатель: Ткаченко Кристина Сергеевна

Формы работы

Срок

Результат

Литература

Разработать картотеку игр по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Октябрь

Ноябрь

Картотека игр

1.Занятия, игры, упражнения / под. ред. Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002, с.64

2.Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных
федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.

Открытые просмотры: «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»  

Декабрь

Проведение открытого занятия для анализа со стороны коллег

Великой победе посвящается: Праздники в детском саду / сост. Ю Е.Антонов. - М.: ТЦ Сфера,
2010. - 128 с. - (Библиотека воспитателя) (5).
3. Зацепина М.Б. Дни воннской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
4
Калашникова Г.В. Гимны России. - М.: Музыка, 2005. - 80 с., ил., нот.

Работа с детьми на тему: «Духовно-нравственное воспитание»

Декабрь

Январь

Беседы, игры, чтение худ. литературы

1.«Социально – коммуникативное развитие дошкольников». Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2017г.

2.«Развитие речи в детском саду.  » В.В.Гербова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.

Создание перспективного плана работы с детьми

Январь

Февраль

Перспективный план

Создание перспективного плана работы с родителями

Март

Апрель

Перспективный план

Работа с родителями

Май

Консультация для родителей:  «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»;

Анкетирование: «Роль книги в воспитании ребёнка».

Памятка: « О воспитании доброты в детях»

1.Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина, Т.М., Степанова, Г.В., Терентьева, Н.П. - М.: УЦ «Перспектива», 2012, 248 с.

2.Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – С. 41-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Человек - друг природы"

Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, ...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Конспект педагогического совета «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возрастаПовестка дня:Вступительное словоИтоги тематического контроля: «Экологическ...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Конспект НОД по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста "Самодельное путешествие".

В конспекте отражен материал по ознакомлению детей с традициями народов мира " Венецианские маски"....

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Тема: «Вода – это жизнь»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; рассказать о значении воды в нашей жизни.Продолжать развивать познавательный интерес;  объяснять опыты, Развивать логи...

конспект мероприятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Подводный мир"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования и подвижных игр. развитие словарного запаса и экологической культуры....