Доклад «Квест-игра как средство организации образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС».
материал

Квест – игра  одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО. В настоящее время более эффективным становится использование квест – технологий, в силу неординарности подхода к образовательной деятельности и наличия увлекательного сюжета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Доклад «Квест-игра как  средство организации  образовательного процесса в дошкольном учреждении

в условиях реализации ФГОС».

                                                                                        Подготовила и выступила:

Демирбекова  С.К., воспитатель

п. Ровеньки, 2021

        В эпоху модернизации системы образования в Российской Федерации возникает необходимость поиска новых технологий и эффективных форм взаимодействия с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами.

        Современному воспитателю в своей ежедневной работе необходимо опираться на основополагающие принципы ФГОС, такие как: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников формах — в игре, познавательной и исследовательской деятельности.

        Квест – игра  одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО. В настоящее время более эффективным становится использование квест – технологий, в силу неординарности подхода к образовательной деятельности и наличия увлекательного сюжета.

        Образовательный квест представляет собой проблему, которая предлагается участникам игры для реализации образовательных задач.  Отличием традиционной постановки проблемы является то, что в образовательном квесте  присутствуют компоненты сюжета, ролевой игры, направленные на поиск  информации, мест, объектов, людей для решения образовательной задачи.

          Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста - команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но,  изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Задания могут быть самые разными по своему содержанию и наполнению: творческими, активнымы, интеллектуальными и т.п. Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.

Цель квест - игры в дошкольном образовательном учреждении: в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

-Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

-Развивающие (в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);

-Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квест – игры необходимо следовать следующим принципам:

 1. Безопасность - игры должны быть безопасными.

2. Доступность – вопросы и задания не должны быть сложными для ребёнка, должны соответствовать возрасту.

3. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

4. Эмоциональная окрашенность заданий.

5. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

6. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

 7. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

8. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру. В каждом квесте обязательно должна быть цель, дидактическая задача, игровой замысел, обязательно должен быть руководитель (наставник). Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. В квест – ирге должны быть четкие правила. Кроме того, необходима награда. Наградой может служить как медалька из картона, так и ручка, магнит, игрушка и т. п.

        Виды квест-игр:

- по числу участников: одиночные, групповые

- по продолжительности: кратковременные , долговременные

- по структуре сюжетов: - Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

- Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);

- Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).

- по форме проведения: соревнования, исследования, проекты, эксперименты.

        Любая квест – игра требует тщательной подготовки педагога. 

        План подготовки квест - игры включает в себя следующие обязательные пункты:

- написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;

- подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.).

- разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков».

-при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка (Л.С. Выготский). Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

- продумывание методики и организации проведения игровых заданий.

- подготовка музыкального сопровождения.

- разработка презентации для вступительной части.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

- Карта (схематическое изображение маршрута);

- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Темы квестов могут быть самыми различными:

1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).

2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».

4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».

5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

6. Физкультурные праздники.

        Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что квест- игра является одним из эффективных и интересных средств организации  образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».

Методические  рекомендации   на тему:       «Организация воспитательно - образовательного процесса   в  дошкольном учреждении  в условиях ре...

Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.

Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....

Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»

План Инновационные формы и методы работы  в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...

« Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС »

В материале освещается организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении...

Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении, в условиях реализации ФГОС

Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эсте...

Доклад на тему : "Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребё...

Актуальность проектной деятельности в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...