« Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС »
методическая разработка (средняя группа) по теме
В материале освещается организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №40 «Руслочка»
Тема:
«Организация воспитательно - образовательного процесса в первой половине дня в группе общеразвивающей направленности
от 4 до 5 лет»
Выполнили:
Воспитатели Попова Н.А.
Ефремова М.Н.
Тамбов, 2015 год
Тематический день, посвященный Международному дню улыбки
РЕЖИМ ДНЯ
в группе общеразвивающей направленности
от 4 до 5 лет
Режимные моменты | Время |
Прием детей. Самостоятельная деятельность. Минутка вхождения в день. | 7.00-8.10 |
Утренняя гимнастика | 8.10-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25-8.45 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.50-9.00 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00-9.50 |
Самостоятельная деятельность | 9.50-10.00 |
Второй завтрак | 10.00-10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.10-12.10 |
Возвращение с прогулки | 12.10-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, сон | 12.50-15.00 |
Подъем, гимнастика пробуждения | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.25-15.45 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам). Дополнительные образовательные услуги. (В соответствии с расписанием НОД взрослых и детей) | 15.00-15.30 |
Час двигательной активности (В соответствии с занятостью спортивного зала) | 16.20-16.40 |
Самостоятельная деятельность | 15.45-16.00 |
Чтение художественной литературы | 16.00-16.15 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 16.30-18.30 |
Игры, самостоятельная деятельность | 18.30-19.00 |
Уход домой | 19.00 |
Прием детей
При планировании работы желательно заранее указать, где будет осуществляться прием детей воспитателем: в группе, коридоре или на участке. Во время утреннего приема необходимо создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям (ласково, приветливо встретить детей). Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать.
Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение.
Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.
Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе или на участке.
Минутка вхождения в день
Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей, наличием наглядного материала и т.д. Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Например:
«Улыбка»
Данная минутка вхождения в день направлена:
- на формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
- повышение саморегуляции и самоконтроля;
- повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе.
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка; развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Ход минутки: Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется.
Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.
Игровая деятельность. Трудовая деятельность. Индивидуальная работа с отдельными детьми
В плане необходимо конкретно определить ту деятельность, которая будет вами проводиться, с указанием названия и цели деятельности.
Определяя индивидуальную работу с детьми, необходимо указать тему и цель. Например:
С группой детей (указать каких) провести дидактическую игру «Кто смеется? Кто грустит?»
Задачи: Предложить детям прослушать отрывки литературных произведений, определить передаваемое ими настроение, подобрать изображения лиц с соответствующим выражением.
Организовать с детьми беседу «Юмор и здоровье»
Задачи: Формировать основы культуры здоровья, начальные представления о здоровом образе жизни, рассказать о роле эмоционального благополучия, умения воспринимать все с юмором. Формировать элементарные навыки эмоциональной саморегуляции.
Поиграть с детьми в подвижную игру «Попади мешочком в круг»
Задачи. Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.
Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны. Диаметр круга - 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.
Предложить детям настольно-печатные игры. Например:
Пазлы «Веселые картинки»
Задачи: Упражнять детей в сборе разрезных картинок по образцу, учить рассказывать о сути комичной ситуации, передавать свои впечатления в речи. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умения осуществлять взаимодействие в процессе работы.
Упражнение на тему «Белоснежная улыбка»
Задачи: Способствовать совершенствованию навыков детей, связанных с гигиеной полости рта, учить правильно выполнять действия по уходу за зубами и деснами. Актуализировать, систематизировать и дополнить представления детей о правилах, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье зубов, красоту улыбки.
Утренняя гимнастика
Воспитатель проводит гимнастику, в плане записывается комплекс утренней гимнастики. Например:
«Цирк»
Дети входят в зал. Педагог предлагает им отправиться в цирк.
Воспитатель.
Вышли из детского сада. (Ходьба парами, не держась за руки (15 секунд).)
Обходим лужи, чтобы не замочить ноги. (Ходьба на носочках в колонне по одному (10 секунд).)
Опаздываем в цирк. (Бег в колонне по одному (20 секунд).) Вот и дошли до цирка. Ходьба обычная в колон не (10 секунд).
Построение врассыпную.
Упражнение «Дрессированные собачки приветствуют ребят».
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Правую руку вытянуть в сторону, ладонь повернуть вверх. Вернуться в исходную позицию. То же движение левой рукой. Вернуться в исходную позицию. Повторить 3 ра за каждой рукой.
Указания об осанке.
Упражнение «Смешные обезьянки».
Исходная позиция: стоя, руки за спиной. Отвести назад правую ногу. Вернуться в исходную позицию. То же движение левой ногой. Вернуться в исходную позицию. По 3 раза каждой ногой. Темп умеренный.
Указание детям: «Внимательно выполняйте упражнение».
Упражнение «Ловкие волчата».
Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки опущены. Согнуть ноги в коленях, руки на пояс. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Упражнение «Сильные медвежата».
Исходная позиция: лежа на спине, руки на полу над головой. Поднять ноги, пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Не отрывайте руки от пола».
Упражнение «Звери рады детворе».
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. 8 прыжков на месте, чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.
Заключительная часть
Воспитатель. Пора возвращаться в детский сад.
Бег в колонне по одному (20 секунд).
Ходьба в колонне по одному (15 секунд).
Дыхательное упражнение «Дуем друг на друга».
Вдох на 1, 2 счета. Выдох на 1, 2, 3, 4 счета. Повторить упражнение 3 раза.
Указание детям: «Выдох длиннее вдоха».
Ходьба врассыпную (15 секунд).
Дети возвращаются в группу.
Организация умывания постепенно, небольшими группами. Перед тем, как дети пойдут умываться, объяснить им (напомнить, уточнить) правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2—3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, давать оценку детским поступкам. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место. Использовать потешки. Например:
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная).
Подготовка к завтраку, завтрак
В плане можно отразить следующую работу:
Дежурство по столовой
Задачи: Учить детей сервировать стол к детскому празднику, использовать различные элементы декора, создающие праздничное настроение. Развивать эстетический вкус, фантазию.
Если есть необходимость (в зависимости от меню), уточнить название блюд.
Например, можно провести беседу на тему «В каше - сила наша»
Задачи: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Подготовить сообщение о пользе каши (указанной в меню). Демонстрация крупы (гербарий злаков).
Так же, можно отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях. Создать у детей положительное настроение к еде.
В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать им о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу.
Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды.
Подготовка к занятиям, занятия
Перед занятием имеет смысл провести с детьми игру средней подвижности - на ловкость или координацию. Например:
«Меткий стрелок»
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции, меткость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: небольшие кольца для набрасывания и подставки для набрасывания разной формы.
Ход игры: Игроки делятся на команды в зависимости от числа наборов для набрасывания. Команды располагаются на некотором расстоянии от подставок для набрасывания. У каждого игрока имеется по несколько колец. Задача команд — набросить как можно больше колец на подставки.
Проводится занятие согласно перспективному плану, программное содержание и цели занятия указываются в плане. Знания полученные на занятии могут быть закреплены на последующей прогулке - в виде наблюдения или беседы.
Примерный конспект занятия по математике «Путешествие на воздушном шаре»
Программное содержание: закрепить представление детей о геометрических фигурах, формировать умение считать в пределах 8, формировать навыки счета по порядку, правильно пользоваться порядковыми числительными. Продолжать развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, способствовать развитию мыслительных операций. Развивать нестандартность мышления, изобретательность, речь, творческое воображение. Воспитывать коллективизм, товарищеские взаимоотношения.
Оборудование: воздушный шар (составленные вместе стулья по кругу, на каждом – геометрическая фигура), так же несколько стульев для игры «Найди свой домик», билет-картинка с изображением геометрической фигуры (на каждого ребенка), карточки для нахождения лишнего предмета, набор цветов различной окраски, ТСО, звуки ветра, музыка «Вальс цветов» из балета П.Чайковского «Спящая красавица», изображение воздушного шара.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает детей, не хотели бы они отправиться в путешествие? После положительного ответа, предлагает сначала отгадать загадку:
Мой любимый теплый воздух,
Со мной творишь ты чудеса!
И, как в прекрасной, дивной сказке,
Я поднимаюсь в небеса.
Моя чудесная корзина
Весьма уютна и светла,
И путешественникам юным
В ней хватит места, как всегда.
В дороге нам поможет дружба,
И смелость тоже нам нужна…
Вы догадались, кто я? (воздушный шар)
Скорее в путь, мои друзья (показ изображения с воздушным шаром)
Воспитатель: Чтобы занять место в воздушном шаре, надо найти стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на вашем билете. А чтобы взлететь, необходимо произнести волшебное заклинание: крибле, крабле, бумс.
Вот мы и в воздухе. (Звучит тихая музыка) Посмотрите, как красиво вокруг! Что вы видите внизу? А что под нами? Мимо проплывают облака. На что или кого они похожи? Какого они цвета? А когда на них ярко светит солнце? А когда на них отражается ярко-синее небо? Какого они размера? (Дети описывают воображаемые объекты).
Наш шар опускается. Мы приземлились на Сказочной поляне. Как она может выглядеть? Что мы увидим на ней? На сказочной поляне даже звуки волшебные. Закройте глаза и послушайте. Я буду хлопать в ладоши, а вы – считать хлопки. (Счет в пределах 8).
А теперь пойдемте, погуляем по поляне. Посмотрите, какие необычные домики здесь находятся, на них, так же как и на ваших билетах изображены геометрические фигуры.
Проводится игра «Найди свой домик», можно использовать музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Пора отправляться дальше. Но что это? Начался сильный ветер (звуки ветра). Что может произойти, если мы поднимемся в небо при таком ветре? (Ответы детей). Чтобы заставить ветер утихнуть, надо выполнить задание: определить на карточках лишнюю фигуру (Дети выполняют задание, обосновывая свой выбор). Ветер утих. Почему? Тогда летим дальше.
Воспитатель: Наш шар опять опускается. Мы приземляемся на Поляну цветов. Но что это? На поляне нет ни одного цветка. Что случилось: чем же можно помочь поляне? (Дети высказывают свои варианты).
- А вы можете показать, как растут цветы?
Проводится психогимнастика. Звучит музыка. Дети изображают, как растут цветы. Воспитатель предлагает «посадить» цветы (дети располагают готовые изображения цветов в ряд).
Воспитатель: А теперь скажите: сколько цветов выросло на поляне? Какого они цвета? На каком по счету месте растет красный цветок? Желтый? Розовый? После какого по счету цветка растет голубой цветок?
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Подумайте, почему нам пора возвращаться? Что вы узнали интересного во время путешествия? Что вам больше всего понравилось? (Дети возвращаются обратно).
Воспитатель: Вот мы и дома. На память о нашем путешествии я дарю вам рисунки воздушного шара, но они не цветные, каждый по настроению может раскрасить шар любым цветом.
Второй завтрак
Работу во время данного режимного момента в плане можно не отражать, т.к. она проводится так же, как и работа во время подготовки к завтраку и во время завтрака.
Подготовка к прогулке, прогулка.
В плане работы необходимо наметить содержание и методику работы с детьми по воспитанию у них навыков правильного и самостоятельного одевания и культуры поведения (взаимоотношения).
Дать детям установку на предстоящую деятельность.
Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем, как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, проследить, чтобы каждый ребенок сел рядом со своим шкафчиком (на банкетку или стул), следить, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания.
Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».
По мере того, как большинство детей оденутся, нужно выводить их на прогулку. Перед выходом обратить внимание детей на их внешний вид.
В план воспитательной работы можно включить и образовательные задачи. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названия одежды, ее назначения, названия отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завязывать назад-вперед, левый-правый сапог, ботинок).
Организация прогулки. Необходимо организовать интересную, разнообразную и содержательную деятельность детей на прогулке. Выйдя с детьми на участок, познакомить детей с наличием игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что они хотели бы поиграть, напомнить о правилах игры.
В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношениями детей в игре, следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.
Организовать (провести с детьми) подвижную игру (указать название игры и цель). Привлечь детей к уборке участка (указать содержание труда), т.е. что дети будут делать и педагогическую задачу. Дать группе детей трудовое поручение.
Организовать с детьми наблюдения (указать, что дети будут наблюдать).
Примерный план прогулки
Наблюдение: погода и настроение
Задачи: Обратить внимание детей на связь между погодой и настроением людей, обсудить, какая погода нравиться каждому. Предложить пояснить выражение «У природы нет плохой погоды», познакомить с элементарными приемами эмоциональной саморегуляции.
Подвижная игра «Забавные клоуны»
Задачи: Познакомить детей с правилами, учить выполнять игровые действия, точно выполнять движения за водящим. Обогащать двигательный опыт, развивать творчество в двигательной деятельности, создавать хорошее настроение, обеспечивать эмоциональный подъем.
Элементы спортивной игры «футбол», шуточное соревнование «Игра парами»
Задачи: Учить детей выполнять движения с мячом к воротам соперника в паре (партнеры держатся за руки), выполнять удар по воротам. Побеждает команда, забившая больше мячей при меньшем количестве нарушений шуточных правил.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Задачи: Познакомить детей с жанром загадки-шутки, учить их разгадывать, понимать суть вопроса, выявлять слова, имеющие переносное значение, многозначные слова, понимать образные выражения.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Веселая семья»
Задачи: Предложить детям обыграть различные ситуации, выступать в роли родителей, бабушек и дедушек, малышей, учить действовать в соответствии с сюжетом. Развивать чувство юмора, обогащать социальный опыт детей, расширять представления о моделях поведения в стандартных ситуациях семейно-бытовой сфере.
Беседа «Почему мы любим порядок»
Задачи: Предложить детям осмотреть участок, повесить значки с изображением улыбающегося человечка в местах, где уже наведен порядок, а изображением печального человечка отметить места, где необходимо выполнить уборку, где нарушены правила поведения в природе. Обсудить с ребятами, почему человека огорчает непорядок.
Трудовые поручения: наводим порядок на участке
Задачи: Предложить детям навести порядок там, где они повесили значки с изображением печального человечка. Учить правильно и рационально выполнять трудовые действия, распределять обязанности. Предложить развесить «улыбки» там, где работа проделана качественно, рассказать о чувствах, которые они испытывают, хорошо выполнив задание.
Перед уходом с прогулки проконтролировать, чтобы дети убрали все игрушки на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность. Напомнить, что при входе в помещение детского сада надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате проследить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Когда все дети разденутся, проверить, как они выполнили указания воспитателя, дать оценку их действиям, при необходимости предложить ребенку навести порядок в шкафу.
После прогулки организовать постепенное мытье рук, небольшими группами (см. подготовку к завтраку)
Подготовка к обеду, обед
Так же как и при подготовке к завтраку, перед обедом можно провести беседу на тему «В чём польза супа?», «Что нужно для приготовления вкусного супа?»
Задачи: Расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила; Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
Во время обеда создавать спокойную обстановку. Помочь отдельным детям доесть обед, не допускать, чтобы дети засиживались за столом. Проследить (напомнить детям), что бы они прополоскали рот. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.
Подготовка к дневному сну, дневной сон
В процессе раздевания (подготовка ко сну) следить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваться тишины, дисциплинированности. Создавать спокойную обстановку в спальне. Воспитывать у детей положи тельное отношение ко сну. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у них бережное отношение к вещам личного пользования. Обратить внимание на то, что бы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, при этом использовать приемы одобрения, похвалы, замечания. Помочь детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла. Предложить детям проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным.
Перед сном можно провести литературную минутку или музыкальную минутку.
Источники:
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/minutki-vkhozhdeniya-v-den
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/podvizhnye-igry-v-srednei-gruppe
- http://nashi-detochki.ru/igryrazn.php?id=8
- http://www.rastem.ru/porstik/tal/article/kompleks_palchikovyh_gimna
- http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/utrennyaya-gimnastika-v-detskom-sadu-2-3-let-kartochki
- http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-srednei-gruppe-s-elementami-triz
- Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал. Издатель ООО «Детство-Пресс» №8(73)/октябрь/2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ре...
Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.
Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»
План Инновационные формы и методы работы в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...
Доклад на тему "Обновление содержания воспитательно — образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях реализации ФГОС"
Доклад для педагогического совета по теме: "ФГОС дошкольного образования"....
Актуальность проектной деятельности в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...
Организация воспитательно образовательной работы летом в дошкольном учреждении
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ...
Опыт работы «Модель организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Как сложно бывает достучаться до родителей! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, ра...