Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении, в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного творчества в эстетической деятельности.
В Государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга ведётся проектная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию детей. Использование музейно-педагогических программ способствуют развитию личностной культуры восприятия и эстетического опыта путём общения с произведениями искусства, с опорой на возрастную психологию и педагогику, на знания и практический опыт дошкольного воспитания. Жизнь в мегаполисе, высокая занятость родителей, отдалённость от культурного центра города накладывают свой отпечаток на воспитательный и образовательный процесс. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья к конференции "Семья 2016" | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении,
в условиях реализации ФГОС
Писарева В.В., бакалавр художественного образования,
педагог-организатор, ГБДОУ детский сад №44 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного творчества в эстетической деятельности.
В Государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга ведётся проектная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию детей. Использование музейно-педагогических программ способствуют развитию личностной культуры восприятия и эстетического опыта путём общения с произведениями искусства, с опорой на возрастную психологию и педагогику, на знания и практический опыт дошкольного воспитания. Жизнь в мегаполисе, высокая занятость родителей, отдалённость от культурного центра города накладывают свой отпечаток на воспитательный и образовательный процесс. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Большое значение в процессе взаимодействия факторов влияющих на эстетическое развитие дошкольника приобретает связь с родителями, т.е. затрагивается проблема семейного воспитания. Круг первоначального общения ребёнка ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребёнка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребёнка идёт особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Опыт педагогической практики показывает, что необходимо время и большое терпение, чтобы настроить ребёнка на общение со сверстниками, чтобы рисование стало процессом увлечённого творчества не только ребёнка, но и родителей.
Маленького человека переполняют чувства и знания, обретённые во время творческой деятельности, он торопится показать свои рисунки и рассчитывает на такое же внимание, восторг и удивление, которые только что испытал в общении с педагогом и другими детьми. И как часто именно в этот момент обнаруживается полное непонимание детей родителями. Приведем пример: начало года в средней группе, первая живописная работа - яркая, эмоциональная, на большом листе. Таких работ девочка не рисовала дома никогда. Быстрее несёт работу самому родному человеку-маме. Мама смотрит на рисунок - «Ой, что же это ты нарисовала? Ничего не разобрать!» Конечно, мама не подумала, что этими словами обидела своего ребёнка. Ей не пришлось увидеть ни дочкиного волнения, ни старания, ни творческого поиска, и в итоге - непонимание и взаимное разочарование.
Как правило, родители дошкольников выражают недоумение в ответ на вопрос, прислушиваются ли они к мнению своего ребёнка, доверяют ли его интуиции. Работа с родителями – дело более кропотливое и деликатное чем непосредственные занятия с детьми. Одними объяснениями и беседами нельзя объяснить, что ребёнок отображает действительность лучше и правильнее, чем кажется взрослому.
Наше решение этой проблемы – это обучение самих родителей, включать их в творческую деятельность детей.
С этой целью использовались активные формы и методы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
-мастер-классы с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с детьми при создании и организации выставок совместного творчества детей родителей и педагогов: информация, переживания, действия.
• Информация – это то новое и важное, о чем узнают дети, участвуя в создании выставки.
• Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.
• Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать воспитанников. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребёнка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Существует книга отзывов для посетителей выставок. Такие отзывы поддерживают нас, побуждают искать новые методы работы. В конечном итоге, от этого польза всем участникам педагогического процесса.
На родительских собраниях определяются задачи, и раскрывается программа работы с детьми, даётся установка на участие родителей в этой работе. С ними проводятся беседы, консультации, открытые занятия, мастер-классы, даются рекомендации по совместному посещению музеев с детьми.
Хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Интересно, что даже самые робкие и обычно очень тихие дети чувствуют себя вполне расковано и испытывают эмоциональный комфорт, так как рядом с ними, самый близкий и надёжный человек, который не только присутствует, но и помогает.
Выставки совместного творчества являются настоящим праздником для детей. Ребята долго и кропотливо готовятся к ним, приводят в изостудию родителей, чтобы показать им свою работу ещё до начала выставки. И, безусловно, радуются, когда выставка, наконец, открывается и их работа является гордостью не только для них самих, но и самой лучшей для их родителей.
Само экспонирование творчества малышей – одна из форм занятий, момент привлечения взрослых к детскому искусству. Только научившись воспринимать такие эмоциональные по цвету и такие, как иногда кажется, несовершенные по форме живописные творения самых маленьких людей, взрослый человек сможет ощущать чувственную иррациональность живописных произведений некоторых направлений профессионального искусства современных форм и получать наслаждение от посещения выставок современного искусства. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги, очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Список литературы:
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.,1925
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1997
- Детское творчество и музей. Автор - составитель М.А. Литвинова, Б.А. Столяров ФГУК «ГРМ» 2010
- Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М.,1985.
- Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации gzalilova.narod.ru/KonhudobrRF.doc (дата обращения 18.03.2016)
- Система эстетического воспитания в детском саду. /Под редакцией Н.А. Ветлугиной. М.1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС
Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов. Ключевым моментом в предл...
Консультация для педагогов:"Моделирование ППРС в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО"
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...
Сертификат участника онлайн-семинара "Развитие профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО", 04.05.2020
Сертификат участника онлайн-семинара "Развитие профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО", 04.05.2020...