План-конспект непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками Тема: «Развитие человека, от первобытного до современного»
план-конспект занятия (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Задачи:
1) Способствовать проявление познавательного интереса к изменению образа жизни человека; освоению детьми представлений об историческом времени (временных отношений: эволюции человека). Развивать исследовательские умения. Ознакомление детей с внешним обликом и бытом первобытного человека, его важными достижениями: умением добывать огонь, изготовлением орудий охоты, труда; («Познавательное развитие»)
2) Развивать внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы, точно употребляя слова по смыслу. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов, развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности; («Социально-коммуникативное развитие»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_reke_vremeni_chelovek.docx | 430.97 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
со старшими дошкольниками
Тема: «Развитие человека, от первобытного до современного»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Задачи:
1) Способствовать проявление познавательного интереса к изменению образа жизни человека; освоению детьми представлений об историческом времени (временных отношений: эволюции человека). Развивать исследовательские умения. Ознакомление детей с внешним обликом и бытом первобытного человека, его важными достижениями: умением добывать огонь, изготовлением орудий охоты, труда. («Познавательное развитие»)
2) Развивать внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы, точно употребляя слова по смыслу. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов, развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;
(«Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приемы:
- практические: пазлы «река времени».
- наглядные: иллюстрация «Первобытный человек»
- словесные: мнемо-таблицы,
Материалы и оборудование: модуль «Река времени», в групповом помещении: река времени, картинки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (вписывать свое) |
Игровая | Дидактическое упражнение «Угадай по звуку, по весу, по запаху», |
Изобразительная | Иллюстрация «Первобытный человек» |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание модуля «Река времени», |
Коммуникативная | Ответы на вопросы с помощью Мнемо таблиц, Игра «Назови, какой дом, если он из …» |
Логика образовательной деятельности
Этапы (последовательность деятельности) | Деятельность педагога и детей | |||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение реального или вымышленного события (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) | Педагог стимулирует любознательность, интерес детей. Вноси т в группу сундучок, как вы думаете, что там может быть? Дети рассуждают. Дидактическое упражнение «Угадай по звуку, по весу, по запаху». (по звуку коробки, её весу, запах есть или нет, живое- не живое и т.д.) Открывают коробку и смотрят. В нутрии картинк с изображением древнего человека. Кто изображен на катине? А кто такой это древний человек? И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Где нас будет ждать наш предок. | |||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели исследования (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) | Педагог совместно с детьми определяет цель деятельности: -Давайте уточним, для чего нам нужно попасть в далёкое прошлое? (Узнать, как жили наши предки люди). | |||||||||||||||||||||||||||
Анализ – сравнение, активное обсуждение демонстративного материала (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) | Путешествие на машине времени Педагог вовлекает детей в деятельность. Предлагает закрыть глаза и произнести волшебные слова: «1,2,3 – машина времени в прошлое перенеси». Педагог использует наглядность (сюжетные линии универсального игрового модуля «в путь на машине времени»), стимулирует любознательность, интерес детей. Задаёт вопросы: -Как выдумаете, в какое время мы попали? -Кого вы видите? - Обезьяна похожа на человека? Ромашка Блума: Чтобы узнать о том, как жил развивался человек дети, отвечают на вопросы, спрятанные в картинках, ответы находят на стенах модуля. За каждый правильный ответ я буду давать одну букв, дя того, что бы потом сложить все буквы в одно волшебное слово. Которое поможет нам вернуться из прошлого в наше время. - Как обезьяна стала первобытным человеком? -Зачем древнему человеку шкура? - Где был первый дом человек? -Как древний человек добывал огонь? - где, как древний человек писал? - зачем древнему человек копье, рубила? Решение проблемной ситуации Педагог инициирует детей к высказываниям, дети выражают собственные суждения, совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации: - Как вы думаете почему древних людей называли первобытными? -Как вы думаете, с помощью чего древний человек соединял шкуры животных между собой, чтобы они не спадали, и было теплее? (каменные иглы, длинные колючки, прочные стебли). - как выглядел первый дом человека, была ли там мебель? - Для чего человек добывал огонь? - Как человек общался между собой? Откуда мы знаем, как жил древний человек? - Для чего человеку нужны были орудия труда, - Как они ему облегчали труд? Педагог, используя наглядные средства (сюжетные линии универсального игрового модуля «В путь на машине времени»), рассказывает о следующем историческом периоде «старине». -Люди изобрели колесо, телегу и многое другое. Научились изготавливать ткань, шить одежду, писать, строить дома из камня. Появились города. Педагог обращает внимание детей на горожан старинного города, задаёт вопросы: - Изменилась ли одежда с древних времён? - На чем люди передвигались? - Где жили рыцари и дамы? - Из чего были построены замки? Игра «Назови, какой дом, если он из …» (Образование относительных прилагательных). Дом из кирпича – кирпичный дом дом из стекла – стеклянный дом дом из бетона – бетонный дом дом из мрамора – мраморный дом дом из соломы – соломенный дом дом из камня – каменный дом дом из дерева – деревянный дом дом из песка – песчаный дом дом из железа – железный дом. Мы собрали все буквы, (Н, С, А, Т, О, Щ, Я, И, Е) давайте сложим их в слово. _ Что получилось? «НАСТОЯЩИЕ» А это значит нам пришло время возвращается из «старины» в «наше время». Педагог инициирует общее обсуждение, побуждает детей к высказываниям, делятся впечатлениями: | |||||||||||||||||||||||||||
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» (деятельность педагога с детьми в групповом помещении) | Вариант деления детей на подгруппы: 1 вариант: дети выбирают фишки желтого, зеленого и синего цвета. 2 вариант: «Разрезные картинки» - дети выбирают разрезанную картинку с обратной торены картинка определенного цвета (желтая, синяя, зеленая) Работа с панно: Педагог объясняет, ставит цели, способствует подгрупповой работе детей, предоставляет детям возможность обсудить, найти решение. -Ребята, я приготовила для вас панно «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему. На панно отмечены 3 метки. Вам надо собрать панно в исторической последовательности: «древность», «старина», «наше время». На столе приготовлены картинки с изображением людей в разных времён. Рассмотрите их. Разложите картинки на панно «река времени» в соответствии с метками, обозначающими «древность», «старину», «наше время». Дети делятся на подгруппы игровым методом «Разрезная картинка». Организуют рабочее место, самостоятельно решают поставленную задачу, объясняют, доказывают. Региональный компонент Педагог дополняет панно «река времени» региональным компонентом. Предлагает разложить картинки с изображением древних людей, орудиями труда, мест их стоянок территории самарского края с исторической последовательностью. Дети самостоятельно выполняют задание. | |||||||||||||||||||||||||||
Сопоставление результатов исследования. | Педагог предоставляет детям возможность высказаться, задаёт вопросы: -Кто помнит, зачем мы отправлялись в путешествие на «машине времени» в далёкое прошлое? -Нашли мы ответы на интересующие вопросы? -Поделитесь впечатлениями, что вас удивило? Педагог мотивирует детей на продолжение работы в самостоятельной деятельности: -Что такое будущее? Мы можем узнать, что нас ждёт в будущем? Конечно, же, нет, но мы можем помечтать, пофантазировать. На панно «река времени» осталось место. Вы можете придумать и зарисовать жизнь человек в будущем (орудия труда, дома, одежда, изобретения будущего). Дети в самостоятельной деятельности дорабатывают панно. |
Список использованной литературы:
1. Короткова Н.А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: Изд-во Линка-Пресс, 2012. – 208 с.
2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Как играть с детьми/ Н.Я., Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Изд-во Академический проект, 2001. – 151 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию с дошкольниками подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы» с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации
Зима – любимое детьми время года. Цель занятия: воспитание целостной, гармоничной личности с высоким духовным потенциалом; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной прир...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативн...
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Пересказ были Л.Н.Толстого «Котенок»
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Пересказ были Л.Н.Толстого «Котенок»...
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…» Подготовила : Рафикова Эльмира Тихфятовна, воспитатель 2
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группеТема: «Пр...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…»
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группеТема: «Пр...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «В гостях у народных мастеров»
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группеТема: «В ...