Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ.
консультация
Чтобы сотрудничество учителя-логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо убедить родителей в том, что они полноправные, если не главные участники педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami_detey_s_ovz_.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ.
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
К сожалению, число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.
Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.
Именно поэтому в современном федеральном образовательном стандарте (ФГОС), родителям отводится роль полноправных участников образовательного процесса.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребёнка.
При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком.
Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-образовательной работы.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяют им в полной мере стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяют учитывать особенности ребёнка и семьи. В современных условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Для наиболее эффективной и продуктивной совместной работы, учитель-логопед находит инновационные методы и формы взаимодействия с семьёй ребёнка, помогающие в установлении контакта с родителями воспитанников с ОВЗ, повышении компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
1. В современном образовательном процессе применяются «Тетради по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР», которые в соответствии с возрастом и уровнем развития ребёнка помогают правильно поставить его речь. С помощью «Тетрадей» логопед занимается на групповых и подгрупповых занятиях в детском саду, а родители закрепляют материал дома. Родители становятся участниками коррекционного процесса, помогая ребёнку в выполнении домашних заданий. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий.
2. Остаётся актуальным тестирование и анкетирование, которые проводятся теперь в удалённом режиме и позволяют выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, а логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.
3. Для общения с родителями активно используются возможности Интернет. Это могут быть родительские сообщества в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и др. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делиться друг с другом информацией.
Логопедическая страничка на сайте ДОУ и личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает актуальную для родителей информацию: консультации, видео и фото отчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно.
Домашняя игротека доступна в информационном поле Интернет. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но интересными и полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка: «На кухне», «По дороге в детский сад». Копилка методических рекомендаций размещается на сайте ДОУ. Каждую неделю педагоги добавляют в копилку новую информацию об успехах детей, задания для родителей.
4. Семинары-практикумы, мастер-классы, где родители получают возможность получить новую и полезную информацию, попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под руководством логопеда. Родителям даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции, по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка (как проверить уровень развития фонематического слуха, лексического запаса ребенка).
5. Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Логопед приглашает родителей на праздники, где дети демонстрируют свои знания, умения и навыки, полученные в группе и закрепленные в домашних условиях в течение определённого периода времени. Важно заметить, что родители, как и их дети, становятся активными участниками данных мероприятий.
Дни открытых дверей. Родители посещают как индивидуальные, так и подгрупповые занятия. Здесь они видят, как дети занимаются, на что нужно обратить внимание в домашних условиях.
Родительские пятиминутки, когда родители имеют возможность получить кратковременную личную консультацию учителя-логопеда.
Совместные проекты помогают всем участникам образовательного процесса проявить свои креативные идеи, раскрыть новые возможности для реализации умений и навыков детей. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т.д.
Таким образом, чтобы сотрудничество учителя-логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо убедить родителей в том, что они полноправные, если не главные участники педагогического процесса.
Учитель-логопед применяет к ребёнку специальные приёмы и методы, дает малышу знания, которые нужно в играх и разнообразных доступных для малыша занятиях закреплять в домашних условиях. А это в силах для любящих и неравнодушных родителей.
Список использованных источников:
Баранова, Г.А. Использование игровых технологий как средства повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.А. Баранова, А.С. Пушкарева // В сборнике статей XXVI Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.10.
Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи [Текст] / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. – Москва : ТЦ «Сфера», 2009. – 64 с.
Ефремова, З.А. Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / З.А. Ефремова. ‒ URL: https://urok.1sept.ru/articles/680013 (Дата обращения: 16.10.2021).
Павлова, С.Н. Модели взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих ОВЗ [Электронный ресурс] / С.Н. Павлова. – URL: https://nsportal.ru/pavlova-svetlana-nikolaevna-1975 (Дата обращения: 16.10.2021).
Сорокина, И. Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / И. Сорокина. – URL : https://www.maam.ru/ detskijsad/-sovremenye-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami-detei-s-ovz.html (Дата обращения: 16.10.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материалах рассказывается об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...
НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов. Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Семья имеет очень большое значение не только в процессе социализации, но и в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в семье от значимых для него людей малыш получает первую информацию о правилах по...
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса
В данной статье обобщен опыт совместной деятельности учителя-логопеда с воспитателями и родителями дошкольников. Итоговым результатом совместной образовательной деятельности стало создание картотеки о...
"Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми в процессе консультирования в ДОО".
Традиционные и инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации....
Эффективной формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями в совместной работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Презентация фокусируется на важности и эффективности взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями для успешного преодоления речевых нарушений у дошкольников. В ней рассматриваются современные ак...